Что происходит на HackDay, остается на HackDay: за несколько суток пребывания разработчиков в традиционном для хакатона коворкинге помещение «одомашнивается» и лишается того официального лоска, который характерен для многих стартап-сессий. На стенах висят ватманы с названиями команд, схематично нарисованными концепциями проектов и описанием их нужд: кто-то ищет человека, умеющего работать с web, кто-то, не уточняя целей, — девушку с приятным голосом. На столах лежат пачки с сушками и заваривается «Доширак», а по коворкингу ходят молодые люди в домашних шлепанцах.

Участники отмечают, что HackDay стоит любить как минимум за атмосферность. Здесь можно хотя бы на несколько суток отойти от обычной учебно-рабочей суеты и отдаться гиковскому азарту, который захватывает как студентов, так и опытных предпринимателей.

Университет ИТМО. Михаил Кечинов
Университет ИТМО. Михаил Кечинов

«Мы дает возможность людям наконец-то собраться и реализовать идеи, что вертятся в голове месяцами. С 2009 года HackDay — своеобразная отдушина для разработчиков, — уверен организатор HackDay в Санкт-Петербурге, основатель студии по разработке программного обеспечения Михаил Кечинов. — Кто-то приходит сюда развить свой бизнес, кто-то хочет попробовать реализовать какую-то свою гиблую идею, чтобы удостовериться, что она безнадежна. Нередко приходят команды разработчиков из крупных компаний, для которых участие в хакатоне — своеобразный формат отдыха. Например, в этот раз к нам пришли представители компании, которая занимается рекламными технологиями, здесь они пишут игру. В профессиональном плане она им никак не поможет, но они пришли сюда, чтобы ненадолго сменить поле деятельности, разрядить мозги, а потом вновь вернуться к привычной работе».

Выживших в HackDay#41 оказалось немало: из 18 заявленных проектов до демонстрации добрались 16 команд. Среди них были как серьезные проекты для облегчения работы программистов и их коммуникации со специалистами другого профиля, так и откровенно «фановые» разработки. Так, члены проект Panchy к завершению второго дня хакатона практически из картона и бумаги собрали рабочий прототип умного унитаза с самостоятельно поднимающимся и опускающимся стульчаком. Система реагирует на движение пользователя и комментирует все подъемы и падения стульчака голосом, характерным для системы Siri.

Проект запомнился многим, однако ни в одной из традиционных номинаций хакатона команда не выиграла.

Университет ИТМО. Участник проекта Panchy
Университет ИТМО. Участник проекта Panchy

Как обычно, победители объявлялись в пяти номинациях. В самой массовой — за оригинальное b2e (business-to-employee) решение — было избрано три проекта, которые получили сертификаты на прохождение в полуфинал программы «Телеком идея"-2016. Среди победителей оказался сервис Guest Work. Space, помогающий найти удобное место для работы в чужом городе, будь то коворкинг, антикафе или подобное заведение. К нему присоединилась команда по разработке Голосовых терминалов, которые должны стать альтернативой терминалам самообслуживания с неинтуитивным интерфейсом. За 48 часов команда, приехавшая из Сколтеха, «собрала» систему, распознающую картинку и голос, а автор проекта протестировал ее, заказав прототипу капучино, чизбургер и картошку по-деревенски.

Еще один проект, который сможет представить свой проект топ-менеджменту компании МТС и в перспективе пройти акселерационную программу, назвался Rich UI for Bots. С идеей по доработке платформы для создания сложных ботов «с богатым внутренним миром» команда из двух человек взяла номинацию StartUp и звание самого оригинального b2e решения.

Самым оригинальным 3D-приложением был назван проект VR-Library, возглавляемый студентом кафедры информатики и прикладной математики, финалистом Лиги Science Slam ITMO University Максимом Скороходовым. Команда в составе шести обучающихся вуза с нуля создала виртуальную визуализацию статей «Википедии», позволив пользователю в буквальном смысле видеть связь одних фактов с другими и путешествовать между ними.

«До этого никто из нас не работал с виртуальной реальностью, так что этот проект мы раскручивали с нуля, — рассказывает идейный вдохновитель и один из разработчиков VR Library Екатерина Румянцева. — Но отсутствием опыта в какой-то сфере нас не смутишь. Как заядлые участники хакатонов, мы просто исследуем новое, что даже интереснее. Главное, чтобы реализуемая идея была стоящей. В таком случае появляется мотивация и, как следствие, возможности для реализации задуманного».

Университет ИТМО. Команда проекта проект VR-Library
Университет ИТМО. Команда проекта проект VR-Library

Несмотря на разные степени реализации проектов, все они были нацелены на улучшение качества жизни человека. Команда стартапа Screenflow доказала, что разработчики тоже люди, и за время HackDay создала прототип плагина для графического редактора Sketch, который позволит разработчикам и дизайнерам интерфейсов эффективно работать в команде. Результаты их совместной деятельности будет представлены в одном облаке, а все вносимые изменения можно будет посмотреть в реальном времени. За такую «миротворческую» деятельность автор проекта Руслан Джафаров стал победителем в номинации Tech.

И, наконец, в номинации Hack, которая создана, по словам Михаила Кечинова, для того, чтобы отметить самую простую, гениальную и бессмысленную разработку хакерских выходных, победил стартапер-одиночка Алексей Великий. Буквально за последнюю ночь перед demoday он создал модель визуализации стартапов в России. В результате «карта российских стартапов» представляет собой «соты» регионов, в каждой из которых снует разное количество красных точек, символизирующих команды разрабочиков. По версии создателя модель отражает, как стартаперы бегают в поисках инвестора.

Организаторы HackDay в Санкт-Петербурге, однако, не советуют командам разбегаться по окончании хакатона, подобно точкам на модели: любой проект, по их мнению, имеет светлое будущее, если будут приложены какие-то усилия по его развитию. Михаил Кечинов и команда экспертов готовы предложить консалтинговую и менторскую поддержку всем выжившим стартапам в рамках регулярных CheckPoint-ов.