Вернуть свой 1996-ой: почему игра Pokémon GO не станет революцией в VR

Вернуть свой 1996-ой: почему игра Pokémon GO не станет революцией в VR

Онлайн-игра Pokémon GO, вышедшая 6 июля на iOS и Android в США, Новой Зеландии и Австралии, еще не доступна для официального скачивания в России, но уже поселила монстров в карманах немалого количества обладателей смартфонов в стране. Скриншоты дисплеев с покемонами, обнаруженными в самых неожиданных местах, будь то санузел или музей современного искусства, заполонили социальные сети. Под девизом «собери их все» люди гуляют по кладбищам, коллекционируют покеболы пачками, прокатившись на маршрутке, и наполняют интернет новыми гэгами. Поймав Cлоупока у входа в Университет ИТМО, редакция новостного портала выяснила у экспертов в области виртуальной реальности, что Пикачу делает на вашем рабочем столе, в чем минусы игры и почему люди хотят вернуть свой 1996-ой.

Одно из самых скачиваемых мобильных приложений последней недели было создано японской компанией Nintendo, которой и принадлежит товарный знак Pokémon, и калифорнийской компанией Niantic Lab — бывшим стартапом Google. Осуществить мечту детства (а бренду Pokémon уже 20 лет) и стать Мастером покемонов захотели многие: более 7,5 миллионов загрузок в американском AppStore и тысячи людей, которые уже захватили в свои покеболы несколько бульбазавров, чермандеров и других каноничных героев знаменитой франшизы. Дополненная реальность позволяет находить новых монстров в магазинах и парках, в больничных очередях и под собственной кроватью — покемон может притаиться даже на плече вашего коллеги. Одержимость новым приложением удивляет, ведь самому феномену дополненной реальности уже много лет.

«Для реализации подобной игры необходимо устройство, в котором есть камера, дисплей, выводящий информацию с этой камеры, и какой-то графический процессор, способный добавить графику на дисплей, — рассказывает Владимир Коновалов, CEO компании aeMind IDEntity, которая разрабатывает систему управления виртуальным телом IVoRy. — Все эти параметры совмещают в себе смартфоны и планшеты. Что происходит: камера транслирует изображение на экран — например, стол, за которым вы сидите, а графический процессор „дорисовывает“ поверх какие-то объекты. Также в приложении могут использоваться маркеры, которые считывает смартфон и к которым привязывается карта виртуальных объектов. Взаимодействовать с ними можно путем нажатия на экран телефона».

Источник: Mark Kauzlarich / Reuters / Scanpix / LETA
Источник: Mark Kauzlarich / Reuters / Scanpix / LETA

Игры с использованием дополненной реальности существуют не первый год. Еще в 2014 году можно было с помощью своего мобильника превратить окружающее пространство в мини-локацию в духе игры Counter Strike и отстреливать виртуальных врагов или, вообще, населить свою квартиру зомби и спасаться. Успех игры — далеко не в технологии, а в идее, считает эксперт: у продукта изначально была лояльно настроенная целевая аудитория — армия фанатов франшизы или просто ностальгирующие по дворовым битвам в фишки с покемонами дети 90-х.

Немалую роль в распространении Pokémon GO сыграл ее потенциал в качестве инструмента социализации, отмечает руководитель проекта Video360Production, инженер Центра дизайна и мультимедиа ФТМИ Денис Столяров. В отличие от многих компьютерных игр, которые способствуют развитию асоциального, затворнического стиля жизни, присущего «геймерам», Pokémon GO, наоборот, провоцирует пользователя выходить на улицу, бывать в новых местах и знакомиться с людьми, охотящимися за монстрами в той же локации.

«Это мультиплеерная игра, в которой и вы, и ваши партнеры видят одно и то же: заметив Джиглипуфа на Дворцовом мосту, будьте уверены, что другой пользователь со смартфоном тоже видит его, а не другого покемона, например. Вы переживаете совместный игровой опыт, и это очень важно. Ранее приложения с дополненной реальностью носили, как правило, индивидуальный характер, а теперь вы можете устроить с друзьями какой-нибудь велосипедный рейд по городу в поиске покемонов», — делится Денис Столяров.

Основной минус игры он видит в некоторых непредвиденных разработчиками последствиях, связанных с человеческим фактором. Так, ажиотажем вокруг нового приложения уже воспользовались в преступных целях: в штате Миссури, например, устраивали засады для неудачливых Мастеров покемонов, которые сами приходили в безлюдные закоулки в поиске питомца, и грабили их. Также не стоит забывать про безопасность, пытаясь поймать покемона, — смотреть под ноги, а не только на экран своего смартфона и обходить стороной опасные места, где по воле случая оказался очередной монстр.

Источник: cdn.idigitaltimes.com
Источник: cdn.idigitaltimes.com

Владимир Коновалов, в свою очередь, видит некоторые минусы, связанные с визуальной реализацией игры.

«Безусловно, даже если исключить саму торговую марку Pokémon, идея очень привлекательная: искать в реальном мире какой-то несуществующий на самом деле объект, забирать его себе, развивать „скилы“, устраивать баталии. Однако исполнение дополненной реальности в игре небезгрешна, — отмечает он. - Например, я видел такие эпизоды геймплея, когда пользователь идет со смартфоном за покемоном, стоящим за углом дома, а его видно сквозь стену. Просто смартфон не понимает, что это стена и объект должен быть за ней, он стену воспринимает как задний фон. Или другой нюанс: когда покемон появляется на стуле, покебол, брошенный в него, катится не по полу, а по воздуху, так как мобильный девайс принимает уровень пола за уровень стула».

Подобные «косяки» решаются с помощью добавления более сложных технологий — к примеру, Google научился распознавать дальность объектов, воспринимая окружающий мир как объемный и создавая 3D-карту. Вносить какие-то коррективы сейчас, однако, нецелесообразно, утверждает Владимир Коновалов: во-первых, это непросто и дорого, а во-вторых, не все смартфоны выдержат такую нагрузку. О дополненной реальности без «багов» можно мечтать, когда на рынке появятся более производительные и относительно недорогие смартфоны, а это обязательно произойдет, в том числе благодаря развитию и внедрению в нашу жизнь виртуальной реальности.

Университет ИТМО. Денис Столяров
Университет ИТМО. Денис Столяров

«Конечно, игра Pokémon GO не связана с каким-то технологическим прорывом: все инструменты и возможности для ее создания существовали и ранее, — рассказывает Денис Столяров. — Однако нельзя отрицать, что эта игра стала отличным способом популяризации виртуальной и дополненной реальностей, потому что она охватила и заинтересовала огромную аудиторию людей — разной национальности, профессий, увлечений. Люди, которые раньше не знали, что это такое, познакомились с главной технологией будущего через эту игру. Рынок обратил внимание на перспективность и инвестпривлекательность подобных разработок в сфере VR и AR. И с этой точки зрения, вполне возможно, игра Pokémon GO запишет себя в историю развития этого направления — не как революция, но как важный инструмент популяризации этих технологий».

Добавим, что игра Pokémon GO в ближайшее время станет официально доступна в России. По последним данным, запуск может состояться до конца текущей недели. «Точки силы» игры обнаружены и в Университете ИТМО: рядом с фонтаном в холле главного корпуса вуза расположен pokéstop, где можно получить дополнительные очки опыта, а в башне — виртуальный gym («тренажерный зал») для проведения боев с другими Мастерами покемонов и «прокачки» пойманных монстров.

Редакция новостного портала
Архив по годам:
Пресс-служба