Дмитрий Сокирян

«Когда мы начинали, не было никакой автоматизации»: Первый герой нового сезона ITMO.Superheroes Дмитрий Сокирян – о развитии IT в банковском секторе и личных секретах успеха

В Университете ИТМО стартовал новый сезон проекта ITMO.Superheroes – цикла открытых встреч с известными людьми и выпускниками вуза, получившими признание в самых разных областях – от науки и общественной деятельности до бизнеса и политики. Открыл сезон директор Северо-Западной Дирекции информационных технологий Альфа-Банка Дмитрий Сокирян. О становлении IT-инфраструктуры в российском банковском секторе, о том, как построить команду мечты и почему не стоит бояться проявлять инициативу даже в крупной компании – он рассказал на встрече со студентами Университета ИТМО. Самое главное записал ITMO.NEWS.

О выборе карьеры и первом жизненном постулате

В свое время я окончил Челябинский государственный технический университет по направлению «Двигатели, приборы и автоматы» со специализацией «инженер-механик». Как все понимают, никакого отношения к IT эта специальность не имеет. Но будучи студентом, я получил первый опыт программирования – мне нужно было написать программу, которая рассчитывала матрицу.

Тогда я не справился и очень расстроился. Ведь раньше один взрослый и успешный человек сказал мне, что, если я хочу достичь успеха, надо знать две вещи – программирование и английский язык. Позже, на летней практике у меня появилась возможность заняться программированием, а после ее успешного прохождения я получил предложение войти в группу разработчиков, которые делали большой программно-аппаратный комплекс по автоматизации тестирования студентов, школьников и детей из детских садов для кафедры психологии в нашем университете. Комплекс был большой, он объединял несколько телевизоров в панель, куда и выводилось изображение с компьютера, дополнительно создавался учебный компьютерный класс для тестирования. Моей задачей было автоматизировать тестирование.

Дмитрий Сокирян
Дмитрий Сокирян

Тогда у меня сложился первый жизненный постулат. Когда я пишу что-то или создаю, я делаю это таким образом, чтобы в будущем было меньше всего изменения кода: все параметры должны быть доступны для изменения, чтобы не писать новую программу.

О лучшем времени человека

Студенчество – самое лучшее время жизни. Вы можете экспериментировать и пробовать разные направления и тут же понять, что нравится, а что точно не ваше. Дальше все гораздо сложнее. Я никогда не думал, что уйду в программирование, IT и разработку, моя специализация была совершенно иная.

Но мне предоставили шанс, и я его использовал. Я понял, что это мое, и стал развиваться в этом направлении. Помнится, я единственный из всего потока делал диплом не по специальности, а как раз по программированию. Я разрабатывал программу для автоматизации вывода и печати данных, которые собирались нашей кафедрой. У нее был контракт с Министерством дорожного транспорта. Наша кафедра делала установку, которая собирала все данные по дорогам, эту информацию нужно было интерпретировать в некую визуализацию.

Лекция Дмитрия Сокиряна в Университете ИТМО
Лекция Дмитрия Сокиряна в Университете ИТМО

Легким движением руки

В начале учебы мы понимали, что нас ждет распределение на предприятия страны, однако на нашем выпуске распределения отменили. Нам пришлось самим искать себе место. Тогда север был золотым дном, и я поехал туда перед дипломом, чтобы после университета уехать работать уже на приготовленное место.

И вот приезжаю я в город Ноябрьск, прихожу в IT-подразделение «Ноябрьскнефтегаз», а там сидит руководительница отдела кадров и собирает из нескольких компонентов бутылку-соску. Я подошел, собрал и молча отдал. Она срашивает меня, зачем я пришел. Говорю: «Хочу устроиться на работу». И тут она берет меня за руку, ведет к начальнику IT-подразделения и говорит, что этого человека надо взять. Именно так, волею случая я и попал на должность инженера в НГДУ «Заполярнефть» в поселке Вынгапуровский. И уже после диплома приехал сюда работать.

"Газпромнефть - Ноябрьскнефтегаз". Источник: nng.gazprom-neft.ru
"Газпромнефть - Ноябрьскнефтегаз". Источник: nng.gazprom-neft.ru

Об инициативности

Когда я приехал работать в НГДУ, то понял, что вся работа заключается в починке компьютеров. Тогда я предложил автоматизировать некоторые процессы в компании. У сотрудников до меня тоже были такие идеи, но довести их до реализации было достаточно сложно, потому что надо было идти к начальству, договариваться о бюджете, предлагать проект. Такие сложности многих пугают. Я же решил сходить и предложил весь материальный учет заносить в компьютер. Начальник согласился и тут же выделил мне бюджет, назначив меня руководителем проекта.

О важности видеть перспективы

В «Ноябрьскнефтегазе» я проработал недолго и вскоре стал смотреть, куда можно применить свои навыки. Банковская сфера показалась мне наиболее интересной как с точки зрения карьерного роста, так и материальных возможностей.

Я вернулся в Челябинск, и там началась моя банковская карьера в IT. Когда я начинал работать в этой сфере, еще не было никакой автоматизации, платежки от клиентов забивались в бухгалтерскую программу вручную, а программа была на единственном компьютере. Потом платежки забирались в подразделение, где повторно вносились для отправки в расчетно-кассовый центр.

Я предложил выделить бюджет, сделать локальную сеть и написать программу, которая позволила бы автоматизировать эти процессы. Я пришел к начальнику и предложил эту идею. Через какое-то время меня назначили начальником отдела.

Лекция Дмитрия Сокиряна в Университете ИТМО
Лекция Дмитрия Сокиряна в Университете ИТМО

Альфа-Банк и команда мечты

Однажды я увидел рекламу Альфа-Банка, которая была настолько сочной, что мне захотелось там работать. В то время мой руководитель как раз перешел в Альфа-Банк и начал строить его филиал в Челябинске. Я же стал третьим человеком в Челябинском филиале Альфа-Банка.

Это был первый интересный опыт с точки зрения создания своей команды. Когда ты создаешь команду под себя, она получается настолько эффективной, настолько подходит тебе по менталитету, темпераменту и другим параметрам, что все это позволяет вам выдавать действительно крутой продукт.

Так, мы первыми в Челябинске запустили сетевое решение по обслуживанию клиентов по картам прямо на кассе. Раньше терминалы не работали ни по Wi-Fi, ни по интернету – только по телефону. Соответственно, обслуживание по терминалу занимало от одной до двух минут: пока терминал дозвонится, пока соединится, пока пройдет транзакция, подтверждение и так далее. Все это время клиент вынужден был стоять и ждать.

Тогда в главном офисе Альфа-Банка уже было решение, но оно считалось сложным для реализации в регионах и поэтому не тиражировалось. Но мы не побоялись, взяли, оптимизировали. Результат проекта – клиент обслуживался в кассе, а транзакция длилась от 10 до 30 секунд.

Альфа-банк. Источник: vedomosti.ru
Альфа-банк. Источник: vedomosti.ru

Санкт-Петербург

Благодаря тому, что я не боялся браться за сложные проекты, мой начальник, который руководил региональными IT-подразделениями филиалов, предложил приехать в Санкт-Петербург и возглавить управление IT в питерском филиале. Я понимал, что мне действительно надо расти дальше, поэтому предложение, что называется, попало в десятку.

Это был мой второй управленческий опыт, так как я переходил в уже состоявшуюся команду. И здесь мне пришлось убедить подчиненных в моей компетентности и способности решать задачи. Здесь нам тоже удалось реализовать много интересных кейсов. Например, в тот период Альфа-Банк вел масштабный проект перехода всех филиалов на единую централизованную банковскую платформу, когда любой клиент банка в любом городе мог обслужиться, выполнив все операции, которые ему нужны. Для этого необходимо было «слить» базы данных филиалов в центральную, а филиалам перейти на централизованное программное обеспечение. Филиал Петербурга, как самый крупный, был одним из последних.

И вот мне приходит на согласование план, а я понимаю, что у нас приложение по обслуживанию клиентов в кассе настолько автоматизировано, что позволяет нам минимальным количеством сотрудников обслужить всю клиентскую базу. При переходе на новую систему понадобится, в свою очередь, на порядок больше кассиров и придется расширить кассовый центр.

Я не согласовал план, хотя понимал, что это решение руководства, которое на местах не оспаривается. Приехали представители руководства банка, и мы предложили им посчитать расходы и решить, насколько они действительно оправданы. Тогда я подумал, что меня уволят, однако затем приехали разработчики центральной банковской системы, с которыми мы решили выделить наш кассовый модуль из программы и адаптировать к взаимодействию с центральной банковской системой. Все это мы сделали за шесть месяцев, хотя никто не верил, что это вообще возможно. С 2015 года меня назначили руководителем Северо-Западной Дирекции ИТ АО «Альфа-Банк».

Лекция Дмитрия Сокиряна в Университете ИТМО
Лекция Дмитрия Сокиряна в Университете ИТМО

О ценности девиза

Когда я делал первые шаги в своем развитии, я пользовался тезисом «Делай, что должен, и свершится, чему суждено». Эти слова приписывают Марку Аврелию и некоторым древним ученым и философам. Сейчас мой девиз изменился и звучит так: «Делай больше, чем должен, и тебя ждет успех».

Редакция новостного портала
Архив по годам:
Пресс-служба