Главная цель летней школы — это формирование международных коллабораций. Как рассказывает один из организаторов проекта и сотрудник международного института фотоники и оптоинформатики Университета ИТМО Максим Мельник, школа привлекает начинающих ученых, которые еще не нашли свое основное направление исследований в науке и предлагает попробовать новые темы, связанные с фотоникой. Возможно, этот опыт поможет им разобраться с выбором своего научного профиля и познакомит с учеными Университета ИТМО.

В этот раз школа собрала участников из самых разных стран: Ирана, Чехии, Индии, Финляндии и России. Вместе студенты бакалавриата, магистратуры и аспирантуры проходили обучение на протяжении двух недель. Первые семь дней участники слушали вводные лекции по различным направлениям оптики и фотоники, рассматривались такие темы, как  цифровая голография в микроскопии, изучение нелинейных свойств в полупроводниках экспериментальными методами, применение терагерцовых лазеров в медицине и других областях. Затем участники выбрали персональные проекты и работали над ними в течение семи дней. Вторая неделя обучения завершается представлением итогов в рамках закрытия школы.

Зузана Судна (Soudná Zuzana), Czech Technical University in Prague

Зузана Судна
Зузана Судна

Летнюю школу в Университете ИТМО я нашла совершенно случайно. Дело в том, что после краткого изучения плазмоники я хотела узнать больше о фотонике и оптике. Загуглила, где можно получить хороший базовый уровень, и довольно быстро нашла летнюю школу в петербургском вузе. Отправить заявку было несложно: я заполнила заявление, приложила информацию о себе, дождалась ответа и сделала визу.

Несмотря на качественный теоретический модуль школы, больше всего мне понравилась самостоятельная работа над проектом. После короткого введения в дисциплину ты сразу получаешь возможность применить знания на практике, в моем случае проект был связан с созданием голограмм исторических культурных объектов. Мы фотографировали различные статуи, предоставленные партнерами университета, делали их 3D-модели и продолжали работать с ними. В долгосрочной перспективе эти технологии могут помочь сохранять важную информацию о культурном достоянии человечества, но мы только в начале пути. Поэтому работать было настолько интересно: когда ты на первой ступени исследования, тебе не на кого оориентироваться – приходиться самому расширять границы знания.  

Конечно, я была не одна — мне помогал куратор, сотрудник Университета ИТМО. Насколько я знаю, его научная группа продолжит работу над 3D-моделями после окончания летней школы. Мы планируем поддерживать связь — очень интересно узнать. к чему приведут исследования. Возможно, я и сама вернусь к ним в будущем.

Петер Кочиш (Kocsis Péter), аспирант в Tampere University of technology

Петер Кочиш
Петер Кочиш

На самом деле я из Хорватии, но в данный момент изучаю обработку изображений в финском университете. Сотрудники лаборатории, где я работаю, часто общаются со специалистами Университета ИТМО и посоветовали мне приехать, поучиться и укрепить уже существующие связи. Другая важная причина приехать именно сюда — это возможность поработать с цифровым микрозеркальным устройством. Полученные навыки я смогу применить в Финляндии – мы как раз заказали эту установку.

Как человек, который занимался наукой в нескольких странах, я могу сказать, что мой опыт образования в России ничем не отличается от других стран. Главное, что люди знают, чем занимаются. Когда ты окружен такими специалистами, ты всегда получаешь важный опыт. По структуре летняя школа мне больше напомнила практико-ориентированную конференцию с большим количеством самостоятельной работы после встреч.

Йаганш Канеджа (Yagyaansh Khaneja), Indian Institute of Technology Roorkee

Йаганш Канеджа
Йаганш Канеджа

В своей работе я исследовал эффективность генерации терагерцового излучения при лазерной филаментации в воде с различными показателями жесткости и кислотности. Дело в том, что терагерцовое излучение является очень перспективным, большое количество исследований ведется как в области его генерации, так и практического использования. Генерация такого излучения в жидкостях – пионерское исследование, во всем мире этим занимается всего несколько лабораторий, одна из которых находится здесь, в Университете ИТМО. В будущем терагерцовые технологии вполне можно будет применять в сфере охраны и медицины, однако для этого нужно еще много работать. В ходе персонального проекта летней школы я хотел посмотреть, как на генерацию терагерцового излучения  влияют различные свойства воды. Для этого мы провели несколько экспериментов совместно с сотрудниками лаборатории фемтосекундной оптики и фемтотехнологий.

В будущем я бы очень хотел поступить на магистратуру в Университет ИТМО и вернуться к своим исследованиям. Согласно моим наблюдениям, в России люди более привержены своей работе, чем в Индии. К сожалению, институт, в котором я обучаюсь на втором курсе бакалавриата, вряд ли поддержит официальный академический обмен с ИТМО, однако я уже планирую вернуться сюда во время зимних студенческих каникул.

Елена Сим, ТУСУР (Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники)

Елена Сим
Елена Сим

На протяжении шести лет я занималась оптическим материаловедением и кристаллами, однако в последнее время мне стала очень интересна оптика. Возможно, это случилось благодаря опыту преподавания физики в области медицины. После этой работы стало любопытно, как изучают взаимодействие излучения с биологическими системами.

Про эти и многие другие темы нам очень доходчиво рассказали на летней школе. Преподавали тут в основном аспиранты, которые старались преподнести материал максимально доступно. Некоторые темы я повторила и освежила память, с другими познакомилась впервые – среди них терагерцовая биомедицина, фемтосекундная оптика и квантовая информатика. Общение с другими участниками школы также проходило без проблем — все-таки мы работаем в одной области и оперируем общей терминологией.

В рамках индивидуального научного проекта второй недели я занималась численными моделированиями оптических параметров для исследования раковых тканей. Мне давали экспериментальные данные о тканях, а я знакомилась с теоретическими моделями и пробовала построить их в лаборатории. В дальнейшем эту работу продолжат аспиранты Университета ИТМО.