Немного истории и статистики 

Первый мессенджер в классическом представлении ICQ был запущен в 1996 году. Однако принято считать, что первой по–настоящему социальной сетью был сайт Six Degrees, где можно было создать личный профиль, искать друзей, обмениваться медиафайлами. Сайт был создан через год после запуска ICQ и существует до сих пор. Получается, социальным медиа как явлению едва перевалило за 20 лет. Их расцвет пришелся на первое десятилетие XXI века: появляются Facebook (2004) и «ВКонтакте» (2006), а также Twitter и Pinterest, предшественник Instagram. То есть можно смело сказать, что настоящий, «активный» возраст соцсетей – это примерно 13 лет.

Несмотря на такую «молодость», соцмедиа захватили сердца почти половины населения Земли. Различными социальными медиа в 2017 году пользовались, примерно 2,64 миллиарда человек на планете. Ожидается, что через четыре года показатель дорастет до трех миллиардов. При этом сейчас население планеты по приблизительным оценкам составляет 7,5 миллиардов человек.

В России наиболее популярные социальные медиа – это «Вконтакте», YouTube, «Одноклассники», Facebook, Skype. Активный аккаунт хотя бы в одной из социальных сетей имеют 39% россиян. В США самой популярной сетью является Facebook – 68% взрослых американцев пользуются ей. Еще 28% делятся фотографиями в Instagram, также популярны Pinterest, LinkedIn, Twitter. В среднем, люди по всему миру тратят 109 минут в социальных медиа, хотя показатель разный в разных странах: в Бразилии это все 180 минут, а в США – около 95 минут.

Социальные медиа. Источник: pr-agentstvo.com
Социальные медиа. Источник: pr-agentstvo.com

Как же социальные медиа воздействуют на человека физически и психически? Учитывая «возраст» соцсетей, ученые занялись этим вопросом не так давно, но уже есть результаты исследований. Так стоит ли вам изменить свои привычки использования соцмедиа?

Социальные медиа и стресс

Два года назад исследовательский центр Pew Research Center проанализировал, может ли уровень стресса у взрослых быть связан с использованием социальных медиа. Для этого ученые опросили 1 801 человека. Участники должны были рассказать, как часто они испытывают усталость, перевозбуждение, тревогу от невозможности справиться с трудностями и другие признаки стресса. Также они должны были указать, насколько активно пользуются различными социальными сетями.

В результате никакой зависимости между стрессом и использованием социальных сетей выявлено не было. И даже наоборот: менее активные пользователи испытывали больше стресса, чем любители «посидеть» в Facebook. И это относится только к женщинам, у мужчин каких–либо закономерностей обнаружено не было. Здесь также необходимо учитывать, что женщины в целом отмечали больший уровень стресса, чем мужчины.

Однако ученые выявили другую интересную закономерность: людям свойственно переживать за своих друзей и знакомых, если они узнают об их проблемах через социальные сети. И чем больше пользователи знают о таких проблемах, тем больше тревоги они испытывают. Исследователи назвали эту особенность «ценой эмпатии».

Источник: postplanner.com
Источник: postplanner.com

Эту закономерность подтверждает исследование ученых из Университета Брэдфорда в Великобритании. Они собрали группу из 189 человек и показывали им плохие новости в социальных сетях о катастрофах, актах насилия и так далее. После этого четверть участников показали признаки посттравматического стрессового расстройства, хотя ни один из них непосредственно не был связан с событиями в новостях. Плохие новости вызывают в человеке сильный эмоциональный отклик, чем и пользуются СМИ. Ведь, как гласит английская пословица, отсутствие новостей – это хорошая новость.

Рекомендация: эмпатия – это хорошо, ведь это то, что отличает нас от роботов, согласно антиутопии Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах». Но можно попробовать научиться «фильтровать» негатив из социальных медиа. Удалите лишние паблики, заблокируйте в ленте новостей оповещения от слишком депрессивных или проблемных приятелей. И оставьте вашу эмпатию для личных встреч.

Зависимость от социальных сетей вызывает чувство «выпадания» из жизни и потерю идентичности

И это уже не просто домысел. В Оксфордском словаре живого языка появилась новая аббревиатура – FOMO (Fear of Missing Something), то есть страх что–то пропустить. Иными словами, это когда человек не может оторваться от социальных медиа, потому что он боится упустить какую–то важную новость, интересное сообщение. Это проявляется примерно так: вы на вечеринке с друзьями, но вместо общения с ними вы каждые пять минут проверяете свой смартфон; вы смотрите фильм вечером, но вместо того, чтобы расслабиться и отвлечься, вы прокручиваете новостную ленту во «ВКонтакте»; вы идете в метро, уткнувшись в смартфон, потому что не можете дождаться посадки в поезд, чтобы просмотреть пришедшее сообщение.

FOMO (Fear of Missing Something). Источник: smallanswers.us
FOMO (Fear of Missing Something). Источник: smallanswers.us

У FOMO есть серьезная негативная сторона: зависимые от соцсетей быстро развивают в себе чувство «выпадания» из жизни, заключили исследователи из Техасского университета A&M. Когда человек постоянно наблюдает за успехами других людей в профессиональной или личной жизни, смотрит фотографии с путешествий, которые он пока не может себе позволить, видео, где его друзья демонстрируют свои умения в музыке или других хобби, у него может появиться ощущение, что он что–то упускает в своей жизни, что он хуже других. Более того, постоянная осведомленность о чужих успехах воспринимаются человеком как что–то, что было отнято у него, даже если он не приложил усилий, чтобы добиться аналогичного успеха, подчеркивают американские ученые.

Это также вызывает потерю идентичности в человеке. Так, человек с FOMO больше внимания обращает на чужую жизнь, чем на собственную, и определяет свои действия и мысли в соответствии с тем, что делают или думают «они». Кроме того, это вызывает так называемую социальную тревогу, а также тоску. Многие люди испытывают сильные негативные эффекты от FOMO, хотя сами этого не признают.

Рекомендация: сами ученые шутят, что FOMO следует компенсировать YOLO (you only live once) – ты живешь всего один раз. Если вы хотите справиться с FOMO, самый простой способ – насильно ограничить себя в использовании социальных медиа. Это будет трудно: исследование показало, что избавиться от FOMO труднее, чем от никотиновой или алкогольной зависимости! Это может быть из–за того, что активность в социальных сетях не требует усилий, а вред от этого совсем не очевиден.

Также ученые рекомендуют отслеживать негативные мысли и записывать их, чтобы анализировать, откуда они берутся. Также можно пробовать заменять негативные мысли позитивными. Вместо того, чтобы думать, как же хорошо Женя играет играет на гитаре, а Маша – танцует, подумайте, а каким бы хобби хотели заниматься вы? Может быть, в детстве вам нравилось бить по клавишам пианино у друга? Со временем вы поймете, что тратить свободный час перед сном на хобби, а не на ленту «ВКонтакте» – это гораздо приятнее и доставляет только позитивные эмоции.

Социальные медиа ухудшают живое общение и становятся ярмаркой тщеславия

Исследование, проведенное еще в 2011 году, показало, что зависимость от социальных медиа вызывает проблемы в общении, успеваемости, профессиональной компетентности. И некоторые из этих расстройств могут потребовать медицинского вмешательства.

Социальные медиа ухудшают живое общение. Источник: blogs.psychcentral.com
Социальные медиа ухудшают живое общение. Источник: blogs.psychcentral.com

Небольшое исследование, в котором участвовали 34 пары незнакомцев, показало, что само присутствие смартфона на столе, за которым сидели люди, ухудшило качество общения между ними. Те участники, перед которыми во время общения был смартфон, хуже отзывались о проведенном времени, в том числе, они были менее настроены на продолжение дружбы друг с другом, чем те, кто не видел смартфон во время общения. Кроме того, общение тех, у кого не было смартфона, было более эмоционально насыщенным и доверительным. Психологи предположили, что смартфон в поле зрения вызывает у человека ощущение того, что он находится в большой группе людей, что ухудшает его внимательность к отдельному собеседнику.

Частые просмотры чужих профилей вызывают зависть. Это можно отнести к еще одному побочному эффекту от FOMO или выделить в качестве причины снижения качества близких отношений между людьми. В Берлинском университете им. Гумбольдта опросили 600 взрослых пользователей социальных медиа и выяснили, что примерно треть из них испытывает чувство зависти, когда видит фотографии дорогих вещей, путешествий и других явлений, требующих затрат, на страничках своих друзей. С одной стороны, в этом нет ничего плохого, скажете вы. Но эта зависть вызывает в людях желание самим создавать «счастливые» посты, чтобы показать друзьям, что у них тоже все неплохо. Как результат, эта «гонка вооружений» может негативно сказываться на качестве отношений между людьми, ведь зависть – это негативное чувство.

При этом, 2000 друзей во «Вконтакте» далеко не всегда означают, что у человека есть близкие. В Американском журнале превентивной медицины были опубликованы результаты опросов, в которых участвовали 1 787 молодых людей от 19 до 32 лет. Те из них, которые тратили много времени в социальных медиа, были подвержены одиночеству в два раза больше, чем другие участники исследования. Эти выводы были сделаны летом 2017 года – данные свежие, и ученые намерены более подробно исследовать этот феномен, чтобы понять причины с научным подходом.

Рекомендация: убирайте смартфоны подальше на тусовках с друзьями; просто радуйтесь успехам или счастливым моментам в жизни ваших друзей (и можно написать им об этом в личном сообщении, а не присылать фото, где вы сами на пляже в Майями).

Интернет-зависимость. Источник: theunboundedspirit.com
Интернет-зависимость. Источник: theunboundedspirit.com

Социальные медиа влияют на настроение

В дождливый день увидели у друга грустный статус о том, что жизнь в Петербурге ужасна? И подумали, что надо бы тоже запостить грустную картинку о дожде и тоске. А потом и чувствовать себя стали соответствующе. Но подождите… Вы же еще вчера говорили, что любите дождь и обожаете Петербург? Знакомая ситуация?

Забавное исследование про погоду провели ученые в Калифорнии. Они решили выяснить, как негативные записи одних людей в социальных медиа влияют на негативные записи их друзей в тех же медиа. И сделано это было на примере негативных постов о дожде. Если один человек делал грустный пост во время дождя, исследователи смотрели, как много его друзей тоже делали негативные посты. При этом в расчет брались только те друзья, которые живут в других городах, то есть в местах, где в это время не было дождя. В результате получилась такая статистика: каждый негативный пост вызывал еще 1,19 негативных постов у других людей. Но здесь есть и приятные новости: каждый позитивный пост вызывает гораздо более длинную цепочку других «счастливых» записей – 1,75.

Рекомендация: делайте больше радостных записей, чтобы улучшать настроение себе и своим друзьям.

Выводы

Однозначно нельзя говорить, что социальные медиа – это зло. Благодаря им мы можем всегда быть рядом с теми, кто далеко, использовать их в профессиональных целях, находить единомышленников. Однако наступило время, когда пора использовать социальные медиа осознанно и умело защищаться от их побочных эффектов, а также учиться их распознавать.