Заместитель гендиректора РВК» «Решать, кого и как учить, должны не дорожные карты, а университеты»

Заместитель гендиректора РВК: «Решать, кого и как учить, должны не дорожные карты, а университеты»

Заместитель генерального директора ОАО «РВК» Евгений Кузнецов выступил в Университете ИТМО с лекцией, посвященной реализации Национальной технологической инициативы. О том, как университеты участвуют в развитии инновационной экономики страны и как в связи с этим трансформируется система высшего профессионального образования, Евгений Кузнецов рассказывает в интервью нашему порталу.

На какой стадии находится реализация НТИ?

С начала разработки Национальной технологической инициативы прошли всего год и три месяца, но они были сверхинтенсивными. Во­-первых, сформированы несколько дорожных карт, некоторые уже начали естественным образом реализовываться через инициативы людей, а во-­вторых, за это время сильно трансформировались системы принятия государственных решений в этой сфере. Это инертный процесс, но для нашей страны он идет очень быстро, системы поддержки технологических инноваций развиваются достаточно бурно. Президиум совета по модернизации уже утвердил четыре дорожные карты, еще три готовятся к утверждению, а шесть находятся в разработке.

Насколько активно в этом процессе участвуют университеты?

Есть два формата взаимодействия университетов с Национальной технологической инициативой. Первый — когда их представители входят в рабочие группы, участвуют в разработке дорожных карт и их реализации. Например, Университет ИТМО очень плотно взаимодействует с треком SafeNet, а у МГУ очень много проектов, даже групп проектов, в области NeuroNet. Сейчас ведется системная работа по поиску талантов и созданию среды, наиболее эффективной для разработки технологий и инноваций. По работе с университетами мы планируем создать отдельную рабочую группу, уже начали проговаривать формирование специальных образовательных треков для дорожных карт. С учетом определенной инертности я не могу пока сказать, кто именно будет участвовать в этом завтра, но многие университеты заинтересованы в том, чтобы создавать под НТИ специализированные учебные программы или как-то адаптировать существующие.

Университет ИТМО. Евгений Кузнецов
Университет ИТМО. Евгений Кузнецов

Многие наши вузы, к сожалению, до сих пор часто опираются на принципы индустриальной экономики, оперируют понятиями обучения кадров по задачам индустрии. У современных компаний есть представление о том, какие кадры им нужны, но они живут в сложной конкурентной среде и не всегда планируют далекое будущее. Может показаться странным, но крупные мировые компании часто живут с планированием в один год, а по их бизнес-планам далеко не всегда можно составить то, что можно назвать индустриальным заказом. Поэтому университет не должен ждать, пока рынок скажет, сколько ему нужно специалистов и в какой области, а самостоятельно анализировать его, уметь считать объемы производства, производительность труда, устройство цепочек прибавочной стоимости. Все это превращает университет в высокоразвитую консалтинговую компанию, которая способна делать уверенные прогнозы, и именно такие функции берут на себя ведущие мировые университеты.

Насколько в контексте НТИ отличается активность вузов Проекта 5−100 и тех, которые в нем не участвуют?

Те университеты, которые попали в Проект 5−100, научились быть быстрыми, динамичными, что называется, клиентоориентированными. Практически все, с кем мы сотрудничаем, активно заявили себя участниками НТИ. А те, кто не участвует в 5−100, как правило, не очень активны в целом. Это говорит не о качестве самих университетов, а скорее об их ментально-психологическом устройстве: в некоторых из них думают, что их университеты настолько замечательные, что это не они должны выражать заинтересованность и включаться в процесс, а все должны идти к ним сами. Это не вполне логично, потому что современные общество и экономика очень коллаборативны, мы должны искать партнерства, развивать совместные проекты. Есть несколько университетов, которые имеют хороший статус, но при этом не участвуют ни в Проекте 5−100, ни в инициативах НТИ.

Как на ситуацию могут повлиять университеты Проекта 5−100, кроме как своим примером?

Я думаю, что участники Проекта 5−100 первыми придут к формированию правильной системы сервисов и инструментов поддержки. Я не люблю слово «вуз», потому что оно делает акцент в первую очередь на образовании, а современный университет — это не только образование, это еще и наука, предпринимательство, инновации. Те университеты, которые участвуют в Проекте 5−100, особенно те, кто сотрудничает с РВК по развитию инноваций, уже хорошо это понимают. У них есть свои команды, системы, акселерационные и инкубационные программы, они видят рыночную задачу и начинают предлагать свои решения. Те, кто не сменил модель развития, по-прежнему считают, что кто-то напишет им задание и спустит сверху через Министерство образования. Это произойдет через какое-то время, но те, кто думает об этом сами, включатся в процесс уже завтра, а не через несколько лет.

Сейчас мы много говорим о том, что для индустрии будущего нужно создавать новые профессии и многие университеты занимают здесь пассивную позицию. Они считают, что дорожные карты скажут, кого и как им учить, а дорожные карты не знают. Это миссия университета — создавать такие программы, чтобы выпускники были достаточно мобильны и подвижны. Приведу пример. Сейчас формируются новые индустрии, например, в области нейронауки. Чтобы быть квалифицированным специалистом в этой сфере, нужно уметь совмещать компетенции в области фундаментальной биологии и нейрофизиологии в частности, лингвистики, психологии, социологии, информационных технологий. Если ты что-то упускаешь, то не сможешь увидеть картину целиком, поэтому собрать хороший учебный курс по нейронауке может только университет или альянс университетов, в которых есть эти направления. Если пытаться сделать это на базе одной кафедры или отдельного факультета, то возникнут естественные диспропорции: что-то будет преподаваться хуже, что-то лучше, а главное — не будет нужной гибкости в тот момент, когда в этой области произойдет прорыв. Нужна модульная конструкция, на базе которой год от года можно будет трансформировать курсы и образовательные программы, а для большинства наших классических технических университетов это пока что является большой проблемой.

Университет ИТМО. Лекция Евгений Кузнецова
Университет ИТМО. Лекция Евгений Кузнецова

Для инновационных производств, которые планируется создать в рамках НТИ, будут нужны кадры, а это сегодняшние дети. Как именно с ними необходимо работать?

У нас это развито не так сильно, как на Западе, но хорошие научные музеи для детей, кружки и проекты по вовлечению в техническое творчество начинают все чаще появляться в России. Например, я недавно наткнулся на проект «Кодабра» — быструю программу по обучению детей тому, как писать компьютерные игры. Или еще красивый пример — одну из самых лучших программ по биоинформатике, новому направлению на стыке геномики и IT, запустила питерская компания JetBrains, а мы первыми их поддержали.

Мы в НТИ сейчас составляем дорожную карту по поддержке кружковых инициатив, в рамках РВК планировали специальную работу по популяризации мейкерского движения и научных музеев. 21−22 апреля в Москве пройдет большой форум по экосистеме инноваций, сразу же после этого пройдет форсайт-флот. Я думаю, конкретика будет к лету, а осенью запустятся пилотные проекты. Этот процесс зависит не только от нас — развитию движения мешает кризис, но мы видим, что очень много таких проектов сейчас создается не на государственные деньги. Люди сами приходят и делают то, что считают нужным, и с этой точки зрения ситуация выглядит оптимистично.

Если вы хотели бы предложить свои разработки и научные проекты к участию в Национальной Технологической Инициативе, просим направлять информацию о проектах или свои вопросы начальнику отдела маркетинга инновационной деятельности Университета ИТМО Екатерине Егошиной по адресу eegoshina@corp.ifmo.ru.

Редакция новостного портала
Архив по годам:
Пресс-служба