Сообщество блокчейн-разработчиков Dash создано в Санкт-Петербурге. Его основная цель – поддержка интереса специалистов к развивающейся технологии. Технология существует давно, она пережила эмбриональный период, не так давно созрела. Более того, инфраструктура государственных учреждений, банков и компаний готова к использованию этой технологии – неслучайно бум произошел в 2016-2017 годах. Тогда интерес к развитию блокчейна появился не только у технических специалистов, но и среди населения далекого от технологий. Прежде всего это случилось потому, что технология позволяет по-новому взглянуть на товарно-денежные отношения между людьми.

«О блокчейне и криптовалютах сегодня слышали почти все, однако за этими понятиями стоит большой труд многих разработчиков. В отличие от других организаций, обучающий механизмам заработка на технологии, правильного вложения средств и прочего, мы занимаемся повышением квалификации у разработчиков, которые будут строить блокчейн будущего. Тот блокчейн, который существует сегодня, о котором говорят на конференциях и форумах – это блокчейн прошлого, частью которого являются сети, позволяющие создать кошельки и приобретать монеты. Блокчейн будущего другой, потому что сегодняшняя реализация технологии имеет массу недостатков, например, высокая комиссия на транзакцию между пользователями сети, огромные мощности, которые посвящаются майнингу. Блокчейн будущего будет учитывать все эти проблемы и предлагать новые решения. Наиболее оптимальные протоколы взаимодействия создаются именно сейчас и именно теми разработчиками, которые приходят к нам», – комментирует Дмитрий Плахов.

Дмитрий Плахов
Дмитрий Плахов

Профессии, которые появились на рынке в связи с развитием технологии блокчейн

СЕО, Founder, Co-founder

До 2005 года под позициями СЕО, Founder, Co-founder подразумевался специалист, имеющий серьезный бэкграунд в бизнесе, который сделал карьеру в крупной компании или создал собственное предприятие. Сегодня каждый стартап, каждая команда из трех-пяти участников имеет своего исполнительного директора, который занимается продвижением идеи, основанной на технологии блокчейн. Идеи, в свою очередь, стали оформляться в красивые упаковки и продумываться маркетологами и копирайтерами и выводиться на рынок, чтобы наиболее увлеченные последователи идеи могли поучаствовать в развитии компании. Для этого существует ICOInitial coin offering (с англ. — «первичное предложение монет, первичное размещение монет») – процесс выпуска компанией акций (существующих в данном случае в виде токенов), которые любой человек, увлеченный идеей проекта, может приобрести, тем самым финансово поддержав команду, которая вложит полученные средства в развитие продукта. 

Маркетолог

Позиция маркетолога тоже меняется. Если раньше маркетолог присутствовал в крупных компаниях, где выпускаемый товар требует определенного позиционирования на рынке с целью увеличения продаж и осмысления тех рынков, на которые стоит выходить компании с конкретным продуктом, то сейчас маркетолог есть у каждого стартапа. Его цель – оформить идею наиболее подходящим образом для того, чтобы донести ее до нужной аудитории, заставить ее проникнуться идеей и выделить под нее финансирование.

Копирайтер

Раньше копирайтер чаще всего работал в крупных компаниях, где была крупная PR-служба, которая заботилась об эффективной рассылке новостей и пресс-релизов о достижениях компании. Сегодня копирайтер так же, как и маркетолог и CEO, участвует в каждой блокчейн команде, чтобы создавать прижившиеся формы общения с аудиторией – One Pager (изложение идеи проекта на одной страничке, где указана информация о цели, планах и способах достижения намеченных планов) и White Paper (более пространное изложение идеи проекта на нескольких страницах, где пошагово расписаны действия сотрудников проекта, выхода на рынок, получение выгоды инвесторами и самими разработчиками).

Лекция Дмитрия Плахова в Университете ИТМО
Лекция Дмитрия Плахова в Университете ИТМО

Community manager, PR

После того, как маленький стартап из трех человек выходит на рынок, ему необходим community менеджер. В случае, когда стартап небольшой и идея нишевая, далеко не всем людям понятна его идея, поэтому то небольшое количество заинтересованных лиц, которые поначалу собираются вокруг проекта, необходимо сопровождать, радовать успехами и пополнять их численность. Community менеджер по большей части работает в социальных сетях и на мероприятиях, в которых участвует проект, объясняя, почему следует присоединиться к проекту. За общением, складывающимся вокруг проекта, необходимо следить, вести диалоги на разных площадках и стараться противодействовать оскорблениям, атакам, дезинформации. Community менеджеру помогают копирайтер и маркетолог – вместе она стараются наиболее эффективно донести до аудитории идею проекта.

Майнер

Так как проект завязан на технологии блокчейн, требуются добровольцы, которые станут майнить – создавать блоки в сети, которые проект использует в дальнейшем для своего развития. Сегодня майнеров много, потому что любая сеть так или иначе создает блоки. Блоки создаются на специальном оборудовании, позволяющем производить процесс эффективно и без перерывов. Майнер, как правило, получает за свою деятельность вознаграждение от самой сети (монеты за определенное количество созданных блоков) – это вознаграждение является главным стимулом работы майнера.

Лекция Дмитрия Плахова в Университете ИТМО
Лекция Дмитрия Плахова в Университете ИТМО

Трейдер, инвестор

Проект должен выйти со своими акциями на биржу для того, чтобы о нем узнали потенциальные инвесторы, а те, кто уже вложился в проект, могли быть уверены, что сделали это не зря (инвесторы ожидают рост стоимости акций проекта). При выходе на биржу проект делает серьезный шаг в будущее. Чтобы удержаться на бирже и торговать своими акциями эффективно, нужны профессионалы – трейдеры, люди, которые правильным образом сформируют мнение брокеров и инвесторов о данном проекте. У трейдеров выработан алгоритм, позволяющий торговать акциями проекта на тех биржах, где это будет эффективнее всего, и сделать, таким образом, присутствие проекта на биржах важным для самого проекта.

Escrow

Часто инвестору, который слышит о новом проекте, сложно ему доверять, у него остается сомнение, которое может сгладить такой человек, как escrow. Эти специалисты достаточно хорошо зарекомендовали себя на протяжении длительного времени на рынке и своим имиджем и авторитетом могут подтвердить факт жизнеспособности нового проекта. «Эскроу» гарантируют вкладчикам, что они получат дивиденды. Они же работают вместе с юристами, заключая договоренности, подтверждающие дальнейшие выплаты.

CTO, CIO, team lead

Поскольку все блокчейн стартапы, в первую очередь, опираются на IT-инфраструктуру или сами по себе являются IT-продуктом, то команде необходим участник CTO (технический директор), CIO (директор по информационным технологиям) или team lead (руководитель команды разработки).

Курс биткойна за неделю (3-10 июля). Источник: exmo.me
Курс биткойна за неделю (3-10 июля). Источник: exmo.me

Разработчик

Разработчик в команде блокчейн серьезно отличается от разработчика, который оформляется на работу в традиционную фирму, где, как правило, сотруднику гарантируют фиксированный оклад. Главное отличие от привычной профессии заключается в том, что разработчик в данном случае должен быть сам стартапером, требовательным к себе и продукту, увлеченным. Он не может работать годы на окладе, он приходит на короткий срок, у него есть понятные критерии оценки работы, иногда он получает долю в компании.

Блокчейн-разработчик

Блокчейн-разработчик – это разработчик другой формации, который находится выше по степени эволюции над разработчиком. Многие считают, что разработчик выбирает определенную область своей работы (например, front-end или back-end) или работает только на одном языке программирования, выбранным по вкусу. Блокчейн-разработчик создает децентрализованное приложение, он должен понимать, что его приложение должно работать в специфических условиях (поскольку блокчейн-сеть может состоять из оборудования, распределенного по всему земному шару, его невозможно стандартизовать). В итоге блокчейн-разработчику нужно учесть все варианты запуска его приложения в любой существующей среде и понять, как приложение будет реагировать на перегрузку оборудования, отключение электричества и многие иные факторы-помехи. Блокчейн-разработчик должен быть передовым, знать свежие новости в области разработки, участвовать в мероприятиях. Блокчейн-разработчик – не замкнутый интроверт, а готовый к общению и обсуждению задач человек.

Где обучаться

Сегодня блокчейн-разработчиков не так много, и спрос на таких специалистов на рынке труда постоянно растет. Пройти обучение сегодня в Санкт-Петербурге предлагают сразу несколько экспертов. Так, отдельные курсы можно найти у Александра Мазалецкого, участника сообщества Dash и преподавателя Университета ИТМО (в вузе лектор прочитал семестровый курс по блокчейну), у Дмитрия Мишунина, основателя проекта HashEx, и  у Михаила Лазарева – основателя Tokenstarter.