Почему Интернет-олимпиада по физике воспитывает в школьниках ученых и дает право на поступление без экзаменов

Завершилась Интернет-олимпиада по физике для учащихся 7-11 классов. Победители и призеры могут поступить в вузы без вступительных экзаменов, которые учитывают результаты олимпиад РСОШ второго уровня, но при этом абитуриенты должны написать ЕГЭ по физике не менее чем на 75 баллов. Задания состязания отличаются тем, что они требуют не «набитой руки», а именно структурного и логического понимания физических процессов. Торжественная церемония награждения участников состоялась в стенах Университета ИТМО, который является соорганизатором олимпиады вместе с Санкт-Петербургским государственным университетом.

Награждение победителей Интернет-олимпиады школьников по физике

Олимпиада проводится в несколько этапов в течение учебного года. Зарегистрироваться на нее могут школьники со всей России и других стран. Сначала они проходят два отборочных тура, в которых в этом году участвовало более 19 тысяч человек.  Ребята, которые в сумме набирают больше всего баллов за оба отборочных этапа, проходят в финал. Особенность заданий в том, что участники решают задачи в виде виртуальной лабораторной работы, то есть им дается какой-либо эксперимент или физическая система, а ребята должны провести математические расчеты и сделать модель работы системы.

В мире не существует аналогов подобной технологии проведения олимпиад по физике, подчеркнул Вадим Монахов, организатор из Санкт-Петербургского государственного университета, председатель методической комиссии олимпиады, которая составляет конкурсные задачи. Также характерная черта состязания в том, что участникам дается несколько попыток на решение задачи: если они отправляют неверное решение, им сразу же приходит ответ с указанием ошибок, которые они могут исправить и отправить результаты на проверку повторно.

«Для того, чтобы успешно справиться с олимпиадой, требуются, конечно, способности в физике. Во-вторых, здесь не обойтись без работоспособности. Но самое главное – это умение исправлять свои ошибки. Потому что даже наши победители далеко не всегда могут с первой попытки решить все задачи. Эта способность оценивать результаты своей работы, находить в ней ошибки и исправлять их – это уже аналитическое мышление, способность, необходимая научному сотруднику. Наша олимпиада как раз помогает школьникам воспитывать в себе такие качества, необходимые для обучения в вузе», – прокомментировал Вадим Монахов.

Он добавил, что задания олимпиады намеренно составляются так, чтобы присутствовала неопределенность в выборе инструментов для их решения. То есть у задачи не существует четкого и однозначного решения, что также побуждает школьников проявлять творческие и аналитические способности. Иными словами, задачи состязания выходят за рамки школьной программы, подчеркнул организатор олимпиады.

И это играет важную роль. Ведь для такого высокого уровня образования, которое дается в ведущих технических вузах, в том числе в Университете ИТМО, от абитуриентов требуют гораздо более обширные знания по физике, чем можно получить только в рамках школьной программы, отметил Роман Полозков, заведующий кафедрой физики Университета ИТМО, организатор олимпиады со стороны вуза. Подобные олимпиады стимулируют ребят углублять и расширять свои знания, что поможет им потом справиться с объемами и сложностью задач, которые им придется решать, учась в университете. Физико-технический факультет Университета ИТМО выделил особые призы для лучших призеров олимпиады: три именных стипендии, которые школьники получат, если поступят на факультет.

Награждение победителей Интернет-олимпиады школьников по физике
Награждение победителей Интернет-олимпиады школьников по физике

«Однако здесь также следует понимать, что, хоть участие в олимпиаде действительно серьезно тренирует будущего профессионального физика, главное это не зацикливаться на умении решать только специальные типы задач, подготовленные для олимпиад. Здесь можно сделать такое сравнение: есть спортсмены, которые могут выложиться на все 100%, но только на узкоспециализированных упражнениях и в очень короткий период времени, но если они сделают шаг влево или вправо, то тут же окажутся в тупике; а есть отличные специалисты, которые, возможно, не ставят непобедимых рекордов, но которые могут плодотворно и творчески работать на протяжении долгого времени и над разнообразными задачами. То же самое и в физике. Поэтому зачастую при работе в таких условиях лучше себя проявляют не абсолютные чемпионы олимпиад, а “крепкие” ребята, которые прошли подобные испытания с хорошими достойными результатами», – сказал Роман Полозков.

Конкуренция в этом году среди участников Интернет-олимпиады была довольно высокая: порой первое и второе места разделяли между собой сотые доли баллов. Поэтому участие в олимпиаде – это возможность проверить свои навыки, сравнить себя с другими школьниками, понять, насколько твои знания соответствуют тому, чего ждут от абитуриентов. И конечно, никто не отменяет льгот при поступлении в университеты. Кроме того, победители и призеры этой олимпиады, которые поступят в Университет ИТМО, получат «Серебряный студенческий билет», который гарантирует получение стипендии в 10 тысяч рублей и общежитие в центре города. ITMO.NEWS расспросил призеров Интернет-олимпиады по физике о том, было ли состязание сложным для них, почему они любят физику и что планируют делать в будущем. 

Александр Хрущев, физико-математический лицей №239, дипломант первой степени в 11 классе, получатель именной стипендии физико-технического факультета Университета ИТМО

Александр Хрущев
Александр Хрущев

Я участвовал в Интернет-олимпиаде без какой-либо конкретной цели, просто ради интереса. Задания были не очень сложные, то есть не было чего-то, что было нереально решить, просто требовалось распределить время, чтобы решить задачи максимально эффективно. Я планировал поступать в Политехнический университет Петра Великого, но, может быть, подам документы и в Университет ИТМО. Мне интересно будет заниматься живыми физическими системами, то есть биоинтерфейсами, нейросистемами. Хотелось бы найти себя в такой сфере, где можно будет заниматься наукой, но в то же время разрабатывать какие-либо практические устройства, приборы, то есть совмещать теорию и практическую работу. Возможно, такое можно найти в каких-нибудь инновационных лабораториях на производствах.

Агата Гречко, физико-математический лицей №366, дипломант третьей степени в 11 классе

Я заинтересовалась физикой в шестом классе, после просмотра некоторых фильмов. Когда дисциплина началась в седьмом классе, я поняла, что мне это нравится, потому что в физике математика приобретает какой-то смысл, с помощью физики можно объяснить различные явления, почему происходит так, а не иначе. Особенность Интернет-олимпиады по физике заключалась в том, что в ней было много лабораторных работ, и многих ребят это подкосило, я думаю. Для меня там была очень сложная задача по оптике. В различных олимпиадах я участвовала с восьмого класса, но занять какое-либо достойное место удалось только сейчас, что в принципе очень вовремя, так как я в 11 классе. Поступать думаю в Санкт-Петербургский государственный университет, пока точно не знаю, какой именно областью в физике буду заниматься. Но вижу себя скорее физиком-теоретиком, так как там много сложных задач. Кроме того, именно теория объясняет мир, в ней много различных направлений.

Владимир Малиновский, лицей «Физико-техническая школа», дипломант первой степени в 10 и 11 классах (дважды дипломант)

Владимир Малиновский
Владимир Малиновский

Я начал заниматься физикой еще в третьем классе, так как со мной занималась мама. Когда мы переехали в Санкт-Петербург, я поступил в лицей №239. К олимпиаде я особо не готовился, потому что к ней в принципе невозможно подготовиться: нужно просто понимать, как работают те или иные физические процессы, чтобы справиться с заданиями. Ведь задания каждый год разные. Я планирую поступать в Московский физико-технический институт, но пока не знаю, чем конкретно буду заниматься в будущем, скорее всего, уйду в науку.

Даниил Меньков, гимназия №116, дипломант третьей степени в 11 классе

Даниил Меньков
Даниил Меньков

В восьмом классе я год ходил на кружок по подготовке к олимпиадам по физике, но к Интернет-олимпиаде особо не готовился, то есть мне хватило моих школьных знаний. Больше всего в физике мне нравится механика, потому что там все работает по логичным и однозначным законам. Но при этом мне хотелось бы в будущем работать в области оптики, то есть, возможно, конструировать оптическое оборудование. Поэтому пока думаю поступать в Университет ИТМО. Во время обучения хочу пройти какие-либо стажировки на предприятиях, так как меня больше тянет работать в индустрию.

Следить за новостями олимпиады, узнать, когда начнется регистрация на состязание будущего учебного года, посмотреть задачи прошлых лет и прочитать рекомендации по подготовке от тренеров можно на сайте.

Редакция новостного портала
Архив по годам:
Пресс-служба