ПМЭФ-2016: Рецепты для сотрудничества университетов и предприятий. Источник: фотобанк ПМЭФ

ПМЭФ-2016: Рецепты для сотрудничества университетов и предприятий

Дискуссии о роли университетов в качестве поставщиков инновационных решений для предприятий ведутся в мире уже несколько десятков лет. Университеты «3.0» — это не только образовательные и научные центры, но и места создания и внедрения в экономику технологических решений для бизнеса. В рамках Петербургского международного экономического форума-2016 ректоры и представители общественных организаций поделились своими мыслями о том, каким же должен быть этот самый предпринимательский вуз в российской реальности.

Уделяйте внимание одаренной молодежи

Елена Шмелева, руководитель фонда «Талант и успех»: Самых мотивированных школьников нужно как можно раньше вовлекать в научно-технические сферы. Для этого необходимо обеспечить им доступ в лаборатории, дать наставников в виде ученых и обязательно познакомить с возможностями российских предприятий. Много людей уезжают искать счастья за рубежом, потому что думают, что в России ничего не производится и не делается. «Университеты 3.0» несут ответственность за наполнение смыслом тех учебных часов в школах, на которых ребята изучают технологии. Талантливые школьники должны учиться по индивидуальным планам, которые плавно перетекают в университетские программы, а те, в свою очередь, в рабочие стажировки и, наконец, в трудоустройство. Такое взаимодействие возможно только в формате сетевого сотрудничества между школами, вузами, предприятиями.

Елена Шмелева. Источник: фотобанк ПМЭФ
Елена Шмелева. Источник: фотобанк ПМЭФ

Выстраивайте сетевое взаимодействие

Владимир Васильев, ректор Университета ИТМО, председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга: Концепции университетов «1.0» и «2.0» фиксировали вузы как обособленные структурные единицы. А концепция «3.0» подразумевает, что вузы начали «выходить» из своих стен. Такие университеты более устойчивы, они становятся самоорганизующейся единицей. В таких условиях появляется важное слово — сеть. Это значит, что если для решения той или иной проблемы в вузе не хватает компетенций, то в нем не создаются дополнительные подразделения, а руководство вуза налаживает внешние контакты с теми, кто может предоставить эти компетенции. Кроме того, с помощью сетевого сотрудничества можно привлекать в университеты преподавателей и исследователей из других научных центров. Что касается заказов от бизнеса на разработку инноваций — важно, чтобы и сам бизнес был инновационным. Но одними контактами с бизнесом вузам не отделаться, необходимо уравновешивать систему форсайтом. Университеты ни в коем случае не должны замыкаться, а быть открытыми ко всему.

Сотрудничайте с крупными компаниями

Ханс Висмет, профессор в Дрезденском техническом университете, научный руководитель в Уральском федеральном университете: В какой-то момент развития университета в Дрездене мы поняли, что тратить ресурсы вуза только на образование и исследования — слишком расточительно. Поэтому мы заключили контракты с частным сектором и государством. Но перед нами возник вопрос: как совместить интересы компаний, которым нужна прибыль, и профессоров, которые стремятся увеличивать количество научных публикаций? Поняли, что нужно мотивировать обе стороны этого сотрудничества, и самое простое, что мы могли сделать — это проводить научные исследования для удовлетворения потребностей бизнеса. Эта стратегия принесла плоды: сейчас мы работаем с 20−25 крупнейшими мировыми компаниями. Уральский федеральный университет пытается идти по этому пути, но ему сложнее: вузу приходится кооперировать с большим количеством средних и мелких компаний. Хотя в России именно эти предприятия являются производителями инноваций.

Олег Хархордин. Источник: фотобанк ПМЭФ
Олег Хархордин. Источник: фотобанк ПМЭФ

Меняйте подходы к управлению вузом

Олег Хархордин, ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге: Мы проводили исследования того, как в университетах внедряется концепция shared governance. Это когда профессора чувствуют, что они принадлежат университету не потому, что публикуются от его имени в журналах и получают за это доплату в рамках Проекта 5−100, а потому, что они участвуют в административном управлении вузом в качестве консультантов. Эта система успешно реализуется в США, но возможна ли такая система в России? Для этого не достаточно скопировать методику работы: те или иные культурные практики и взаимоотношения формируются десятилетиями и зависят от менталитета. Например, можно скопировать модель демократии, но наполнить гражданственностью население — нет.

Перестаньте имитировать деятельность

Эдуард Галажинский, ректор Национального исследовательского Томского государственного университета: У профессоров есть гордость за прошлое нашего университета, но полностью отсутствует понимание его будущего. Идея инсталлировать в университеты производство инноваций — это единственная жизнеспособная модель для высшей школы. Но ключевая проблема в управлении. Те установки, которые доминировали в России очень долгое время, научили людей имитировать бурную деятельность отчетами и прочими бумажками, а не достигать реальных результатов. Необходимо формировать в вузах эффективные команды, которые будут ответственны за их развитие.

Бин Сян. Источник: фотобанк ПМЭФ
Бин Сян. Источник: фотобанк ПМЭФ

Предложите уникальный продукт

Д-р Бин Сян, основатель, преподаватель дисциплины «Бизнес в Китае и глобализация» в Высшей школе бизнеса Cheung Kong: Мы являемся не только китайскими, но и мировыми лидерами по подготовке MBA. Изначально мы сделали ставку на то, что Китай — это особая бизнес-среда, в которой действуют совершенно другие правила, чем в мире. Поэтому бизнесмены обращаются именно к нам — мы находится внутри этой среды и понимаем, как она работает. Кроме того, мы пригласили обучаться у нас руководителей ведущих компаний мира, убедив их в том, что им необходимо дополнительное образование в меняющемся мире.

Редакция новостного портала
Персоны
Архив по годам:
Пресс-служба