Что такое «Школьный патент – шаг в будущее»?

Ежегодно в мире тысячи детей и подростков изобретают различные приспособления и игры, создают и модифицируют роботов и технику. Изобретать и творить для детей естественно, ведь их фантазия еще не ограничена всеми «НО», которые появляются при взрослении. Главное – дать им возможности и инструменты для реализации идей. Конкурс «Школьный патент – шаг в будущее!» существует уже восемь лет и проводится Институтом международного бизнеса и права Университета ИТМО. За время своего существования конкурс перерос в многогранный масштабный проект, который длится на протяжении всего года. К 2017 году открыто восемь региональных дирекций, а штаб-квартира расположилась в Санкт-Петербурге на базе Университета ИТМО. В рамках программы проекта одаренные школьники, желающие получить патент на свои изобретения, могут получить консультации у экспертов в области патентования, узнать, как именно можно доработать свою идею, получить помощь в оформлении и подаче заявки на патент, посетить семинары и летние школы, посвященные интеллектуальной собственности. Победители конкурса получают сертификаты, которые учитываются при поступлении в вузы России (в Университете ИТМО – 5 баллов к ЕГЭ).

Кто такие патентоведы и патентные поверенные?

Патентоведы и патентные поверенные – это эксперты в области патентования, посредники между изобретателями и Роспатентом. Именно эти специалисты объясняют, как от идеи прийти к ее реализации. Между двумя специальностями есть некоторые различия, однако цель у них одна – помочь изобретателю получить монополию на его изобретение. Патентоведы и патентные поверенные помогают запатентовать, а также защитить продукт интеллектуальной деятельности от других людей. Эти специалисты обладают юридическими знаниями, чтобы законно защищать и охранять идею. Кроме того, они обладают и техническими знаниями, чтобы разбираться в той области, в которой создано изобретение. Нужно это для того, чтобы правильно описать идею в заявке на получение патента.

Патентоведа надо выбирать, как врача, – у вас должно быть колоссальное взаимопонимание. Всего в России порядка двух тысяч таких специалистов, половина из которых специализируется на изобретениях.  В Петербурге находятся 300 специалистов от общего числа. Патентные поверенные работают в патентных фирмах, а патентоведы на крупных предприятиях и, как правило, приписаны к нему, числятся в штате. Патентоведа можно найти на сайте Росреестра и узнать его специализацию, после чего с обратиться к нему. 

Специалисты в области патентования помогают перевести идею с русского языка на «русский патентный». Запатентовать, кстати, можно все что угодно.

Зачем правообладатели должны защищать свои изобретения?

Патент дает привилегии на рынке, поэтому, если вы хотите успешно коммерциализировать свою идею, ее надо защитить. Может ли получить патент школьник? Да, в заявлении на патент вписываются паспортные данные, поэтому с 14 лет школьник может стать полноценным правообладателем. Если юный изобретатель еще даже не получил паспорт, то запатентовать продукт ему могут помочь родители или научный руководитель (с ними, в свою очередь, можно заключить договор, согласно которому правообладателем автоматически становится школьник при достижении определенного возраста). Патент также обеспечит стабильность будущего, так как защитит вашу идею на срок от пяти лет (в зависимости от объекта патентования).  Еще один бонус – патент дает дополнительные возможности во время вывода разработки на интеллектуальную биржу. Инвестор первым делом интересуется, насколько защищена разработка, поэтому с запатентованным товаром легче работать. В это же время затраты на оформление патента не такие большие.

Важна также защита своего изобретения от патентных «троллей» – людей, которые патентуют идеи, не разрабатывая при этом прототипов, мешая таким образом настоящим изобретателям работать над какой-либо идеей (ведь она уже запатентована). 

Понять, не придумал ли кто-то до вас такое же изобретение, могут помочь в Центре поддержки технологий и  инноваций Всемирной организации интеллектуальной собственности (ЦПТИ). Открытые ЦПТИ в Санкт-Петербурге функционируют на базе лицея №590, ГБУ «Информационно-методический центр Красносельского района» и МБОУДО «Центр развития творчества».

Баркэмп «Школьный патент: лидеры IP»

Баркэмп – это новый, но ставший очень популярным среди молодежи формат коротких презентаций своих проектов. В этом году перед аудиторией форума в рамках баркэмпа выступили призеры и победители одного из главных направлений проекта – конкурса «Школьный патент – шаг в будущее!». 

Одним из представленных проектов стала программа «Приключения мудрого кенгуру», написанная Керженцевым Львом – учеником пятого класса лицея №590. Ежегодно в школах проходит математический конкурс «Кенгуру», однако чаще всего школьников к нему не готовят. Школьник же написал программу, которая помогает учащимся 3-4 классов подготовиться к математическому состязанию.

Программа записана на диске. Процесс установки займет не более пяти секунд. Сразу после установки ученик может начать подготовку. Все задания берутся из олимпиад прошлых лет. Ученику при прохождении заданий надо выбрать правильный вариант ответа. Если задание сложное, есть возможность выбрать подсказку «50х50». Другой подсказкой является калькулятор, который можно найти в «Меню». После прохождения всех заданий можно даже получить диплом – нужно лишь вписать свои данные и вывести файл на принтер.

Другой ученик лицея № 590 Вячеслав Гораш продемонстрировал прототип устройства, помогающего слепым людям ориентироваться в городе.

«Актуальность работы сомнений не вызывает, поскольку слепые люди находятся сегодня в сложном положении – они вынуждены пользоваться тактильными приспособлениями (тростью). В городе для них нет условий, в которых они могли бы нормально существовать. Именно поэтому моя цель состояла в том, чтобы создать компактное устройство, которое может помочь слепому человеку ориентироваться в городе без тростей и других архаичных приспособлений», – объяснил юный изобретатель.

Устройство надевается на руку и с помощью установленных на нем датчиков переводит зрительную информацию в звуковую, позволяя, таким образом, слепому человеку получить сведения об окружающем мире. Прототип устройства собран на основе Lego Mindstorms. Основные возможности изобретения: оно определяет расстояние до объекта и кодирует его звуком (чем ближе препятствие, тем громче звук), другими словами, устройство распознает препятствия и определяет расстояние до них. Также устройство устанавливает цвет объекта – его можно поднести к поверхности объекта, нажать кнопку, и устройство назовет цвет. Третья функция – определение общего уровня освещенности в помещении. Сейчас слепой человек не может определить характер помещения, а устройство по десятибалльной шкале оценит освещенность в помещении.  Все это, по мнению школьника, позволит уравнять возможности слепых и тех, кто видит. В дальнейшем Вячеслав планирует разместить датчики на уровне головы и ботинок для того, чтобы на всех уровнях одинаково точно устройство определяло расстояние до препятствий.  Кроме того, в дальнейшем разработчик планирует сделать девайс в виде браслета, который можно удобно закрепить на руке.

Мечислав Пренёв из Воронежа представил гостям и экспертам мероприятия комплекс программ SmartWall, который позволяет управлять компьютером при помощи неэлектронных поверхностей. Есть два типа программ: стационарные интерактивные поверхности и мобильные неэлектронные гаджеты. Как это работает? В первом случае на стационарную поверхность накладывается трафарет, с помощью которого выделяются нужные области. После видеозахвата (с компьютера) трафарет убирается. Как только закончится сегментация изображения, пользователь может задать необходимую очередность интерактивных областей на поверхности с помощью выделения нужных фрагментов.  При нажатии на интерактивные поверхности компьютер производит заданные действия.

Во втором случае (мобильные неэлектронные гаджеты) происходит видеозахват «якоря» (который расположен на гаджете), после чего определяется интерактивная область на гаджете. При нажатии на интерактивные области компьютер производит заданные действия.

Использовать разработку можно сразу в нескольких областях. Например, в интерактивной рекламе или в системе «умный дом». Интерактивные поверхности без использования сенсорных технологий на основе ПО SmartWall для различных систем интеркомов и тревожных кнопок позволяют снизить себестоимость оборудования за счет отказа от электронных приборов и проводки, а также позволяют использовать любую поверхность для управления системой «Умный дом» (например, звонок в дом на обычной стене).