Устойчивое развитие Петербурга: каким будет мегаполис будущего

Как будет выглядеть комфортная среда будущего в Санкт-Петербурге? Будут ли в ней много парков или плотная застройка с магистралями для личного транспорта в противовес общественному? Свои идеи представили ведущие урбанисты города в рамках Петербургского международного инновационного форума на круглом столе «Мегаполис как платформа технологического развития: эволюция городской среды».

Вопросы создания комфортной окружающей среды, привлекательной для жителей, бизнеса и производства, в условиях увеличения городской территории и транспортных потоков, ухудшения состояния окружающей среды городов, роста социальных и экономических проблем являются актуальными для урбанистов уже не первый год. Однако они приобрели еще большую актуальность ввиду тридцатилетия предложенной ООН концепции устойчивого развития (Sustainable Development), которое будет праздновать мир в 2017 году. Помимо прочего, следующей год объявлен Годом экологии в России, что лишний раз подчеркивает правильность общего направления дискуссии. Основную идею концепции, как должна проектироваться городская среда с высоким уровнем сложности, прокомментировала доцент Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО Ирина Шмелева. По мнению эксперта, развитие должно быть сбалансированным, удовлетворяющим потребности нынешних людей, но и не разрушающим жизнь будущих поколений. В Европе для поддержки и стимулирования таких изменений на протяжении семи лет существует конкурс, победитель которого получает звание «Зеленого города Европы». Обладателями такого приза уже стали 10 городов, среди которых нет ни одного российского победителя. В связи с этим эксперты задаются вопросом: есть ли вообще в России устойчивое развитие? Оказалось, что концепция скорее существует на словах, чем на практике.

Университет ИТМО. Ирина Шмелева (в центре)
Университет ИТМО. Ирина Шмелева (в центре)

«Подтверждением тому — многочисленные кейсы разрушения природной среды в Санкт-Петербурге, продолжающиеся конфликты жителей и девелоперов по планам уплотнительной застройки на территории скверов и парков, по уничтожению бульваров и трамвайных путей. Например, в центре города движение трамваев фактически уничтожено, хотя этот вид транспорта считается одним из самых экологически чистых. Но в то же время есть примеры и позитивных изменений: например, появление в Санкт-Петербурге велопроката и велодорожек, реконструкция пятиэтажных жилых зданий-„хрущевок“ и так далее», — отметила Ирина Шмелева.

Как заметили другие участники встречи, программа развития Санкт-Петербурга «2030» содержит много положений и идей, поддерживающих принципы устойчивого развития, для реализации которых необходимо приложить совместные усилия.

Немаловажную роль в этой концепции играет развитие транспорта. Наиболее остро стоящая в современных городах проблема — возрастающая социальная напряженность ввиду роста пользователей личного и общественного транспорта. Транспортный инженер и планировщик, руководитель лаборатории «Оптимальные транспортные системы» Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО Тимофей Волоцкий привел в пример аспекты мотивации пользователя при выборе типа транспортного перемещения по городу. Кроме удовлетворения самой потребности в перемещении, таковыми факторами являются минимизация времени перемещения, комфорт и эффективность затрат, социальный престиж.

Университет ИТМО. Тимофей Волоцкий (в центре)
Университет ИТМО. Тимофей Волоцкий (в центре)

«Если мы говорим о городах будущего, то стоит остановиться на таком моменте, как рассмотрение городского транспорта в новой информационной среде, — прокомментировал Тимофей. — Сегодня практически все горожане используют смартфоны, а они как раз и меняет правила игры. Сейчас происходит „дигитализация“ отношений горожанина и транспорта, использование мобильных данных в транспортном планировании. Это, впрочем, глобальные тренды развития транспорта: все больше распространены мобильные приложения, предоставляющие возможность прокладки маршрута, выбора вида транспорта и пересадок, оптимизации пути».

Данные тенденции могут сыграть на руку не только обычным пользователям, но также бизнесу, связанному с транспортом. Среди оптимизации транспортных перемещений такие инициативы, как система спутникового мониторинга, электронные устройства оплаты проезда, возможности использования мобильных данных для создания транспортных моделей, подходы к созданию мультиагентных моделей, а в будущем и беспилотные автомобили. Главный вопрос в том, как все эти технологии будут использоваться для удобства горожан.

Круглый стол «Мегаполис как платформа технологического развития: эволюция городской среды»
Круглый стол «Мегаполис как платформа технологического развития: эволюция городской среды»

«Безусловно, проблемы в городе есть, иначе нам нечего было бы обсуждать. Но мы можем спорить о множестве вариантов и концепций развития, но не стоит забывать, что важно также вовлекать в эти процессы горожан, для которых и меняется этот город», — резюмировал директор Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО Сергей Митягин, который выступил модератором круглого стола.

Институт дизайна и урбанистики Университета ИТМО

Архив по годам:
Пресс-служба