Университет ИТМО. Юлия Селикова

Директор программы «Лифт в будущее» Юлия Селюкова: «Выпускники не готовы работать в бизнесе после университета»

Представители Университета ИТМО встретились с руководителем программы «Лифт в будущее», главная цель которой — помочь школьникам и студентам осознанно выбрать будущую профессию в наукоемких и высокотехнологичных отраслях экономики, в том числе в Группе компаний АФК «Система», которая и является инициатором программы. Директор Юлия Селюкова рассказала об участии корпораций в обучении школьников, проектному подходу к образованию, неэффективных центрах карьеры при вузах и неготовности студентов работать.

Что такое проектный подход к образованию?

Это система образования, основанная на обучении работе над конкретными проектами, которые будут встречаться молодым людям на пути профессиональной реализации. Сейчас стандартный подход заключается в развитии у человека дисциплинарных компетенций. Когда школьника, например, готовят к решению задач только по физике или математике, «натаскивая» на предметные олимпиады. Такой формат нам не подходит, поскольку учащиеся привыкают искать только одно правильное решение. У инженера, конструктора всегда существует несколько вариантов решения той или иной зачади, и путем их соотношения он выбирает наиболее оптимальное.

Как можно принять участие в вашей программе?

Отбор ребят для обучения в научно-образовательных школах «Лифт в будущее» начинается с заявок на конкурс молодежных проектов «Система приоритетов», где ученик работает над какой-либо реальной многогранной отраслевой проблемой и предлагает прикладной способ ее решения. Экспертная комиссия программы по итогам оценки работ отбирает 150−200 школьников. В работе над проектом принимает участие руководитель, который собирает вокруг себя команду специалистов, как в конструкторском бюро. Старшеклассники обдумывают решения реальных проблем наукоемких отраслей народного хозяйства и разрабатывают прототипы различных устройств в научно-технических творческих мастерских (НТТМ). На осенней школе в «Артеке», например, они занимались разработкой генплана Севастополя.

Эксперты, с которыми мы постоянно взаимодействуем, говорят, что конструкторское мышление — это особый тип одаренности.

Школа «Лифт в будущее». Источник: фотоархив программы
Школа «Лифт в будущее». Источник: фотоархив программы

Как определить ребенка с таким мышлением?

А вот этого толком никто не знает. Проблема не только в том, как найти такого ребенка, но и как создать условия для его развития. Есть новые тесты, которые будут применяться на инженерных олимпиадах Национальной технологической инициативы (НТИ). В некотором смысле они составят конкуренцию всероссийским предметным олимпиадам. Первая стадия отбора на олимпиады НТИ будет состоять из решения базовых задач по нескольким предметам — физике, химии, математике и так далее. В марте-апреле 2016 года в детском лагере «Орленок» в рамках нашей выездной школы мы надеемся провести финальный этап олимпиады, «обкатав» новый перспективный формат соревнований для школьников.

На встрече с представителями Университета ИТМО вы говорили, что существует большая проблема, которая заключается в неготовности студентов выходить на рынок труда.

Проблема находится глубже: неготовность студентов к работе является следствием девальвации научно-технического и инженерного образования. Когда у компаний возник спрос на хорошие инженерные и конструкторские кадры, качество выпускников оказалось низким. Сейчас остро стоит вопрос популярности профессий инженера и ученого, их востребованность среди молодежи нужно повышать.

Помимо прочего, редкие вузы обучают своих студентов ключевым навыкам деловой коммуникации, презентации, разрешения конфликтов. Без таких компетенций выпускники не готовы сразу из университета шагнуть в бизнес. Ну, и, конечно, до сих пор остается актуальной проблема выбора будущей специальности: в результате ребята поступают в вуз только ради «корочки», а потом не понимают, кем же им работать.

Наша миссия — помочь будущему абитуриенту сделать осознанный выбор профессии. Во многом проектный подход в обучении, когда ученик работает над решением реальной отраслевой проблемы, помогает в этом. В наших школах участвуют преподаватели вузов, научные сотрудники, отраслевые эксперты и специалисты, а также представители дочерних компаний АФК «Система». Дети три недели живут вместе и полностью погружаются в проектную работу с разнообразными задачами. Допустим, школьникам нужно понять, как в Крыму справиться с пиковыми электронагрузками, в том числе учитывая перебои в подаче электроэнергии. Когда ребенок говорит «я теперь понял, чем хочу заниматься в жизни», мы понимаем, что достигли своей наивысшей цели.

Школа «Лифт в будущее». Источник: фотоархив программы
Школа «Лифт в будущее». Источник: фотоархив программы

Насколько я знаю, вы хотите ввести подобную проектную работу и в вузы?

Да, мы планируем сотрудничать с вузами Проекта 5−100, в том числе Университетом ИТМО, а также с другими передовыми техническими университетами страны — МГТУ им. Баумана, например. Конечная цель — сделать межвузовский проект, поскольку исключительно выпускниками Университета ИТМО мы проблему кадрового дефицита не разрешим.

Как участвуют компании АФК «Система» в этом?

Они предлагают направления и конкретные кейсы, которые будут разрабатывать участники научно-образовательных школ. Есть шесть основных высокотехнологичных бизнесов, которые, собственно, и являются основными направлениями работы АФК «Система»: медицина и биотехнологии, информационные и телекоммуникационные технологии, среда жизни человека и общество, энергетика, промышленные технологии и новые материалы, транспорт.

Есть кто-то из выпускников, кто закончил проектную школу и потом стал работать в бизнесе?

Такие истории успеха есть. Например, выпускница школы из Пятигорска, двадцатилетняя Ксения Гнитько сейчас являеся соучредителем своей собственной компании: девушка сумела реализовать стартап в области IT-технологий и сейчас разрабатывает продукты для систем безопасности. Однако пока это скорее исключение, чем правило. Большинство участников первых «сессий» школ проекта сейчас студенты, учатся на третьем-четвертом курсах институтов. И вполне возможно, что в будущем их идеи удастся воплотить в жизнь, использовать в массовом производстве.

Помимо программ для школьников и студентов, мы планируем запустить отдельные школы для преподавателей дополнительного образования. Мы хотим привить педагогам новый формат обучения слушателей. Мы также думаем над запуском специализированной программы для молодых предпринимателей.

Школа «Лифт в будущее». Источник: фотоархив программы
Школа «Лифт в будущее». Источник: фотоархив программы

Как вы думаете, кто должен отвечать за трудоустройство студентов?

Я полагаю, что часть ответственности должен возлагать на себя университет, он должен рассказывать студентам, какие варианты личностного развития существуют после защиты диплома, какие есть компании на рынке, программы стажировок, дополнительного образования и так далее. Ознакомьтесь как-нибудь с описанием образовательных программ иностранных вузов, особенно в Штатах. Там указывают не предметы, которые студент будет изучать в течение четырех лет обучения, а компетенции, которые получит выпускник по окончании университета. Абитуриент заранее знает, в какой сфере деятельности и профессии он сможет реализовать полученные знания. Рад вузов собирает статистику, где выпускники обычно получают работу, на какой оклад они могут рассчитывать и так далее. Так и привлекают студентов, показывая им вектор их возможностей.

Как будут выглядеть студенческие программы?

Сейчас они находятся в процессе разработки. Один из необходимых этапов — это улучшение Центров развития карьеры. Во всех университетах они работают по-разному, а где-то их и вовсе нет. Во многом из-за некачественной работы центров или их отсутствия выпускники приходят на собеседование с дипломом, неудовлетворительным знанием иностранного языка и говорят, что хотят зарабатывать много и сразу.

Студенческая программа проектных школ будет полностью готова к сентябрю этого года. Предполагается, что они будут проходить два раза в год. Студенты будут разрабатывать проекты, которые могут быть потенциально реализованы, поэтому мы будем использовать кейсы Группы компаний АФК «Система».

Кроме того, нужно продумать критерии отбора студентов. Обычно различные фонды ставят одним из условий учебу на «отлично», но хорошо сданные сессии не всегда являются показателем пригодности обучающегося для проектной работы. Возможно, значение будет иметь социальная активность студента, а также ряд других критериев.

«Акционерная финансовая корпорация „Система“» основана в 1993 году. АФК «Система» — контролирующий акционер в большинстве своих бизнесов, среди которых ПАО «МТС», ГК «Медси», ОАО «РТИ», ЗАО «Биннофарм», ОАО «Башкирская электросетевая компания» (БЭСК) и многие другие. Председатель совета директоров Владимир Евтушенков.

Редакция новостного портала
Архив по годам: