Любой студент, обучающийся в вузе за счет средств федерального бюджета, может подать заявку на участие в краткосрочных мероприятиях и получить финансовую поддержку вуза. К таким краткосрочным мероприятиям относятся летние школы, конференции, стажировки и другие форматы, которые позволят студентам получить новые знания, завести друзей, представить результаты своих исследований и так далее. Кроме того, такие краткосрочные академические поездки имеют смысл, если обучающийся планирует долгосрочное обучение в одном из вузов-партнеров Университета ИТМО. Так, студент сможет безопасно «прощупать почву»: трезво оценить свои силы, понять, сможет ли он осилить обучение в зарубежном вузе. Нужно помнить, что при рассмотрении заявок на семестровый обмен учитываются все достижения студентов, и участие в краткосрочных мероприятиях за рубежом является преимуществом, так как экспертный состав комиссии понимает, что у студента есть опыт пребывания за рубежом и обучения на английском. 

Однако принять участие можно как в зарубежных краткосрочных мероприятиях, так и в российских, что актуально для тех, у кого уровень владения языком пока недостаточен (ниже уровня B2). 

Для того, чтобы студенту было легче найти интересующее его мероприятие, разработан образовательный календарь краткосрочных мероприятий за рубежом и в России (ИСУ – центр приложений – календари – выделить образовательный календарь), который постоянно обновляется. Но можно проделать самостоятельный поиск или проконсультироваться с преподавателями.

Завки на конкурс можно подать до 11 ноября 2018 года. Подробности – по ссылке

Если вы все еще сомневаетесь, почитайте об опыте некоторых студентов Университета ИТМО, каждый из которых подал документы на конкурс финансовой поддержки краткосрочных мероприятий и получил ее. Все студенты отправились на краткосрочные поездки летом и ранней осенью 2018 года.

Алена Ротару, 2 курс магистратуры, факультет программной инженерии и компьютерной техники, участница Летней школы Experimental Interaction Design в Таллинском университете

Алена Ротару
Алена Ротару

Уже первый год в магистратуре Университета ИТМО по направлению «Дизайн человеко-компьютерных систем» для меня ознаменовался воплощением мечты в жизнь, а именно – получением колоссального опыта обучения за рубежом. В первую очередь, это был весенний семестр по обмену в Технологическом университете Эйндховена (Нидерланды), благодаря которому мне удалось встретиться и пообщаться со своим любимым британским философом-трансгуманистом Дэвидом Пирсом, попрограммировать японского робота Nao и решить кейс для The Netherlands Space Office в составе интернациональной междисциплинарной группы. Во время своего пребывания за границей я также старалась поддерживать связь с коллегами из Университета ИТМО, и из переписки с ними узнала, что кафедра графических технологий предоставляет три места в Таллинской летней школе на курсе Experimental Interaction Design. Несмотря на ожидаемые трудности в подготовке документов (ведь я была за границей), я все же решила попробовать, ведь и даты совпадали идеально – курс начинался сразу после официального окончания семестра в Нидерландах. Благодаря помощи преподавателей и одногруппников все необходимые документы были успешно собраны, билеты куплены, и я, сдав последний экзамен в Эйндховене по Human-Robot Interaction, на следующий же день вылетела трансфером через Ригу в Таллин.

Курс Experimental Interaction Design длился две недели и был посвящен основам новых медиа, дизайну взаимодействия, мультимодальным и иным видам цифровых сред, и предполагал создание прототипа носимого устройства в области здравоохранения. Несмотря на ограниченные сроки, мы смогли довести наши проекты до стадии работающего high-fidelity прототипа. Проект моей команды был посвящен изготовлению прототипа носимого устройства (браслета), идентифицирующего эпилептические припадки у детей до 14 лет для оказания им своевременной помощи.

Прототип браслета, идентифицирующего эпилептические припадки. Фото из личного архива
Прототип браслета, идентифицирующего эпилептические припадки. Фото из личного архива

В своей области я не вижу границ для развития, мне интересен не только UI/UX, к которому я пришла после нескольких лет изучения дизайна, но и, например, цифровой маркетинг, менеджмент проектов, аналитика данных. Именно поэтому я хватаюсь за любую возможность прокачать свои скиллы или узнать что-то новое в смежных областях. Знаний никогда не бывает много, а в Таллинской школе я смогла найти еще и то, что в современном образовании меня привлекает больше всего – междисциплинарность и подход learn by doing.

Для меня очень ценно то, что Университет ИТМО предлагает такие возможности своим студентам. Знаю, что для многих желающих получить новый опыт важен вопрос финансирования, и для меня большую роль сыграла именно предоставляемая университетом финансовая помощь, которая полностью покрыла жилье и проезд в случае с Таллином.

Как семестровый обмен, так и краткосрочные образовательные поездки за рубеж в большинстве случаев расцениваются лишь как возможность подтянуть язык и приобрести новые знания в рамках конкретной области. Однако, как ни странно, решившись на такое приключение, вы узнаете много нового и о себе самом. Тем, кто еще сомневается, ехать или не ехать, хотелось бы сказать: не позволяйте страху неудачи мешать вам делать то, о чем вы мечтаете, ведь ITMO.Family всегда вас поддержит.

Марк Селяев, 3 курс бакалавриата, факультет информационных технологий и программирования, участник Летней школы 2018 Wolfram Summer School Bentley University in Waltham, г. Бостон, США

Марк Селяев
Марк Селяев

Летняя школа в США стала не первым опытом моего пребывания за рубежом. Весной 2018 года я учился в Metropolia University of Applied Sciences в Хельсинки (Финляндия). Университет мне понравился, там я завёл много друзей из других стран и даже успел поработать. К слову, если бы я не поехал учиться по обмену этой весной, то я, вероятнее всего, не смог бы попасть на Летнюю школу в США — я получил американскую визу в консульстве в Хельсинки буквально за неделю от дня подачи заявления, потому что на тот момент считался резидентом Финляндии. Так я миновал очередь на собеседование в 90+ дней в России.

Летнюю школу в Университете Bentley, на которую я попал, каждое лето организует компания Wolfram Research, которая занимается разработкой математического программного обеспечения уже 30 лет. Само участие в школе подразумевало три недели занятий с различными сотрудниками компании, в частности, с разработчиками и исследователями. Также каждый участник работал над проектом. Мы изучали, как устроен язык программирования Mathematica, к каждому участнику школы был приставлен ментор, который на протяжении трех недель помогал по проекту.

Я захотел поехать в эту летнюю школу, так как, помимо учёбы в университете, последний год я активно занимаюсь статистикой и анализом данных — обучаюсь самостоятельно, и с этого года учусь в Computer Science Center. На школе я познакомился с исследователем и сотрудником компании Wolfram из Германии, основная специализация которого — анализ изображений. Мы нашли много общих интересов, и я под его руководством выполнил проект по распознаванию главных объектов в изображении и последующей обрезкой с сохранением важных деталей. Мы до сих пор поддерживаем связь и работаем над улучшением полученного результата обработки.

Студенты на летней школе в Университете Bentley. Фото из личного архива
Студенты на летней школе в Университете Bentley. Фото из личного архива

Отдельно хочу отметить участие в школе Стивена Вольфрама – основателя и CEO компании с числом сотрудников 800+ в штате, он почти весь день проводил время в университете с участниками школы и был готов ответить на любые вопросы.

В школу приехали порядка 50 участников со всего мира, в том числе были пара русскоговорящих ребят. Проживали и учились мы в Бостоне в Bentley University. Это была моя первая поездка в США, и мне повезло, что мне удалось получить опыт проживания в кампусе университета, почувствовать, какой жизнью живут американские студенты. Помимо этого, я познакомился со студентами из MIT, которые устроили мне экскурсию по университету и показали, как они живут.

Я подал заявку на финансирование за месяц до поездки, согласовал ее с заведующим кафедрой и через неделю получил подтверждение от международного отдела. В итоге я смог покрыть примерно 70 % от всех расходов.

Светлана Шушарина, 2 курс магистратуры, факультет технологического менеджмента и инноваций, участница конференции «Перспективные направления развития отечественных ИТ» в Севастопольский государственном университете

Полина Смирнова
Полина Смирнова

Выездные конференции важны прежде всего потому, что позволяют выйти из зоны комфорта и взглянуть на мир, в том числе на научные задачи, иначе. В конце сентября я приняла участие в IV Межрегиональной научно-технической конференции «Перспективные направления развития отечественных информационных технологий», которая состоялась на базе Севастопольского государственного университета. Могу отметить, что конференция собрала представителей и науки, и органов власти, и бизнеса. Мне очень импонирует такой системный подход к решению задач. Вместе с одногруппницей мы выступили с докладами на секции «Умный город. ИТ-продукты и услуги». Все представленные нами материалы получены в рамках выполнения гранта РНФ № 17-78-10079 «Исследование моделей адаптации концепции Smart City в условиях современного российского общества». Полина Смирнова поделилась исследованием о применении геймификации в электронном обучении государственных служащих, а я рассказала о городских проблемах и порталах электронного участия как способе решения. Тематика конференции была близка нам и поспособствовала появлению идей для собственных будущих исследований.

С помощью финансовой поддержки вуза действительно удалось возместить большую часть затрат, а сам процесс подачи заявки на финансовую поддержку нетрудный. Так что всем могу посоветовать обратить внимание на эту возможность.

Вадим Давыдов, 2 курс магистратуры, факультет безопасности информационных технологий, участник Летней школы EPITECH Bootstrap, Университет EPITECH, Франция

Трехнедельная летняя школа была организована достаточно известным в Париже университетом EPITECH, вузом-партнером Университета ИТМО. Программа обучения была построена следующим образом: первая неделя – работа с командной строкой, вторая – программирование по своей тематике (в Париже их было две – блокчейн и интернет вещей), третья – собственный проект. Тематика школы соотносится с моей специальностью, мне было интересно изучить технологию блокчейн, сделать небольшой проект по этой тематике.

У меня достаточно большой опыт обучения за рубежом. Я учился по обмену во Франции и Швейцарии, сейчас обучаюсь в Финляндии. Не могу сказать, что сами занятия в летней школе были для меня достаточно интересными. Во-первых, пожалуй, главная причина – это отсутствие лекционного формата: все занятия были практическими, тебе дают задание – ты его делаешь, если что непонятно – спрашиваешь. Это не всегда мотивирует студентов, некоторые просто выпадали из процесса. Во-вторых, в дополнение к основной части EPITECH организовал курсы французского языка, но деления на группы не было. Я был единственным их всех студентов, который владел французским, но для меня не было сделано каких-то отдельных заданий. Порой мне было просто скучно на полуторачасовых занятиях, на которых изучали материал уровня А1. Тем не менее, стоит отметить высокий уровень преподавательского состава и уровень организации мероприятий. Помимо академических активностей, мы посетили Диснейлэнд, Версаль, аквапарк, планетарий, совершили круиз по Сене, общались с сотрудниками компании Criteo, а также общались со студентами других университетов, – все это было организовано отлично. 

Я получил, на мой взгляд, очень интересный опыт не только с академической точки зрения, но и бытовой. Я проживал во французской семье, много общался на французском языке и посещал интересные места.

Чтобы получить финансовую поддержку от Университета ИТМО я подал заявку на конкурс финансовой поддержки. Мне удалось возместить 70 тысяч рублей, в то время как оргвзнос составлял 1300 евро. В него входило проживание в семье, завтраки, ланч в университете, обучение, все развлекательные мероприятия и два трансфера до аэропорта или вокзала.

Анастасия Писарева, 4 курс бакалавриата, факультет информационных технологий и программирования, участница Летней школы Business Process Management and IT в HU University of Applied Sciences Utrecht (Нидерланды)

Анастасия Писарева
Анастасия Писарева

За несколько лет обучения в Университете ИТМО, пожалуй, самым ярким опытом для меня стало обучение за рубежом. Я прошла обучение в Utrecht summer school по направлению «Business Process Management and IT», а также обучалась по обмену в Tampere university of technology в Финляндии. Мне сложно выразить, какой это потрясающий опыт как для профессионального опыта, так и для получения международного опыта коммуникаций, но я думаю, показательно то, что сейчас я не раздумывая повторила бы эти поездки и поддерживаю всех, кому интересно, агитируя ни в коем случае не пропускать такую возможность.

Utrecht summer school – это курсы от Utrecht University. По предметному рейтингу этот университет находится на 52 месте, поэтому я его и выбрала. Кроме того, цены на летние курсы были очень приемлемыми, если сравнивать с другими летними школами топовых зарубежных вузов.

Летняя школа длилась две недели с 28 июля по 10 августа. В данный момент я развиваю свои навыки в сфере бизнес аналитика в IT и, разумеется, эти курсы были для меня прямой возможностью повысить квалификацию в этой сфере. В ходе курса я слушала лекции и делала проект, на основании защиты которого позднее была защита и получение оценок и сертификатов.

Университет ИТМО по результатам рассмотрения моей заявки на конкурс финансовой поддержки полностью покрыл мои расходы на проживание и на обучение. Процесс подачи заявления крайне прост: в список документов входят заявление, сертификат о знании английского языка и приглашение от принимающей организации.

Татьяна Сириченко, 2 курс магистратуры, Химико-Биологический кластер Университета ИТМО, участница Летней школы в Университете Ювяскюля (Финляндия)

Татьяна Сириченко
Татьяна Сириченко

Летняя школа в Университете Ювяскюля направлена на углубление знаний по выбранной тематике, а также «прокачивание» Soft Skills, заведение новых профессиональных знакомств и многое другое.

В школе я выбрала два курса: The Role of Non-covalent Interactions in Solid-state Properties of Materials и Data Analytics + Machine Learning + Optimization. Я очень амбициозный и любознательный человек. Поэтому на базе лаборатории SCAMT работала не только в области растворной химии, но и в направлении Computational Chemistry, конкретно – с молекулярной динамикой. Второе направление моей деятельности требует уверенных навыков работы с IT-инструментами. Под этим определением я подразумеваю навыки работы с вычислительными кластерами, умение писать простые скрипты, ориентироваться в средах программирования и другое. Поэтому участие в данной летней школе было максимально удачным и полезным для моей будущей магистерской диссертации, я до сих пор пересматриваю лекции педагогов, которые нам предоставили в свободном доступе. Это уникальный источник знаний, учитывая то, что выбранные мною курсы читали профессора из Стелленбосского и Манчестерского университетов.

Культурно-развлекательная программа была на очень высоком уровне. Мероприятия проходили практически каждый вечер: от поездки в сауну на острове до открытого рок-концерта и ужинов в местных ресторанах. Однако, большую часть времени я проводила в университете на учебе, больше всего интеллектуальных ресурсов «съедал» наш проект по машинному обучению, поскольку требования были высокими, а мои навыки были довольно посредственными – я училась сутки напролет. На самом деле, проект по Data Science был очень интересным, и мне совсем не хотелось расставаться с ноутбуком и работой над ним, как бы это странно ни звучало.

Финансирование от Университета ИТМО сыграло, пожалуй, решающую роль в моей поездке – это была существенная помощь. В целом, процесс получения финансовой поддержки на краткосрочные поездки достаточно простой и прозрачный.

Анастасия Сидоренко, 3 курс бакалавриата, факультет систем управления и робототехники, участница конференции с докладом в Финляндии (FRUCT)

Анастасия Сидоренко
Анастасия Сидоренко

Международную конференцию, в которой я участвовала, организовывает FRUCT- Ассоциация, развивающая ИКТ-экосистему России и Финляндии. Эта Ассоциация известна своей образовательной и научно-исследовательской деятельностью, направленной на совершенствование инновационной экосистемы России и Финляндии, повышение конкурентоспособности аспирантов и развитие сотрудничества между университетами и промышленными исследовательскими группами.
Конференция проходила в Ювяскюле (Финляндия) с 15 по 18 мая. Тема моего доклада была «A Design of Cyber-physical Production System Prototype Based on an Ethereum Private Network».  

Не скрою, ехать было достаточно было страшно, ведь там ребята уже в магистратуре учатся и имеют обширный опыт выступлений, а для меня это первый опыт выступления за рубежом, на английском языке. Однако организаторы очень старались, чтобы всем было комфортно: следили за временем, помогали сориентироваться, даже отдельный пароль от Wi-Fi раздали участникам. В целом, очень приятно было находиться на конференции: солнечно, университет красивый, много контактных ребят.

Чтобы получить частичное финансирование я подала заявку на конкурс. По результатам рассмотрения заявки Университет ИТМО возместил мне расходы на проезд (поезд до Хельсинки + автобус до Ювяскюля и обратно), оргвзнос и суточные. Кстати, чтобы получить финансирование от Университета ИТМО на участие в зарубежных мероприятиях, нужен сертификат по английскому языку уровнем не ниже В2. У меня сертификата не было, поэтому я прошла бесплатное тестирование в вузе.