Что есть у Почты России, чего нет у других организаций?

У Почты России есть огромная инфраструктура по всей стране – около 42 тысяч отделений, около 140 тысяч ящиков для сбора писем, 50 миллионов домашних почтовых ящиков. Более того, в прямом распоряжении организации огромный транспортный парк: 14 тысяч автомобилей и еще несколько тысяч единиц транспорта других видов. И конечно же, на Почте России работает гигантское количество человек, и около 100 тысяч из них – это курьеры и почтальоны, то есть сотрудники, которые регулярно совершают маршруты по доставочным участкам. Такие цифры Мария Павловская приводит в своей научной работе.

Чем это может быть полезно умному городу?

Самое главное, с помощью этих ресурсов можно собирать данные о городе. Предположим, можно установить датчики на корпус автомобиля Почты, который курсирует в течение дня по городу. С датчика можно получать информацию о химическом составе воздуха, уровне освещенности, шумовом загрязнении, транспортной ситуации, неровностях дорожного покрытия и многом другом. Если разместить на автомобиле камеры, то можно регистрировать происходящие события, например, ДТП. Датчик на ящике для сбора писем может использоваться для подсчетов количества пешеходов или велосипедистов, которые проходят и проезжают мимо, в сам ящик можно встроить точку доступа Wi-Fi и другую полезную «начинку».

Сотрудники Почты также могут участвовать в мониторинге качества городской среды. Как и кому это может быть полезно? Предположим, что почтальон увидел какую-либо неисправность в городской инфраструктуре, например, яму на дороге. Он сфотографировал это и отправил данные на портал «Наш Петербург». Обычно, когда граждане отправляют жалобу на портал, коммунальные службы должны проверить заявку, то есть выехать на место. Почтальон же может быть достоверным источником информации о проблеме, то есть дополнительно проверять его заявку будет не нужно, а проблему сразу направят в ответственное ведомство.

Кому выгодно использовать Почту России для сбора данных?

Государству в первую очередь. Мария Павловская приводит простой пример. Сегодня для регулирования освещенности городов на разных объектах городской инфраструктуры устанавливают датчики освещенности. Однако в некоторых городах часть городской инфраструктуры может принадлежать частным компаниям, что сильно осложняет установку приборов. Альтернативной базой для этих же самых датчиков могут быть почтовые ящики. Так государству не придется заключать дополнительные контракты с частными организациями на аренду их оборудования. Правда, датчики нужно будет оснащать солнечными батареями.

Кроме того, участие в создании инфраструктуры для умного города может быть выгодно самой Почте России. Например, улучшение качества дорожного покрытия сократит расходы на техническое обслуживание транспортных средств. Конечно, это очень долгосрочная выгода, польза от которой сразу не очевидна, а выявится лишь через несколько лет в отчете о ремонтах автопарка. Но сегодня наступают времена, когда продвинутые государства учатся мыслить на десятки лет вперед.

«Также участие Почты России в инновационных проектах повысит лояльность граждан к организации. Ведь для участия в развитии умных городов Почте России придется модернизировать собственные бизнес-процессы с использованием современных информационных технологий, что неминуемо улучшит качество услуг, которое скажется на повышении доверия граждан к организации», – подчеркнула магистрантка кафедры УГИС.

Модели участия Почты России в сборе данных для умного города

Почта России может участвовать в сборе данных по двум сценариям. Первый – самый простой: организация сдает в аренду свое оборудование для установки на них датчиков. В этом случае не потребуется вносить изменения в распорядок работы сотрудников или в бизнес-процессы. Также может применяться более комплексный подход, когда в этой работе задействован персонал. Второй вариант более сложный: в этом случае Почта России не только собирает данные, но и хранит и анализирует их.

Мария Павловская
Мария Павловская

Готова ли Почта России к инновациям?

«Я работаю в подразделении Почты России, которое занимается в том числе развитием новых продуктов. Это совершенствование портала и мобильного приложения, возможность отслеживать посылку по трек-номеру и получать штрафы и другие уведомления от государственных органов в электронном виде и многое другое. В Москве, например, уже запущен сервис, с помощью которого не нужно при получении посылки каждый раз заполнять свои данные – вместо этого теперь их можно один раз привязать к мобильному телефону. Очень скоро то же самое появится в Петербурге. Многое зависит от руководителей, и мне в этом плане повезло. Начальник моего подразделения Евгений Долгов открыт инновациям: он заинтересовался предлагаемыми мной идеями, рассматривает их как реализуемые и уже участвовал в заседании проектного офиса "Умный Санкт-Петербург", где пообщался с моим научным руководителем, доцентом кафедры УГИС Ольгой Кононовой, которая очень поддерживает меня в исследовании», – рассказала Мария Павловская.

Она добавила, что Почта России сейчас постоянно модернизируется и действительно открыта инновациям: создается дочерняя структура Почты России – Почтовые Технологии, которая займется развитием инноваций и IT-решений внутри предприятия, будет сконцентрирована на разработке цифровых продуктов и управлении логистическими сервисами. Также почтовые службы по всему миру начинают обращать внимание на использование в своих системах технологии блокчейн.

Готовы ли граждане к инновационной Почте России?

В рамках своего исследования Мария проводила опрос среди студентов и сотрудников российских вузов, сотрудников ИТ-компаний, государственных органов, Почты России. Он был нацелен на выявления отношения к развитию инновационной деятельности в организации, в том числе, задавался вопрос, не считают ли респонденты инновации отвлечением от основной деятельности почты? Ведь ни для кого не секрет, что работу организации часто ругают, так что же будет, если она будет заниматься какими-то там инновациями? Как оказалось, и клиенты Почты России, и сотрудники воспринимают потенциальные перемены как шаг к более эффективной работе организации и улучшению качества обслуживания. Также люди считают, что у организации есть потенциал развивать инновации, чтобы стать надежным поставщиком услуг для всей страны.

Так, инновационное развитие не может быть односторонним. Это также значит и более активное участие самих граждан в улучшении почтовых сервисов. То есть умный город нельзя построить без умных жителей – об этом много говорилось на конференции Smart Cities Conference, сообщила Мария Павловская. Это значит, что граждане должны участвовать в выборе правильного подхода к организации городского пространства и что власти должны прислушиваться к этому мнению.

В случае с почтой это значит, что граждан надо побуждать самим предлагать конструктивные решения проблемы, а не только жаловаться на плохой сервис. Например, если что-то не устраивает в работе отделений, нужно написать об этом письмо в специальный отдел организации и предложить свое видение, как те или иные услуги должны организовываться. На более высоком уровне можно привлекать молодежь к решению проблем Почты России с помощью, например, хакатонов, каких-либо семинаров. Стоит мотивировать и самих сотрудников предлагать идеи для развития.

Как возникла идея использовать Почту России для умного города?

Магистрантка кафедры УГИС Мария Павловская окончила специалитет факультета «Кибернетика и информационная безопасность» в МИФИ. В Москве она работала в международном банке, где также занималась корпоративной архитектурой. После переезда в Петербург Марии хотелось продолжать работать в той же сфере. Какое-то время она работала в информационно-аналитическом центре при Комитете по информатизации.

«Я заинтересовалась, как работают информационные системы в государственном управлении, мне захотелось узнать об этом больше. Так я нашла кафедру УГИС в Университете ИТМО, поступила сюда, потом устроилась в Почту России. Когда я узнала, как много ресурсов есть у Почты, то задумалась, каким еще образом их можно использовать, насколько организация ориентирована на инновационное развитие. И так пришла к проекту в рамках умного города», – добавила она.