В общем смысле академическое письмо — это языковая компетенция, владение которой позволяет исследователю читать, понимать и писать научные тексты. Сегодня умения и навыки академического письма признаются основой успешного существования в академической среде, прежде всего в международной.

«Академическое, научное письмо в России — а это тот язык, которым пишутся научные тексты (статьи, учебники, монографии), – сильно отличается от того, что принято за рубежом. Поэтому, если исследователь хочет публиковаться в международных изданиях, необходимо адаптировать культуру написания научных текстов. Например, в английской культуре любое письмо, особенно академическое, является интегрированной частью образования. Как и у нас, там студенты пишут очень много работ. Но эти письменные работы направлены, скорее, на выражение собственной точки зрения: как я это понял, осознал. Даже если работа пишется по физике или математике», — приводит пример Инна Анохина, руководитель лаборатории академического письма Университета ИТМО, старший преподаватель Центра изучения иностранных языков.

Она добавляет, что в общем смысле особенности англоязычной традиции академического письма можно свести к трем главным пунктам:

1. Английский стиль более структурирован. 

2. В тексте присутствует четкое выражение собственных мыслей.

3. Автор несет ответственность за каждое употребленное им слово. Любое слово, присутствующее в научной статье, имеет свою функцию. Автор материала всегда должен уметь объяснить, почему в материале используется именно этот термин.

Источник: deviantart.com
Источник: deviantart.com

Подготовить материал для публикации в международных журналах помогают специалисты Лаборатории академического письма (ЛАП) Университета ИТМО (Academic Writing Lab, AWL). Лаборатория начала работу в 2016 году. Главным поводом для организации лаборатории стало то, что университет взял курс на укрепление международной деятельности и увеличение публикационной активности исследователей вуза. Миссия лаборатории — поддерживать и обучать студентов, исследователей и сотрудников Университета ИТМО на любых стадиях процесса работы над научными статьями.

Для кого работает лаборатория?

ЛАП (AWL) работает со всеми жанрами академического письма: научно-исследовательскими статьями, рефератами, презентациями, заявками на получение грантов, эссе, резюме и сопроводительными письмами.

Сегодня в лабораторию академического письма можно прийти, начиная с бакалавриата. Например, если вы готовите заявку и документы на стажировку или обучение за рубежом. Студентам-бакалаврам сотрудники лаборатории помогают с написанием мотивационных и сопроводительных писем. Кроме того, если студент уже работает в международном научном центре и лаборатории, он может получить экспертную поддержку в подготовке научной работы и проработать материал вместе с преподавателями.

Однако, как отмечает Инна Анохина, на третьем курсе бакалавриата читается отдельный курс «Академическое письмо». Университет ИТМО одним из первых в стране ввел этот аспект английского языка в общую программу подготовки бакалавров. В ходе курса студенты изучают азы написания научных работ, поэтому, как правило, лаборатория оказывает им дополнительную поддержку.

Инна Анохина
Инна Анохина

Прежде всего, лаборатория ориентирована на помощь в подготовке именно научных статей и материалов. Поэтому ЛАП в основном работает с магистрантами, аспирантами, преподавателями и научными сотрудниками вуза.

Как строится работа

Преподаватели лаборатории оказывают несколько видов услуг. Все сервисы бесплатны для сотрудников и обучающихся Университета ИТМО.

  • Индивидуальные консультации по статьям и научным текстам

Это основное направление работы лаборатории. На индивидуальную консультацию с преподавателем можно прийти со своим научным текстом — статьей, монографией, главой книги. Зачастую, начиная готовить статьи для публикации в зарубежных журналах, авторы сводят подготовку материала к переводу написанной на русском статьи на английский язык, что является серьезной ошибкой, которая сможет затруднить работу уже в самом начале, говорит Инна Анохина.

Начать подготовку статьи на английском языке следует с выбора журнала. Выбрав издание, необходимо досконально изучить, какие требования оно предъявляет к публикации и к авторам. Как правило, требования к публикациям есть на сайте, либо их можно запросить, написав в редакцию, а уже затем приступать к подготовке статьи на английском языке.

Главная особенность работы лаборатории академического письма: в отличие от бюро переводов, преподаватели не работают с русскоязычным текстом. Это значит, что на индивидуальную консультацию необходимо прийти, уже имея наработки по статье на английском языке. В процессе консультации тьютор лаборатории окажет необходимую поддержку, обращая внимание на структуру материала, грамматические и лексические структуры и стилистические особенности.

«В зависимости от уровня владения языком автора статьи тьютор расскажет об особенностях и необходимых инструментах академического письма и научит ими пользоваться. Вся работа осуществляется совместно: преподаватель помогает скорректировать текст на микроуровне, однако автор уже должен прийти к нам с материалом, с которым мы можем впоследствии работать в течение одной или серии консультаций, — говорит Инна Анохина. — И в этом заключается еще одна особенность работы лаборатории: она несет образовательную функцию. Помимо помощи с точки зрения стиля и грамматики английского языка, мы видим своей миссией помощь в развитии навыков академического письма конкретного человека, чтобы помочь ему в дальнейшем работать над текстами более самостоятельно».

  • Курсы лаборатории академического письма

Еще один формат работы лаборатории — курсы, которые проводятся каждый семестр в формате дополнительных занятий. Каждый курс включает десять занятий (20 академических часов), которые проходят в удобное для преподавателей и учащихся время.

Источник: shutterstock.com
Источник: shutterstock.com

Сейчас лаборатория проводит два курса — «Основы академического письма» и «Академическое письмо». Первый предназначен для слушателей с уровнем владения английским языком от А2 до В1 и затрагивает базовые темы. Программа второго курса рассчитана на сотрудников и учащихся университета с более высоким уровнем владения языком (от В1+ и выше). Курс в большей степени направлен на стилистику, освоение более сложных грамматических конструкций, лексику, а также вопросы, связанные с критическим мышлением.

Кроме того, с этого года в лаборатории стартует еще один новый курс «Академическая грамматика». Как отмечает Инна Анохина, курс будет полезен тем, кто планирует повторить грамматику английского языка перед тем, как начать изучать более сложные темы, связанные со стилистикой.

  • Мастер-классы

Мастер-классы, которые проводят преподаватели кафедры английского языка, в том числе и носители языка, направлены на специфические темы. Например, здесь можно потренироваться и написать корректное сопроводительное или мотивационное письмо, резюме, а также повторить отдельные грамматические блоки, улучшить навыки аудирования, а также научиться готовить как устные, так и письменные презентации.

В среднем лаборатория проводит четыре мастер-класса в семестр. Один из последних семинаров, который состоялся в мае, был посвящен профессиональной переписке в академической среде. Мастер-классы повторяются как в осеннем, так и в весеннем семестре, чтобы те, кто не смог посетить занятие, могли прийти в другое удобное время. Следить за новостями и датами мастер-классов можно в ИСУ.

Перспективы

За два года преподаватели лаборатории академического письма провели более 500 индивидуальных консультаций. Ядро сотрудников лаборатории составляют пять преподавателей, которые проводят консультации на регулярной основе, также ведут курсы и проводят мастер-классы. Занятия в лаборатории проводят также другие преподаватели, которые работают в Центре изучения иностранных языков Университета ИТМО.

Университет Аризоны. Источник: travel.mapquest.com
Университет Аризоны. Источник: travel.mapquest.com

Кроме того, лаборатория развивает сотрудничество с зарубежными университетами. В частности, подразделение имеет партнерские отношения с Университетом Аризоны. Совместно с зарубежными коллегами лаборатория планирует организовать новую серию мастер-классов, которые стартуют в осеннем семестре 2018 года.

«Мы реализуем совместную программу улучшения навыков академического письма с Университетом Аризоны. В осеннем семестре мы планируем продолжить развитие нашего сотрудничества. В планах — организация новых мастер-классов от преподавателей Университета Аризоны. Занятия будут посвящены улучшению навыков академического письма, критическому мышлению в академическом письме, а также ряду других тем. Кроме того, в перспективе при поддержке партнеров мы планируем продолжить развитие наших учебных материалов, разработку инструкций для самостоятельного использования и других пособий», — комментирует руководитель лаборатории академического письма Университета ИТМО.

Кроме того, в новом семестре слушателей ожидают мастер-классы, посвященные работе с библиографическими системами, например, такими, как Mendeley и другие. Все консультации, мастер-классы и курсы бесплатны для сотрудников и обучающихся Университета ИТМО и проходят в корпусе вуза на Ломоносова, 9 (аудитория 3402).