Система видеоповторов VAR (video assistant referee)

Системы видеоповторов уже стали привычной составляющей в хоккее, волейболе и других видах спорта. Последние пару лет они даже использовались в футболе (например, на Кубке Конфедераций, проходившем в России летом 2017 года), однако на чемпионате мира VAR используется впервые. Свою пользу система доказала уже на первых матчах – система видеопомощи арбитрам ежедневно влияет на исходы матчей чемпионата. Видеоповторы применяют для просмотра голов и других спорных эпизодов, например, чтобы принять решение о назначении пенальти или о том, какого игрока наказать за нарушение правил. Так, Франция победила Австралию (2:1) благодаря пенальти, который арбитры сначала не заметили. Система VAR работает следующим образом: с помощью камер за игрой наблюдают три видеоассистента, они же передают изображение на мониторы центрального компьютера. В случае, если они замечают спорный эпизод, они могут его повторно воспроизвести. Если в результате проверки они приходят к выводу, что гола не было, они сообщают об этом арбитру. Главный судья матча, в свою очередь, может довериться ассистентам или самостоятельно посмотреть видеоповтор эпизода.

Технологии VR и 5G

Сегодня по всему миру идет тестирование сети 5G, несмотря на то, что стандарты для развертывания 5G-сетей еще не разработаны до конца. Планируется, что 5G сети смогут обеспечить передачу информации со скоростью 10 Гбит/сек – это в 100 раз выше, чем скорость сети 4G, которая позволяет передавать полноценное HD. Технологии 5G тестируются и во время Чемпионата мира по футболу 2018 года. Так, матч Марокко – Иран 15 июня можно было посмотреть в режиме виртуальной реальности через сеть 5G. Для того, чтобы обеспечить зрителям просмотр с использованием новых технологий, в Санкт-Петербурге на стадионе были установлены камеры с поддержкой технологии высокого разрешения, которые транслировали матч через 5G соединение жителям Москвы на расстоянии 600 километров. В Москве в «5G зоне» болельщики могли следить за игрой в режиме реального времени, используя VR-очки.

Видеоповторы. Источник: livesport.ru
Видеоповторы. Источник: livesport.ru

«Малое инновационное предприятие Video360Production при Университете ИТМО занимается коммерциализацией всего, что связано с видео 360, в том числе трансляциями. В настоящий момент мы выполнили более сотни заказов по видеотрансляциям в формате виртуальной реальности, и могу сказать, что, с одной стороны, довольно редко кто-то хочет транслировать в VR, а, с другой стороны, это работа не очень простая, хоть и постепенно создавать VR-трансляции становится все проще. Дело в том, что еще два года назад, когда вышли первые VR-шлемы Oculus Rift, которые начали процесс внедрения виртуальной реальности в массы, транслировать в формате VR было очень тяжело, так как не было специального программного обеспечения, а то, которое было, находилось в стадии разработки. Такие трансляции проводились периодически – например, в прошлом году USA Today показали церемонию инаугурации президента США Дональда Трампа в виртуальной реальности и в формате 360-градусного видео. Еще не так давно камер 360 не было на рынке, и нужно было из шести камер GoPro собирать так называемую панорамную голову. Иными словами, организовать трансляцию в формате VR было не просто как финансово, так и технически», – объясняет руководитель проекта Video360Production Денис Столяров.

По словам эксперта, сегодня ситуация серьезно упростилась: конструктор из камер уходит в прошлое, так как появились заводские образцы панорамных камер, способных не только снимать, но и осуществлять потоковое вещание в хорошем качестве вплоть до 6K. Такие камеры передают хороший поток с приемлемой задержкой, автоматически собирают панорамную картинку, сшивают ее и выдают в привычном формате по кабелю и Wi-Fi, передавая поток на медиасервер. В свою очередь, большая часть сервисов и видеохостингов (YouTube, Facebook и другие) поддержали панорамное видео, предложив пользователям VR режимы.

«Основной проблемой сегодня остаются каналы, по которым передается информация. Поскольку транслировать видео 4K непросто, операторы, внедряющие сеть 5G, используют VR демонстрации, чтобы показать, что она способна передавать большой поток с качественной картинкой. Внедрение сетей 5G сильно продвинет VR. Если сейчас беспроводной VR неплохо работает с Wi-Fi сетями, то с 5G он заработает и на улице, и мы будем наблюдать интересные изменения», - комментирует Денис Столяров. 

Денис Столяров
Денис Столяров

Система EPTS

Система EPTS способна отслеживать технико-тактические действия футболистов. Несмотря на то, что система не является новинкой, на турнире такого уровня она применяется впервые. Система EPTS стала помощником, в первую очередь, для тренерского штаба, так как с ее помощью становится доступна вся информация по любому из игроков на планшете в режиме реального времени (как о передвижении игрока по полю, так и о его физиологических показателях).

Исчезающий спрей

Первый спрей Spoony придумал еще в 2000 году бразильский изобретатель Гейне Аллеманье (впоследствии он обвинил ФИФА в незаконном использовании спрея на чемпионате мира по футболу в Бразилии). Через два года бразилец запатентовал изобретение, которое стали использовать на многих международных футбольных соревнованиях. Исчезающий спрей нужен для обозначения линии, у которой должны выстраиваться футболисты для штрафного удара. Использовать спрей должен арбитр – именно он наносит спрей на газон. Отметки на газоне, в свою очередь, указывают место, с которой должен быть нанесен штрафной удар, а также черту, которую не могут пересекать футболисты, выстроенные стенкой. Действие спрея длится несколько минут – затем он бесследно исчезает. Спрей позволяет судьям более строго следить за соблюдением правил, так как в случае, если игрок пересекает нанесенную линию, он рискует получить желтую карточку.

Сегодня разработчики спреев постоянно модернизируют продукт: крепление баллона сделано настолько прочным, чтобы он не мешал арбитру при перемещении с одного конца поля на другой, а само содержание спрея одинаково показывает себя в разных погодных условиях – и при холодной, и при жаркой погоде.

Официальный мяч ЧМ-2018. Источник: timbers.com
Официальный мяч ЧМ-2018. Источник: timbers.com

«Умный» мяч от Adidas

«Умные» девайсы и аксессуары сегодня не редкость. Сейчас они проникают и в футбол – подтверждение тому «умный» мяч Adidas, выпущенный компанией специально к Чемпионату мира по футболу в России. Новые виды футбольных мячей разрабатывают для каждого крупного турнира. Официальное название мяча для Чемпионата мира по футболу в России –Adidas Telstar (первый мяч Telstar был выпущен в 1970 году).

«Умным» мяч делает чип NFC, который создатели разместили в панели покрышки. NFC (Near Field Communication) — это технология беспроводной передачи данных между двумя устройствами, которые расположены на близком расстоянии. Такую технологию поддерживают большинство смартфонов Android и iPhone (начиная с седьмой модели). Если владельцы Android поднесут смартфон к чипу, они увидят на дисплее смартфона страницу с описанием мяча и футбольными новостями от компании-производителя мяча. На iPhone считать NFC-чип поможет специальное приложение, которое доступно в App Store бесплатно.

Беспилотные автобусы

В столице болельщики могут передвигаться с помощью беспилотных автобусов. Такие автобусы в России производят две фирмы: группа компаний Volgabus совместно с компанией BMG (Bakulin Motors Group) и ПАО «Камаз» вместе с Научно-исследовательским центром НАМИ.

Беспилотный автобус Volgabus Matrёshka. Источник: 3dnews.ru
Беспилотный автобус Volgabus Matrёshka. Источник: 3dnews.ru

Автобус «Камаз» называется «Шатл», автобус Volgabus – Matrёshka. Всего компания Volgabus создала три модели автобусов, которые вмещают различное количество людей (маленькие автобусы рассчитаны на 4-6 человек, средние — на 8-12, и большие — на 20 пассажиров). Внутри автобусов размещены восемь высокочастотных камер, которые отслеживают преграды на пути – столбы, ямы, пешеходов и иные препятствия. «Матрешки» передвигаются со скоростью 15-20 км/ч, что позволяет автобусу оперативно затормозить, если это необходимо.