Как побороться за Потанинскую стипендию и победить, рассказывают магистранты Университета ИТМО

На прошлой неделе стали известны имена победителей конкурса стипендий от фонда Владимира Потанина 2017-2018 года – среди 200 лауреатов конкурса 21 магистрант Университета ИТМО. Мы поговорили с несколькими победителями и узнали, какие  проекты жюри оценило выше остальных, что стоит писать в заявке на заочном этапе, почему опыт волонтерства и ораторское мастерство помогут одержать победу и почему в этом году участники впервые сделали ставку на слово «опыт», а не «победа».  

Конкурс Потанинской стипендии-2018

Ксения Жирнова, магистрант второго года обучения, программа «Научная коммуникация»

В прошлом году несколько моих одногруппников участвовали в стипендиальном конкурсе: кто-то не прошел первый тур, кто-то отвалился на втором, но двое все-таки победили. Я тогда не подавала заявку, но поняла, что стать стипендиатом вполне реально. Когда фонд Потанина объявил новый конкурс, решила участвовать и не прогадала. 

Первый этап конкурса – заочный. Надо рассказать о себе, подробно описать планы на будущее, приложить мотивационное письмо и эссе на тему будущей диссертации. Для меня последний пункт был самым простым. В рамках итоговой магистерской работы я исследую вовлеченность сотрудников Университета ИТМО в научную коммуникацию: выясняю, как и зачем ученые рассказывают о своей работе неспециалистам. Это важная задача для моей профессиональной области: сейчас количественных данных о вовлеченности научного сообщества в коммуникацию попросту нет.  Второй этап конкурса проходил в формате деловых игр. Конкурсантов делили на команды (примерно по 25 человек в каждой) и давали какую-нибудь глобальную задачу. Темой этого года был «город будущего», поэтому мы придумывали, как должен выглядеть музей будущего, с какими вызовами человечество столкнется через несколько десятков лет и как нам трансформировать городскую среду, чтобы каждый мог чувствовать себя в ней комфортно и безопасно. 

Ксения Жирнова
Ксения Жирнова

Отдельно хочется рассказать о задании, от которого я по-настоящему кайфанула. Темой этой деловой игры было образование: мы придумывали и примеряли на себя профессии будущего, фантазировали, как должна выглядеть школа. Модератор рассадил участников полукругом и выдал каждому по две записки, содержащие кусочек информации об учебном плане школы будущего. И стал задавать вопросы: «Сколько предметов должен сдать ученик, чтобы перейти на девятый грейд? Что такое грейд? Какие предметы вообще есть? Как их сдавать?». У каждого в руках тем временем было два абсолютно бессвязных предложения, которые сами по себе не могли помочь с ответом на поставленные вопросы. Вроде бы понятно: надо узнать, что написано у каждого, сопоставить информацию, немного посчитать (да-да, умножение в уме), но сложность заключалась в том, что нам нельзя было ничего записывать, только запоминать. Информации было много, в том числе лишней. Пришлось хорошо подумать, привлечь все свои организаторские навыки (все-таки 25 человек в команде), но моя команда справилась и нашла верное решение. 

Для меня основным мотивом для участия в конкурсе была не сама стипендия, а возможность войти в сообщество потанинцев. Победитель конкурса –  это «знак качества» и отличная строчка в резюме. Всем желающим поучаствовать в следующем году я могу дать несколько советов: 

1. Не бойтесь себя хвалить. Указывайте все свои достижения в анкете заочного этапа. Цель стипендиального конкурса – выявить лидеров, способных делиться полученными знаниями, генерировать идеи и воплощать их в жизнь. И даже если вам кажется, что прошлые результаты слишком незначительны или не связаны с профессиональной деятельностью, поверьте, они будут оценены по достоинству.

 2. Отвечайте на вопросы максимально подробно. Это поможет экспертной комиссии сформировать ваш полный портрет. 

3. Во время очного этапа важно не только «показать себя», но и справиться с поставленной задачей. Так что прилагайте больше усилий к решению кейсов и избегайте непродуктивных споров.

Наталия Рось, магистрант первого года обучения, программа «Научная коммуникация»

Наталия Рось
Наталия Рось

Я слышала про фонд Владимира Потанина и его работу, еще когда училась на факультете журналистики СПбГУ. Когда поступила в магистратуру Университета ИТМО на «научные коммуникации», узнала, что ребята со второго курса этой программы становились стипендиатами фонда, и меня вдохновил их опыт. К тому же наши кураторы агитировали нас участвовать. Всего заявку с моего курса подали шесть человек.

Сама заявка на участие разделена на несколько больших блоков, где нужно написать о себе, своих научных интересах, а также приложить мотивационное письмо. Меня интересует продвижение науки в социальных медиа с помощью digital-инструментов, этой же темой я занимаюсь в рамках магистерской диссертации. Практической частью моего исследования является проект, который мы реализуем совместно с уральским отделением Академии наук: вместе мы разрабатываем мобильное приложение для определения видов птиц. Так, любой пользователь, воспользовавшись нашим приложением,  может «зашазамить» пение той или иной птицы и получить всю информацию о ней. В этом же приложении можно читать новости из области орнитологии, вести свои наблюдения, делать отметки, где и какую птицу ты увидел. Ученые, которые нас консультируют, в свою очередь, могут использовать данные для того, чтобы понять, где обитают птицы, как перемещаются, замечать аномалии и тенденции. В результате у нас будет большая электронная накопительная база птиц – такого на российском рынке пока нет. Важно понимать, что птицы в городе – это единственная связь горожанина с природой. Мало кто знает, что в одном парке может обитать несколько десятков видов птиц. Мы бы хотели, чтобы приложение не только выполняло познавательную и развлекательную функции, но и внесло лепту в охрану окружающей среды.

У меня остались положительные впечатления от организации конкурса: сотрудники фонда Потанина постоянно наблюдали за работой участников на каждом этапе. На очном этапе важно уметь договариваться, слышать друг друга и замечать, кто на какие роли претендует в команде. Тактика «выскочки» не всегда приводит к успеху: не нужно требовать принять именно твою идею, нужно адаптироваться под ту роль, которая выгодна команде.

Выиграть поможет искренность и убедительность. Когда вы пишете заявку на конкурс, пишите ее от себя, мотивационное письмо должно быть вашей исповедью: кто вы, чем занимаетесь, почему вы этим занимаетесь, как это поможет людям, на что вас вдохновляет ваш проект, приведите примеры, почему вы любите быть лидером.

Стипендиальные средства я планирую вкладывать в образование, потому что это лучший вариант для инвестиций в XXI веке. У меня уже есть несколько идей: так, я рассматриваю возможность отправиться в Летнюю школу по научной коммуникации, пройти курсы повышения квалификации, отправиться по Центрам научной коммуникации России и позаимствовать их опыт.

Вячеслав Шаламов, магистрант второго года обучения, кафедра компьютерных технологий

Вячеслав Шаламов
Вячеслав Шаламов

В свободное от учебы время я работаю в Лаборатории машинного обучения в Университете ИТМО. Среди моих коллег есть те, кто уже получал эту стипендию, и мне рекомендовали тоже поучаствовать в конкурсе. Тема моей магистерской диссертации, с которой я подавался на конкурс, – «Настройка гиперпараметров алгоритмов кластеризации». Моя работа посвящена тому, как для имеющегося набора данных автоматически выбрать самый подходящий алгоритм машинного обучения и сконфигурировать его, чтобы он, обучившись, достиг наилучших результатов. Обычно выбор алгоритма и его конфигурация проводится вручную, но благодаря подобным исследованиям этот процесс все больше автоматизируется, освобождая рабочее время экспертов для более сложных и важных дел.

Второй этап конкурса – набор классических игр на «выявление лидера». Все участники определенным образом разбиваются на группы, которые вместе выполняют задание, а наблюдатели отмечают для себя, кто и как себя ведет. Надо признать, некоторые задания скучные, некоторые кажутся даже глупыми. Но смысл именно в том, чтобы делать несерьезные вещи с серьезным лицом и проявлять при этом лидерские качества.

Мне больше всего запомнился кейс, в котором между участниками были распределены фрагменты условия несложной математической задачи, и нужно было решить ее, собрав всю информацию вместе, и хором сказать ответ. Записывать ничего нельзя, обмен информацией производится только устно. Жонглировать обрывками информации в голове очень увлекательно, но это порождает много бессмысленных обсуждений в команде.

Для того, чтобы оказаться в лидерах, мне пригодились навыки, которые я когда-то приобрел на курсах ораторского мастерства. Нужно уметь быстро подготовить выступление на заданную тему, обозначить тезисы, прикинуть сильные и слабые стороны. Хочу посоветовать брать инициативу в команде в свои руки и помнить: если ничего не делать, то ничего и не получится.

Ольга Бантус, магистрант второго года обучения, кафедра систем управления и информатики

Ольга Бантус
Ольга Бантус

В прошлом году на первом курсе магистратуры я не подавала заявку на эту стипендию, так как не очень много знала про конкурс. В этом году я в последний момент решила, что нужно использовать свой шанс: в итоге заявку отправляла в последний день. Я особо не знала, кто выигрывал конкурс и какие люди там нужны, поэтому не ставила себе целью пройти и победить. Просто решила поучаствовать, чтобы потом не жалеть об упущенной возможности.

Осенью я отважилась на еще один серьезный шаг – поменять тему своей диссертации, так как в старой теме я не видела развития и потеряла к ней интерес. Всю жизнь с самого раннего детства мне были интересны автомобили, я про них очень много знаю, поэтому я решила исследовать систему адаптивного круиз-контроля в автомобилях. И сейчас я понимаю, что не ошиблась, потому что я действительно очень много знаю по этой теме и мне доставляет удовольствие проводить исследования в данной области. 

Мне кажется, второй этап конкурса был буквально создан для меня. Правда, обычно я находилась по другую сторону деловых игр, в роли эксперта или организатора, поэтому сначала мне было немного сложно думать как участник. Но потом я просто выдохнула, расслабилась и стала получать удовольствие от происходящего. Больше всего мне понравились два этапа. В одном из них нужно было, умея слышать и слушать друг друга, решить командой логическую задачу и дать общий ответ. Также был заключительный этап, где нужно было придумать рекламу своей игры, чтобы заинтересовать участников других команд. Ребята сразу согласились на мою идею, хотя у меня в момент изложения была чистая импровизация и я мало что запомнила. Но время кончилось и мне сказали, что я просто обязана свою импровизацию повторить перед другой командой, тогда к нам точно все придут. Несмотря на то, что повторить у меня не совсем получилось, опыт выступлений за свой мегафакультет на культурно-творческих мероприятиях помог мне сделать все еще лучше, чем мы репетировали. По итогу к нам действительно пришло очень много людей.

Самый главный совет для будущих участников –  быть собой и не пытаться казаться таким, каким вас хотят видеть эксперты. Очень многие ребята на отборах вели себя неестественно и старались выделяться, но это не пошло им на пользу. Что касается навыков, мне не удалось до конца разгадать, какие люди выигрывают. Но, в первую очередь, нужно уметь четко и грамотно излагать свои мысли, быть честным и открытым, креативным и уверенным в себе. Наверное, я бы выделила эти качества, потому что наблюдала их у многих людей во втором туре. 

Илья Кисляковский, магистрант второго года обучения, кафедра высокопроизводительных вычислений

Илья Кисляковский
Илья Кисляковский

Наш успех состоит из тех возможностей, которыми нам удалось воспользоваться и тех шансов, которые удалось реализовать. Я принял решение пользоваться возможностями, а стипендия – это лишь конкретный пример. Я магистрант второго курса и мог бы участвовать в прошлом году, но посчитал, что список достижений не позволяет мне честно претендовать на стипендию. В этом году я шел на конкурс с твердой уверенностью в том, что достоин ее получить. Думаю, это помогло. Двое знакомых ребят выиграли прошлогодний конкурс. Они постарались помочь советом, но их поддержка была даже важнее. Я очень им благодарен.

Мое направление называется «Вычислительная биомедицина». Можно говорить о том, что здесь учат создавать компьютерные модели, которые потом могут применяться в области медицины и здравоохранения. Моя диссертация посвящена созданию мультиагентной модели перемещения персонала медицинского центра. Агенты в модели – это буквально пешеходы: пациенты, врачи, медсестры. Воспроизводя на основе имеющихся данных их перемещения, мы можем определить, как их можно оптимизировать, например, переместив пункт сбора медсестер. С помощью определенных метрик можно в автоматизированном режиме оценивать рабочую нагрузку на персонал и сообщать о ее превышении. Переработки и эмоциональные выгорания среди медперсонала, к сожалению, не редкость. Работа также содержит пару изюминок, но о них можно будет узнать позже.

С форматом участия, который организаторы предложили нам в рамках второго этапа, я был знаком, потому что имею немалый опыт спортивного волонтерства. Можно сказать, почувствовал себя в своей стихии. Интересным я бы назвал тот момент, что критерии оценивания неочевидны. Это весело, когда организаторам удается тебя перехитрить. Не могу сказать, что было самым сложным, потому что ты не знаешь, где ты больше всего преуспел. Мне кажется, нужно в первую очередь стремиться к общей победе и пользоваться своими сильными сторонами, чтобы помочь команде. Не стоит толкаться локтями.

Опыт похожих мероприятий лишним не будет. Я бы посоветовал участвовать в крупных мероприятиях в роли волонтера. Для заочного тура, думаю, надо потрудиться, хотя несложно рассказывать о достижениях, когда они есть. Поможет ли вам скромность на очном туре, можно еще поспорить, а вот застенчивость там точно ни к чему. Подумайте, как можно применить ваш опыт, ведь он, как правило, уникален для каждого.

Любопытный момент: в начале второго этапа  нас попросили описать одним словом ожидания от мероприятия, а затем составили из ожиданий облако тегов. Так вот, нам сказали, что это первый раз, когда в центре облака было слово «опыт», а не слово «победа».

Марина Карпова, магистрант первого года обучения, кафедра интроскопии

Марина Карпова
Марина Карпова

О стипендиальной программе я услышала, когда училась на четвертом курсе бакалавриата, и уже тогда я приняла решение, что обязательно буду в ней участвовать.

Первый этап предполагал написание эссе на тему магистерской диссертации. Моя работа связана с минимизацией погрешностей цифровых преобразователей угла, это тема напрямую связана с моей ежедневной работой в лаборатории завода «Авангард». В настоящее время разработка преобразователей угла связана с производством военной техники, поэтому существует особая необходимость в создании зарубежных аналогов.

Принятие участия во втором этапе уже счастье. Интересен был сам формат проведения конкурса, на протяжении всего дня смогли поработать в командах с почти всеми участниками, познакомиться и обменяться опытом. Самым сложным для меня было выполнить задание за отведенный промежуток времени. Все конкурсы были жестко регламентированы. Когда ты попадаешь в подобную атмосферу, начинаешь действовать на подсознательном уровне, порой даже не понимаешь, откуда в твоей голове рождаются те или иные идеи и решения.

Самый главный совет – не терять надежду, идти вперед, пробовать, стремиться и обязательно участвовать во всех программах и проектах, даже если победа кажется недостижимой.

Редакция новостного портала
Архив по годам:
Пресс-служба