Какие инженеры нужны высокотехнологичному бизнесу?

На сегодняшний момент выпускники инженерных специальностей по-прежнему сталкиваются с проблемами при трудоустройстве, особенно если дело касается высокотехнологичных производств. Так, по последним данным Общественной палаты России, сложности в трудоустройстве возникают у 17,6 % молодых инженеров. При этом среди программистов такие трудности испытывают лишь порядка 6 % выпускников, свидетельствуют подсчеты специалистов ОП РФ.

Корень этой проблемы сами работодатели видят в программах подготовки в вузах, на которых не только не учат выполнять комплекс конкретных производственных задач, но далеко не всегда могут дать полноценное представление о специфике производственной работы. И такая ситуация наблюдается на протяжении последних 15 лет, отмечает Дмитрий Бауман, директор по научной работе ОАО «ИНТЕР РАО Светодиодные системы» (общества, объединившего активы компаний, расположенных на территории производственного объединения «Светлана» в Санкт-Петербурге, на технологической базе этих компаний выстроен крупнейший в стране комплекс по производству светодиодов и осветительных устройств на их основе).

Производственное объединение «Светлана» (предприятие «Светлана-Оптоэлектроника»). Источник: sdelanounas.ru
Производственное объединение «Светлана» (предприятие «Светлана-Оптоэлектроника»). Источник: sdelanounas.ru

«В последние годы наше высшее техническое образование прекрасно справляется с подготовкой специалистов для IT-индустрии. По-прежнему неплохо мы готовим ученых-исследователей. Но у нас сложились системные проблемы в подготовке инженеров-специалистов для индустрии, — отмечает Дмитрий Бауман. — Об этой проблеме я могу судить из собственного опыта, поскольку я 14 лет работаю в высокотехнологичной компании. На протяжении этих лет к нам приходят выпускники разных технических вузов России, и мы сталкиваемся с одними и теми же трудностями без исключения: соискатели не понимают принципиальной разницы между лабораторной работой, научными исследованиями, к которым их готовили в высших учебных заведениях, и промышленной разработкой, технологиями массового производства».

Решение

Решением проблемы может стать не только активное привлечение представителей индустрии в вузы в качестве лекторов, но и подготовка совместно с ними образовательных программ. К такой идее пришли в Университете ИТМО, где в сотрудничестве с несколькими ведущими предприятиями отрасли приняли решение перезапустить образовательную программу магистратуры «Оптоэлектроника».

Совместная работа началась в 2013 году, когда был подписан договор о базовой магистерской кафедре в Университете ИТМО — ею стала кафедра светодиодных технологий. Сначала в рамках сотрудничества для студентов организовывались экскурсии в компании ОАО «ИНТЕР РАО Светодиодные системы», а затем учащиеся получили возможность проходить полноценную практику на предприятиях.

Производственное объединение «Светлана» (предприятие «Светлана-Оптоэлектроника»). Источник: rbc.ru
Производственное объединение «Светлана» (предприятие «Светлана-Оптоэлектроника»). Источник: rbc.ru

«После этого я подготовил курс по технологии сборки, который прочел на факультете, и в итоге сам погрузился в образовательный процесс, — рассказывает Дмитрий Бауман. — В результате этой долгосрочной работы мы пришли к пониманию необходимости нашего более глубокого участия в процессе подготовки специалистов: не только в подготовке отдельных курсов, но и всей программы в целом».

В подготовке новой программы принимают участие представители компаний, которые способны закрыть весь спектр направлений, изучаемых в рамках направления «Оптоэлектроника». Так как оптоэлектроника состоит из нескольких магистральных направлений, таких как светодиоды, лазерные диоды, фотоприемники и фотовольтаика, разработкой дисциплин, помимо представителей светодиодного холдинга, занимаются партнеры из компаний «Коннектор-Оптикс» (единственный в России производитель эпитаксиальных пластин для высокоскоростных вертикально-излучающих лазеров (VCSEL) и фотодиодов), «Хевел», компании, специализирующейся на фотовольтаике, производстве солнечных элементов, а также ЗАО «Полупроводниковые технологии» — разработчик и производитель полупроводниковых лазеров, уточняет Дмитрий Бауман, руководитель новой магистерской программы. Кроме того, в разработке программы принимает участие руководитель отдела разработки, заведующий измерительной лаборатории ОАО «ИНТЕР РАО Светодиодные системы», который будет заниматься подготовкой дисциплин в области метрологии.

Как будет строиться обучение

Основное участие индустриальных партнеров состоит в формировании профессионального модуля программы: представители компаний полностью готовят часть, связанную с практикой, и частично участвуют в подготовке фундаментальной образовательной части, выступая разработчиками отдельных профильных дисциплин. Кроме того, именно представители компаний в целом определяют набор преподаваемых дисциплин, а также способ их преподавания, делая акцент на конкретные задачи, которые решаются сегодня на высокотехнологичных предприятиях.

«В чем особенность такого подхода? Во-первых, с самого начала — от перечня дисциплин и до конечного экзамена — в программе все ориентировано под применение итогового результата в производственном процессе, а не только в научных исследованиях. Ведь это два принципиально разных типа работ. Во-вторых, все, что студент слышит в аудиториях во время обучения на специальных программах профессионального модуля, — в рамках этой же дисциплины в течение того же семестра он сможет увидеть живьем в производственном цеху», — комментирует Дмитрий Бауман.

Таким образом, в рамках одного и того же курса сначала студенты смогут прослушать в аудитории лекционную часть, а после они смогут увидеть все, что они узнали в теории, в условиях действующего производства. Подобная система,  сочетающая теорию и практику, будет основой образовательной программы.

Перспективы

Набор на новую образовательную программу магистратуры «Оптоэлектроника» стартует в 2018 году. Основными требованиями для выпускников бакалавриата, которые захотят продолжить обучение и получить комплекс практических навыков для работы в высокотехнологичных компаниях отрасли, является наличие базового образования в этой области. При этом преимущество могут получить бакалавры, которые уже обладают опытом подготовки проектов. Например, участники всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал», которые уже продемонстрировали способности к выполнению практических задач, говорит Дмитрий Бауман.

На выходе выпускники будут получать комплекс практических компетенций, который поможет им после окончания учебного заведения легко встроиться в работу высокотехнологичного предприятия, добавляет он. При этом это не набор узкоспециализированных знаний и умений, актуальных для какой-либо конкретной компании, а комплекс навыков, благодаря которому можно приступить к работе на производстве в любом из направлений оптоэлектроники.

Как подчеркивает Дмитрий Бауман, образовательная программа открыта для студентов со всей страны. При этом строить карьеру выпускники смогут не только на предприятиях Петербурга, но и в профильных компаниях, работающих по всей России.

Ознакомиться с программой на сайте для абитуриентов можно по ссылке