Расскажите, как прошла олимпиада?

Денис: К олимпиаде нас готовил преподаватель физики Леонид Герчиков: с ним мы разбирали наиболее интересные и сложные задачи олимпиад прошлых лет. Безусловно, знания, полученные на первом курсе, также нам очень помогли. На олимпиаде присутствовали задачи разных уровней сложности, охватывающие многие области физики. Из недостатков я бы отметил то, что в одной аудитории было слишком много студентов. Но в остальном все прошло хорошо и уверенно.

Что можете посоветовать тем, кому еще предстоит участвовать в олимпиадах такого уровня?

Денис: Сначала нужно найти наиболее простые задачи, а затем стараться решить остальные. Допустим, ты видишь задачу и не знаешь, как решить ее до конца. Но у тебя есть какая-то идея, и ее нужно обязательно записать. За эту задачу могут дать какие-то баллы, хоть и небольшие по сравнению со всей ее стоимостью. Но порой, достаточно написать уравнения и законы, используемые в решении.

Всегда есть вероятность, что часть твоих мыслей будет правильной, и их оценят. Если задуматься, совет кажется сомнительным, но это правда работает. Плюс — за откровенно неудачные идеи баллы не снимают.

Денис Седов
Денис Седов

Антон: Эта система очень разнится с тем, что было на ЕГЭ. Там средняя задача оценивалась в три балла, и за одну арифметическую ошибку снимали один балл, что довольно существенно. На олимпиаде среднюю задачу оценивают в десять баллов в целом. Если человек правильно решил задачу, но совершил ошибку в подставлении цифр, ему снимут один балл из десяти, что не так страшно.

Денис: Долго сидеть над одной задачей — плохая идея. Если погряз в уравнениях, лучше перейти к следующей.

Антон: Важно делать основной упор на идейную составляющую задач, а не на техническое доведение до конца и правильного ответа.

Денис: Например, я пытался написать по максимуму. Когда понял, что времени остается в обрез, и я не могу полностью решить все задачи, постарался записать ход решения для каждой: что нужно сделать для получения ответа. Это довольно действенный способ, как заработать дополнительные баллы.

Как говорил наш преподаватель, олимпиада — это игра, в которую ты либо умеешь играть, либо нет. Если не получается — ничего страшного. В олимпиаде важна скорость. Все зависит от того, насколько быстро ты умеешь думать. Например, мне сложно быстро решать, но, имея больше времени, я могу разобраться в сложной задаче. И таких людей довольно много.

Антон Шубник
Антон Шубник

Антон: Мне всегда нравилось играть в олимпиады. Это возможность посмотреть на задачу с другой новой стороны. Мне всегда казалось понятным высказывание, что хорошая олимпиадная задача — это маленькая научно-исследовательская работа. На олимпиаде было несколько интересных и сложных задач, одна из них — на уровне финала всероссийской олимпиады для школьников.

Сейчас вы учитесь уже на втором курсе физико-технического факультета Университета ИТМО. Оглядываясь назад, расскажите, почему решили выбрать именно этот вуз и направление?

Денис: Я учился в физико-математическом лицее. До поступления думал, что мне нравится физика и математика и кое-что я в них понимаю. Но когда началась учеба, я понял, что в математике я не так хорош. Приходилось прикладывать много сил и тратить много времени, чтобы достичь требуемого уровня, но в конце концов я добился результата.

К нам в школу приходили сотрудники физико-технического факультета и рассказывали о новой программе бакалавриата и Университете ИТМО. Я узнал, какие возможности факультет предоставляет своим студентам, о молодых ученых и их современных исследованиях. Это сильно повлияло на мой выбор.

Антон: Я участвовал в интернет-олимпиаде школьников по физике, и после того, как я написал олимпиаду, ко мне подошла сотрудница университета Юлия Толстых и рассказала о факультете. Я пришел домой, почитал про Физтех Университета ИТМО в интернете и понял: «Да, это оно!»

Физико-технический факультет Университета ИТМО
Физико-технический факультет Университета ИТМО

Ваши ожидания подтвердились?

Антон: Да, конечно. Возможность обучаться и находиться рядом с настоящими учеными — это потрясающе. Такая близость к реальной науке очень мотивирует учиться.

Планируете ли в дальнейшем заниматься научной деятельностью?

Антон: Должен отметить, что я с первого курса чувствую прогресс, поддержку и результат работы. Моя мечта — поступить в магистратуру и аспирантуру сюда и продолжить путь в науке.

Межвузовская олимпиада по физике проводится кафедрой физики Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» с 1998 года по инициативе лауреата Нобелевской премии по физике академика Жореса Алферова при поддержке Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга. Главная цель соревнования — проверить уровень знаний учащихся вузов. К участию приглашаются команды студентов с первого по третий курс. В этом году лучший результат показала команда Нового физтеха Университета ИТМО в составе Захара Яковлева, Дениса Седова, Антона Шубника, Дениса Сахно, Максима Есмантовича и Марии Степановой.