Источник: living.ru

Платный проезд или бесплатные пробки: как открытие Центрального участка ЗСД влияет на петербургский трафик

Уже больше недели автомобилисты могут тестировать Центральный участок Западного скоростного диаметра, открытие которого было долгожданным событием для многих петербуржцев. Трасса, которая предоставила еще один выезд с обособленного Васильевского острова, широко обсуждается в СМИ и соцсетях. Редакция ITMO.NEWS попыталась разобраться, как полноценное открытие движения по ЗСД влияет на транспортную сеть Петербурга в целом.

С запуском Центрального участка Западного скоростного диаметра компания-оператор трассы «Магистрали Северной столицы» несколько раз сообщала о повышенном интересе горожан. В первый же день работы участка (воскресенье, 4 декабря) нагрузка на ЗСД превысила показатели буднего дня, несмотря на то, что обычно в выходные поток машин по магистрали снижается: количество фактов оплаты проезда достигло почти 160 тысяч. В пятницу же, 9 декабря, трафик на ЗСД достиг исторического максимума и отметки почти в 223 тысячи транзакций. По данным L!FE, всего за первую неделю было зафиксировано более 1,350 миллионов транзакций. Кроме того, транспондеры — устройства для автоматической дистанционной оплаты проезда по трассе — также пользуются повышенным спросом. Компания «Магистрали Северной столицы» сейчас выдает петербуржцам по 1,5 тысяч транспондеров в день, в то время как до открытия Центрального участка такое количество устройств выдавалось за неделю.

Однако, несмотря на ажиотаж и аномально высокие показатели количества машин на магистрали, говорить о том, что введение в эксплуатацию Центрального участка ЗСД повысило эффективность улично-дорожной сети Петербурга, не вполне корректно. По словам руководителя лаборатории OTSlab Ярослава Смирнова, это связано с тем, что термин «эффективность» можно трактовать по-разному.

Ярослав Смирнов
Ярослав Смирнов

«Нужно понимать, что мы считаем эффективностью. Есть такой постулат Льюиса-Могриджа, который гласит, что чем больше дорог, тем больше машин. Таким образом, открытие съезда ЗСД на Васильевский остров без должного управления потоком, например, с помощью оплаты, в конечном счете приведет к большему количеству машин и большим пробкам», — комментирует эксперт.

Для того, чтобы оценить эффект от появления нового сегмента скоростной магистрали, можно использовать различные данные. За первичной информацией об улично-дорожной сети можно обратиться к Open Street Maps, однако для полноценного анализа также понадобятся данные о дневных планах граждан (синтезировать их можно, например, из данных о землепользовании) или данные мобильных операторов. Чтобы строить прогнозы о том, как открытие Центрального участка ЗСД повлияет на дорожное движение в долгосрочной перспективе, необходимо построить поведенческую модель — так называемую модель дискретного выбора.

«То, на чем поедет человек — на личном транспорте или на общественном, — влияет на перспективу общего уровня загрузки, после чего на основе тех данных, о которых я говорил ранее, строится городская транспортная макромодель, которая уже позволяет учитывать, что произойдет в перспективе. Строительство таких дорог увеличивает количество пользователей личным транспортом, что подтверждается так называемым парадоксом Доунса-Томсона. Его суть в следующем: чем быстрее ехать на машине, тем больше людей едет на машине, и они будут выбирать личный транспорт до тех пор, пока скорости движения на личном и общественном транспорте не сблизятся», — объясняет Ярослав Смирнов.

Влияние Западного скоростного диаметра на транспортные потоки Петербурга также учитывалось в одной из работ, опубликованных исследователями из НИИ наукоемких компьютерных технологий и кафедры высокопроизводительных вычислений Университета ИТМО в журнале Procedia Computer Science. В рамках исследования они моделировали пешеходную и транспортную динамику после завершения полуфинала Чемпионата мира по футболу-2018 на стадионе «Зенит-Арена». Уход зрителей после завершения матча — это процесс, который включает несколько уровней: поведение толпы на стадионе, пешеходные потоки от стадиона к парковкам и транспортные потоки с участием едущих с матча автомобилистов. Для первых двух уровней модели были разработаны в рамках предыдущих исследований: при моделировании способов экстренной эвакуации людей с Васильевского острова в случае наводнения и перемещений больших скоплений людей на массовых мероприятиях.

Строительство ЗСД
Строительство ЗСД

Исследователи отмечают, что применительно к рассмотренной ситуации конструкция ЗСД обладает рядом недостатков. Для тех автомобилистов, которые после матча направятся в сторону центра города, въезд на магистраль находится в полутора километрах к северу от стадиона и отделена от него железной дорогой. Согласно данным Google Maps, чтобы попасть на ЗСД, им придется проехать пять километров, и в условиях вечерней пробки это может занять до 20 минут. Средняя скорость движения будет в четыре раза ниже максимально разрешенной — 15 км/ч, и без путепровода в створе Туристской улицы это может привести к тому, что многие предпочтут дорогу через Центральный район по обычным автомобильным трассам. Это подтверждают и результаты моделирования: при наличии путепровода на Туристской значительно снижается нагрузка на выезды на Приморское шоссе и улицу Савушкина. Чтобы попасть на юг Петербурга, ЗСД выбирает большее количество людей, и это, в свою очередь, может приводить к заторам у пунктов оплаты. С полными результатами исследования и выводами можно ознакомиться на ScienceDirect.

Редакция новостного портала
Архив по годам:
Пресс-служба