Магистерскую программу «Вычислительная биомедицина» реализует кафедра высокопроизводительных вычислений совместно с Северо-Западным Федеральным медицинским исследовательским центром им. В. А. Алмазова, с которым Университет ИТМО также развивает направление трансляционной медицины. Так называют передовую междисциплинарную отрасль, которая призвана привнести в медицинскую практику средства из мира информационных технологий, физики, приборостроения. В частности, при содействии специалистов Центра имени Алмазова в Университете ИТМО разработали систему оптимизации передвижения карет «скорой помощи» и продолжают создавать различные системы поддержки принятия решений, которые станут программными ассистентами врачей на всех этапах работы с пациентами. Чтобы первокурсники кафедры высокопроизводительных вычислений уже на старте обучения узнали об использующихся здесь решениях и подумали о тех направлениях, которые они могут исследовать сами, специалисты Центра организовали для них экскурсию.

Центр имени Алмазова по праву считается одним из крупнейших федеральных научно-лечебных учреждений в РФ, и специалистов такой квалификации, как здесь, региональным больницам остро не хватает. Однако уже почти 30 лет Центр предоставляет им услуги дистанционной консультации и диагностики. Последним витком развития этих технологий стало основание Федерального телемедицинского консультационного центра в апреле 2016 года, отмечает директор ФТЦ Вадим Гильванов.

Центра имени Алмазова
Центра имени Алмазова

«В Центре имени Алмазова мы можем предложить консультационные услуги по кардиологии, эндокринологии, педиатрии и многим другим медицинским направлениям. Работает система следующим образом: медики из регионов, например, Самарской или Тюменской области, присылают нам информацию о пациенте, мы передаем ее специалисту, и тот дистанционно выдает свое заключение. У нас также есть возможность связаться со специалистом из учреждения, которое запрашивает консультацию, и в онлайн-режиме уточнить у него какие-либо данные либо получить дополнительные исследования», — рассказывает Вадим Гильванов.

Входящие запросы на консультацию поступают в ФТЦ через систему «Портал Минздрава». Они бывают трех типов: экстренные, на рассмотрение которых отводится от получаса до трех часов, неотложные, на которые нужно ответить в течение суток, и плановые, максимальный срок обработки которых составляет четыре дня. Запрос о консультации может содержать не только сканы, но и видеозаписи исследований пациента — например, записи коронарографии или МРТ-диагностики. Обязательным требованием также является наличие согласия пациента на обработку персональных данных.

«Вариантов проведения консультаций несколько: врач-консультант может получить все снимки на свой компьютер и рассмотреть их у себя на рабочем месте либо зайти поработать к нам в центр — здесь оборудованы рабочие места. Если он видит необходимость в обсуждении некоторых вопросов с коллегами, мы можем организовать конференцию с возможностью транслировать проекции новых снимков и диаграмм. Более того, есть техническая возможность провести УЗИ без участия специалиста из региона: медсестра или помощник врача проводит исследование, а наш врач дистанционно расшифровывает и выдает результат», — объясняет директор ФТЦ.

Университет ИТМО. Экскурсия магистрантов кафедры ВПВ в Центр имени Алмазова
Университет ИТМО. Экскурсия магистрантов кафедры ВПВ в Центр имени Алмазова

По словам начальника управления информационных технологий Центра имени Алмазова Дмитрия Курапеева, в телемедицинскую сеть входят 21 федеральный центр и так называемые центры третьего уровня — областные многопрофильные больницы, которые и являются заказчиками дистанционных консультаций. При вступлении в сеть федеральные центры заявляют список своих компетенций, и, если требуется специалист в специфической области, региональная клиника может выбрать соответствующее учреждение и направить запрос в него. С помощью телемедицинских технологий медики Центра имени Алмазова ежемесячно проводят около 250−300 дистанционных консультаций и примерно половину пациентов переводят на лечение к себе.

«Вероятность ошибочной диагностики полностью исключена, так как мы несем ответственность за полноту пакета документов, и до передачи его врачу мы зачастую несколько раз связываемся с региональной клиникой — например, если они прислали плохой скан ЭКГ или нечеткий снимок УЗИ, — подчеркивает Вадим Гильванов. — В случае возникновения сомнений (например, наши коллеги видят, что случай диагностически не ясен) требуется дополнительное обсуждение — мы забираем пациента к себе».

Телемедицина в Центре имени Алмазова
Телемедицина в Центре имени Алмазова

Помимо предоставления консультационных услуг, ФТЦ обеспечивает трансляции вебинаров, телелекций, мастер-классов из операционных. В основе решений телемедицинского центра лежат технологии компании Cisco Systems, видеосвязь также осуществляется с помощью облачной платформы Cisco WebEx. Дмитрий Курапеев рассказывает, что в медицинских учреждениях обычно идут по пути репликации программно-аппаратного комплекса: закупают несколько комплектов оборудования для того, чтобы установить его в выделенных помещениях. Специалисты ФТЦ стараются решить вопрос программным путем, чтобы доступ к передовым технологиям был у как можно большего количества медиков.

«В Центре имени Алмазова работает больше трех тысяч врачей, они распределены по пяти площадкам города. Мы не можем каждого привозить в ФТЦ, чтобы он посидел за компьютером, подключенным к телемедицинской сети. Но с помощью аппаратно-программных средств мы можем по защищенному каналу предоставить доступ к „Порталу Минздрава“ и сети ВКС с любого компьютера, который есть в распоряжении отделения или конкретного врача», — объясняет Дмитрий Курапеев.

В Центре имени Алмазова также организован обучающий симуляционный центр с тренажерами, которые позволяют медикам проходить обучение, развивать мануальные навыки и работать над повышением квалификации. Это различные симулятор роженицы для имитации процесса физиологических и патологических родов, роботизированные манекены новорожденных с патологиями, различные манекены взрослых для отработки процедур и тактики лечения неотложных ситуаций. Заведующий центром Сергей Сосин отмечает, что современные симуляторы обеспечивают высокую реалистичность происходящего, и это важно, так как позволяет качественно отработать сценарии проведения врачебных процедур до начала работы с реальными людьми. Студенты-айтишнишники же могут изучать их с точки зрения программного обеспечения, чтобы предлагать свои решения.

Университет ИТМО. Симуляционный центр
Университет ИТМО. Симуляционный центр

«В странах Европы, в Америке специалист без сертификата медика не может выполнять манипуляции с живым человеком, что несколько усложняет обучение: сложно стать врачом, не общаясь с пациентами. Поэтому там симуляционное обучение развито лучше. Тем не менее, в нашей стране работа с симуляторами сейчас входит во все сертификационные программы. Как вы знаете, каждые пять лет врачи должны продлевать свой сертификат специалиста, иначе можно потерять право заниматься врачебной практикой. Кроме того, развивается система непрерывного обучения, в которую входят и различные учебные модули с посещением симуляционных центров», — рассказывает Сергей Сосин.

Отметим, что узнать подробнее про обучение и исследования, которыми занимаются магистранты программы «Вычислительная биомедицина», вы можете на Дне открытых дверей мегафакультета трансляционных информационных технологий. Ближайший запланирован на 2 октября 2016 года.