Хакатон по интеллектуальным системам и нейротехнологиям в виртуальной реальности

На нейро-хакатоне в Петербурге разрабатывали интеллектуальных советчиков и приложение для концентрации

В Петербурге завершился хакатон по интеллектуальным системам и нейротехнологиям в виртуальной реальности. В течение трех дней в коворкинг-центре «Точка кипения» команды работали над созданием интеллектуальных помощников и инструментов, использующих технологии машинного обучения и нейронные сети.

С финальными презентациями на закрытии хакатона выступили четыре команды. Участники проекта Courseburg решили создать интеллектуального советчика, который помогает подбирать бесплатные образовательные курсы на русском языке. Пока что @CourseBurgBot предоставляет пользователю только каталог актуальных курсов, открытых для записи, но в будущем команда собирается добавить возможность анализа присланного пользователем текста, чтобы бот мог «беседовать» с пользователем и самостоятельно подбирать интересный ему курс.

Еще над одним виртуальным помощником работала команда Bholder. Как рассказывает евангелист проекта Константин Хомченко, работа их помощника биржевого аналитика основана на анализе большого количества данных из ряда открытых и закрытых источников: ими могут быть прогнозы скачков стоимости акций какой-либо компании, новости о событиях, которые влияют на рынок ценных бумаг, такие как взрывы мобильных телефонов Samsung, «Брекзит» или победа Дональда Трампа на выборах в США. Каждой из новостей присваивается определенный «вес», влияющий на прогноз стоимости акций тех или иных компаний, и в итоге пользователю предлагают простой интерфейс, через который он может согласиться на спрогнозированную сделку и выбрать, сколько денег он планирует на нее потратить. При желании пользователь может узнать, из чего сложился прогноз, при этом сам факт сделки или отказа от нее также влияет на поведение системы, обучая ее.

Единственным проектом хакатона, использовавшим нейроинтерфейсы, стал TuSion App: приложение, которое призвано помочь пользователю расслабиться или сфокусировать внимание, манипулируя арт-объектами на экране мобильного телефона. Команда проекта предлагает деятелям искусства или просто гикам контролировать уровень концентрации и общее состояние с помощью нейроинтерфейсов Muse и NeuroSky и планирует продавать клиентам лицензии на использование своей платформы или готовые сборки приложений под Android и iOS.

Лучшим же проектом хакатона по мнению экспертного жюри стал DeepCyber, разрабатываемый выпускниками факультета прикладной математики-процессов управления СПбГУ. Представитель команды Андрей Иванов рассказывает, что DeepCyber — это SDK для построения виртуальных копий различных объектов в рамках концепции Индустрии 4.0. Имея копию технологического предприятия или, к примеру, корабля, инженеры могут подбирать параметры и управляющие сигналы, чтобы оптимизировать производство, сократить потребление топлива и так далее. DeepCyber «заточен» под работу с измеряемой информацией, поступающей с различных датчиков, и в его основе лежит комбинация машинного обучения и строгих математических подходов. Создатели проекта уже проверили его в деле, смоделировав с помощью DeepCyber работу ускорителя заряженных частиц, человеческого сердца, а также научив робота играть с йо-йо.

По словам директора Центра проектного управления и продвижения Университета ИТМО Екатерины Егошиной, всего на участие в хакатоне зарегистрировались около 80 человек, но финальные презентации показали всего четыре проекта, потому что рынок нейротехнологий пока что непонятен даже его участникам. Университет ИТМО будет активно работать над привлечением «свежей крови» — студентов-разработчиков, и поддерживать их в продвижении нейро-стартапов на рынок.

«В будущем мы планируем рассматривать эти хакатоны в том числе с точки зрения популяризации нейротехнологий и привлечения в эту отрасль новых людей. Нужно, чтобы студенты видели и понимали, что применение их навыкам есть не только в „чистом“ программировании, что есть проекты, которые возникают на стыке программирования и, например, физиологии. К сожалению, на этом рынке пока что слишком много неизвестных: возникают вопросы медицинских ограничений использования нейротехнологий, стартапы не понимают, куда пойдет их технология, на какой рынок им выходить, с кем работать, как это будет выглядеть. Мы будем стараться исправлять эту ситуацию», — объясняет Екатерина Егошина.

Директор Центра научно-технологического форсайта Университета ИТМО Наталья Луковникова добавляет, что следующий хакатон состоится в следующем году. Для Университета ИТМО поддержка рынка нейротехнологий является стратегически важной, так как у петербургского вуза есть возможность активно на него влиять — как идеологически, так и технологически.

«Нейроинтерфейсом и вообще интерфейсом может быть что угодно, правильное изображение, правильное звучание, правильная организация чего-либо, и связанные с этой отраслью сервисы могут быть персонализированы на основе умных алгоритмов. Интерпретация может быть очень широкой. Мы увидели, что нейротехнологии — это большой и не вполне сложившийся рынок, что у нас есть возможность на него влиять. Поэтому мы сформировали в Университете ИТМО инициативу, условно названную „IT в нейротехнологиях“, и стали активно взаимодействовать с рынком НейроНет. На данный момент мы стали официальным членом Отраслевого союза НейроНет — общественной организации, которая курирует реализацию дорожной карты Нейронет, и намерены дальше идти по пути интеграции с этим союзом, — рассказывает Наталья Луковникова. — Одним из таких механизмов мы видим проведение хакатонов: первый, связанный с использованием технологий IBM Watson, проходил примерно полгода назад. Сейчас же мы решили отойти от использования конкретных технологий и развивать свою собственную модель под рынок НейроНет. Это наш первый опыт, который мы собираемся переосмыслить и продолжить развивать в следующем году».

Редакция новостного портала
Персоны
Архив по годам:
Пресс-служба