Люди стремятся запечатлеть на фото значимые моменты или места. Поэтому популярность таких социальных сетей, как Instagram, постоянно растет. На данный момент ресурс насчитывает более 700 миллионов активных пользователей со всего мира, а в России его месячная аудитория – более 14,4 миллионов. В большинстве случаев люди выкладывают фотографии, если посетили место впервые либо, наоборот, бывают там часто.

Сотрудники Института наукоемких компьютерных технологий (НИИ НКТ) Университета ИТМО нашли способ вычислить среди пользователей Instagram местных жителей, отделив их от туристов по активности в соцсети. Таким образом программисты узнали, какие заведения, парки и улицы наиболее любимы петербуржцами.

Так, самым популярным в категории «театры и музеи» оказался Ледовый дворец, который обогнал даже Мариинский театр по количеству фотографий. В категории «улицы и мосты» местных больше привлекают Александровская колонна и Набережная Фонтанки. Среди кафе и ресторанов самые фотогеничные – «Счастье» на Рубинштейна, творческий квартал Голицын Лофт и Mickey & Monkeys. В «остальном» лидировал Лофт Проект ЭТАЖИ.

Источник: entermedia.io
Источник: entermedia.io

«Несомненно, популярные места для местных жителей и гостей города различаются, но нам было важно узнать чем. Путеводители обычно предлагают туристам рейтинг из десяти-пятнадцати достопримечательностей. Однако горожанам известно больше. Вычислив их любимые места, мы можем значительно разнообразить справочники», – говорит Александр Вишератин, руководитель исследования, инженер НИИ НКТ Университета ИТМО.

Чтобы исключить из анализа гостей города, ученые выделили два наименее туристических месяца в году – февраль и ноябрь – и собрали все посты из Instagram, сделанные в это время на территории культурной столицы. Через отдельные снимки программисты вышли на тех, кто их выложил, и проанализировали их профили.

Во-первых, туристов выдавала кучность фотографий, сделанных в центре города, вдоль главной улицы – Невского проспекта. Тогда как геометки жителей были разбросаны по всей территории Санкт-Петербурга.

Ксения Мухина (в центре)
Ксения Мухина (в центре)

На втором этапе ученые подключили к анализу официальную туристическую статистику. Согласно порталу Администрации Санкт-Петербурга, наибольшее количество туристов приезжает из Европейского Союза (32%) и продолжительность их каникул обычно не превышает двух недель. Таким образом, пользователя не учитывали, если за один календарный год все его Instagram-сессии в Санкт-Петербурге можно ограничить двумя временными окнами по 15 дней с перерывом более месяца между ними.

Кроме того, программисты исключили пятнадцать наиболее популярных туристических мест.

«Основная идея нашей работы – дать туристам инсайдерскую информацию от местных жителей. Поэтому из анализа были исключены обе части Невского проспекта, Казанский собор, Эрмитаж, аэропорт Пулково и другие места, заведомо известные туристам. Станции метро, города-спутники и административные районы также не вошли в рейтинг», – рассказывает Ксения Мухина, ведущий автор статьи, инженер НИИ НКТ и ассистент кафедры высокопроизводительных вычислений Университета ИТМО.

Ксения Мухина отмечает, что созданный алгоритм уже умеет автоматически распределять популярные места по пяти категориям: театры и музеи, рестораны и бары, мосты и улицы, парки, другое.

«Instagram Поэтому создание рекомендательного сервиса, который бы в реальном времени отслеживал фото интересных мест, было бы логичным продолжением полученных результатов. Мы над этим работаем», – резюмирует сотрудница НИИ НКТ.

«Карта популярных мест Санкт-Петербурга» на Яндекс.Картах

Статья: Detection of tourists attraction points using Instagram profiles (2017), Ksenia D. Mukhina, Stepan V. Rakitin, Alexander A. Visheratin, Procedia Computer Science.