Голограмма Ронни Джеймса Дио на сцене фестиваля Wacken Open Air. Источник: Rollingstone

«Воскрешение» звезд: голограмма или виртуозная проекция

В августе западные и российские СМИ облетела удивительная новость: на сцене немецкого фестиваля Wacken Open Air выступила «голограмма» умершего несколько лет назад Ронни Джеймса Дио — рок-звезды, фронтмена групп Rainbow, Black Sabbath и лидера собственного проекта Dio. Технология, благодаря которой удалось получить «живое» изображение певца, а также синхронизировать музыку с его движениями, вопреки заблуждениям, не нова. Более того, организаторы подобных выступлений тиражируют такой трюк, ошибочно называя его «голограммой». С помощью ученых мы постарались разобраться в том, как отличить талантливо выстроенную проекцию от настоящего голографического изображения.

Обманываться рады

Новость о визуальном воскрешении Ронни Джеймса Дио на концерте группы Dio Disciples была преподнесена точно так же, как предшествующая ей «голограмма» Майкла Джексона, двигающаяся фирменной лунной походкой по сцене спустя несколько лет после смерти певца. И средства массовой информации, и музыканты, и даже вдова Дио публично акцентировали внимание на том, что на сцене была некая голограмма рокера. Такое заявление оказалось весьма популярным, ведь многие до сих пор считают, что голограммы — это объемные динамичные изображения, которые они наблюдали в фантастических фильмах вроде «Ультрафиолета» или саги «Звездные войны». Однако при ближайшем рассмотрении проблемы благодаря ученым, которые имеют дело с созданием настоящих голограмм, этот тезис легко опровергнуть.

«Это, конечно, не голограмма. Такую технологию часто называют голографической проекцией, но на самом деле такой трюк к голографии отношения не имеет. Данная технология появилась довольно давно под названием Ghost Pepper, поскольку получаемый визуальный эффект схож с привидением. Технология позволяет совместить на одной сцене живых людей и изображение неких известных личностей. Более того, в различных вариантах эта иллюзия живет со времен древнегреческого изобретателя Герона Александрийского. Образец такой технологии можно посмотреть в Питере в шоу-руме компании „Аскрин“», — объясняет научный популяризатор, декан естественнонаучного факультета Сергей Стафеев.

Подозрение у скептиков вызывает и тот факт, что «оживившая» Дио компания EyeIllusion нигде даже не намекнула на то, как проходил процесс создания изображения певца. Даже на своем официальном сайте фирма презентует это событие именно как голограмму, не вдаваясь в технологические подробности. Однако, по официальной информации, работа над шоу, состоящим из одной песни «We Rock», шла не меньше года: наибольших усилий потребовала синхронизация песни и изображения.

Университет ИТМО. Сергей Стафеев
Университет ИТМО. Сергей Стафеев

«Когда я впервые посмотрела всю постановку и увидела, как Ронни выступает со своей группой в виде голограммы, я не могла поверить ушам и глазам. С Eyellusion нам удалось вернуть Ронни на сцену, где ему самое место, и таким образом обеспечить вечную жизнь его музыке и памяти о нем», — комментирует вдова музыканта Венди Дио.

Как это работает

На самом деле, вечную жизнь музыке Дио обеспечила следующая схема. Как рассказывает студентка факультета фотоники и оптоинформатики Александра Торопова, иллюзию восставшего из мертвых певца создало изображение, скомбинированное из обычныx концертныx записей и спроецированное на пленку с высоким коэффициентом отражения. Как полагает Сергей Стафеев, пленку натянули под углом в 45 градусов к сцене. При этом проекторы были поставлены так, что изображение формировалось под нужным углом для зрителя. Так, часть света проектора отражалась от пленки и попадала в зону видения, а другая — гасилась темным фоном за пленкой.

Университет ИТМО. Александра Торопова
Университет ИТМО. Александра Торопова

«Если говорить о терминологии, то слово „голография“ здесь использовано для привлечения внимания. Сейчас многие треxмерные дисплеи называют голографическими только потому, что они создают иллюзию треxмерного изображения. Конечно, я нисколько не умаляю достоинств профи, которые создают такие реалистичные проекции. Они сумели сделать то, что удивило зрителей. А сейчас, в мире, где люди привыкли к самым невероятным технологиям, удивить публику дорогого стоит. Поэтому так ли важны дебаты в терминологии? Можно объяснять „магию“ и огорчать людей, а можно просто позволить им верить в некое чудо и испытывать неподдельные эмоции. В конце концов, многие из нас в детстве принимали обычные нарезные „объемные“ картинки за голограммы», — считает Александра Торопова.

Почему заблуждаться не стоит

По мнению другой студентки факультета фотоники и оптоинформатики Татьяны Кузьминой, подобные заблуждения весьма вредны. В первую очередь, они уязвляют ученых, годами занимающихся голографическими технологиями, весьма непростыми в создании. Настоящая голограмма возникает как эффект записи интерференционной картины благодаря свойствам волны. Убедиться в этом можно, посетив тот же Музей оптики Optimus Университета ИТМО. Кроме того, голография может быть не только изобразительной, но и сугубо научной, с применением дорогостоящего оборудования, в том числе лазеров. Принцип создания голографии похож на ту же фотосъемку, но только в ней учитывается амплитуда, а в голографии еще и фаза волны. Это позволяет «закодировать» в голограмме куда больше информации, чем это можно сделать с помощью фото.

Голограммы Музея оптики Университета ИТМО.
Голограммы Музея оптики Университета ИТМО.

«Я не удивлюсь, если термин „голограмма“ плавно, но верно перекочует из области оптической физики и записи электромагнитных свойств волны вот в такое проецирование, которым занимаются создатели „оживших“ звезд. Для таких проекций не нужно особо жестких требований к помещению и аппаратуре, и непосвященные начинают думать, что все в мире голографии не так уж сложно. Впрочем, даже мировые ученые в области голографии на эту тему охотно шутят как о прискорбнейшем недопонимании. Широкая публика, понимающая смысл голографии неправильно, ждет от них чего-нибудь „эдакого“, а они занимаются совсем другим», — заключает Татьяна.

Редакция новостного портала
Персоны
  • Сергей Стафеев

    Декан естественнонаучного факультета, директор Музея оптики Optimus

Архив по годам: