По словам координатора международной экспертной группы «Глобальные метрики предпринимательских университетов», начальника отдела проектной деятельности и фандрайзинга Университета ИТМО Александра Биккулова, одной из целей мониторинга является внедрение оценки инновационной составляющей вузов в крупные международные и отечественные рейтинги. По его мнению, инновационная деятельность во многих университетах составляет довольно большую часть от общей работы, однако из-за текущего положения дел в методиках расчета рейтингов она несправедливо остается в тени. В настоящее время представители более 10 стран-участниц группы «Глобальные метрики предпринимательских университетов» пытаются выйти на конкретные методики учета показателей такой работы, а в дальнейшем — выработать единый подход оценки, который можно будет предложить составителям авторитетных рейтингов. В этом плане Университет ИТМО является одним из пионеров в разработке подобных методик. Как подчеркивает Александр Биккулов, на разработку методики оценки инновационной деятельности вузов ушел месяц, столько же времени занял мониторинг.

«Конечная цель — это предложения по введению как минимум международных субрейтингов в существующие системы оценки вузов, отражающих инновационную деятельность вузов», — отмечает Александр Биккулов.

При оценке инновационной деятельности вузов эксперты анализировали три группы показателей: наличие инновационно-предпринимательской среды в университете, результативность трансфера технологий вуза, его влияние на социально-экономическую среду региона.

Как пояснила глава Департамента проектной и инновационной деятельности Университета ИТМО Нина Яныкина, вуз стал вторым в рейтинге по ряду объективных причин. В первую очедь за счет того, что в вузе развита внутренняя культура инновационно-предпринимательской среды.

«Именно наш университет является одним из наиболее активных в части проведения просветительских мероприятий и лекций с участием известных бизнесменов не только из России, но и из стран Запада. Только в этом году к нам приезжали Олег Тиньков, Сильвия Ма, Виктор Козлов. В некоторых вузах таких мероприятий нет в принципе. Формат нашей работы с проектами, стартап-уикенды, акселераторы, популяризация технологического предпринимательства — все это работает эффективно, показывая высокие результаты. Кроме того, у нас есть кейсы системной работы с проектами — это создание МИПов. Но пока нам нужно работать над системой поддержки развития инновационных проектов. Кроме того, необходимо продолжать работу в плане развития научных исследований. Именно в этом параметре заключается технологическое превосходство», — уверена Нина Яныкина.

Любопытно, что результаты интеллектуальной деятельности университетов за редкими исключениями не коммерциализируются, — именно такой вывод сделали авторы рейтинга. Все дело в том, продолжает Нина Яныкина, что большая часть вузов только начала свой путь в части активного продвижения инноваций. Чтобы достичь существенных результатов, вузам понадобится пара-тройка лет. Между тем, лидеры мониторинга этот буферный период уже прошли.

«Созданные малые инновационные предприятия университетов практически не приносят прибыли университетам. Технологический трансфер университетов представлен в основном внебюджетными научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (НИОКР), инжиниринговыми услугами университета по заказу внешних компаний. Университеты начинают играть возрастающую роль в социально-экономической жизни региона, хотя пока недостаточно активно участвуют в работе региональных экономических кластеров. Создание новых рабочих мест за счет развития малых инновационных предприятий с долей университета находится на начальном уровне, в большинстве случаев составляя несколько десятков ставок, а у университетов-лидеров достигая 130 рабочих мест», — отмечается в отчете.

С отчетом можно ознакомиться на сайте АО «РВК».