Новые возможности для реализации проектов: Университет ИТМО с 2018 года трансформирует предпринимательскую деятельность

Университет ИТМО трансформирует факультет технологического менеджмента и инноваций. В новую структуру, созданную на основе одного из самых молодых факультетов вуза, войдут также Институт международного бизнеса и права и две кафедры Академии методов и техники управления (Академия ЛИМТУ). Кроме того, теперь объединенный факультет, в который войдет 250 сотрудников вуза и порядка 2000 студентов, будет работать в более тесной интеграции с Департаментом проектной и инновационной деятельности. Такая трансформация позволит оптимизировать портфель образовательных программ в области технологического менеджмента, предпринимательства и инноваций, усилить проектную работу в вузе, а также дать возможность студентам уже с первых курсов приобретать предпринимательские компетенции и создавать стартапы. Подробнее об изменениях и о том, какие задачи будет выполнять новая структура университета, в интервью ITMO.NEWS рассказывает Нина Яныкина, начальник Департамента проектной и инновационной деятельности, и.о. декана факультета технологического менеджмента и инноваций.

Факультет технологического менеджмента и инноваций — достаточно молодая структура университета, он был создан в 2015 году. Однако уже к тому времени в миссии Университета ИТМО была закреплена предпринимательская функция. Что она подразумевала под собой на тот момент?

Действительно, если мы говорим про функции университетов, исторически так складывалось, что сначала они были образовательными учреждениями, потом появилась очень сильная научная составляющая, и наконец сверх этого добавилась третья компонента — предпринимательская, или внедренческая функция.

Предпринимательская функция означает, что университет является генератором новых знаний и обеспечивает внедрение этих знаний в реальный сектор экономики, в промышленность хотя бы на первой, посевной стадии, при этом применяя все доступные ему инструменты. И учитывая эти факторы, те изменения, которые за последние годы произошли в Университете ИТМО, очень показательны.

С чего в принципе начиналось формирование предпринимательской составляющей в Университете ИТМО? В свое время в программе развития НИУ мы обозначали миссию университета как университета исследовательского по содержанию и предпринимательского по форме деятельности. Важно отметить, что последнее подразумевает, с одной стороны, наличие и использование инструментов по развитию предпринимательства, а с другой — готовность университета брать на себя риск при инвестировании собственных ресурсов в новые направления.

Любые изменения очень сильно определяются в том числе типом мышления руководства университета. И на мой взгляд, если бы по характеру мышления университет не был предпринимательским, то, наверное, не появились бы у нас такие новые, непрофильные для вуза направления, как, например, Химико-биологический кластер Университета ИТМО, где на сегодняшний момент представлена сеть научно-исследовательских лабораторий международного уровня. А если посмотреть раньше, то в 90-е годы не зародилось бы сильное направление, связанное с компьютерными науками, программированием, и сейчас вуз не был бы там, где он есть.

Химико-биологический кластер Университета ИТМО
Химико-биологический кластер Университета ИТМО

Когда в вузе начали предпринимать первые шаги по развитию предпринимательской экосистемы? Какие наиболее показательные результаты, на ваш взгляд, были достигнуты за минувшие годы?

Если говорить конкретно о предпринимательских инструментах и развитии предпринимательской экосистемы, то все началось порядка десяти лет назад. В 2007 году в Университете ИТМО появилась одна из первых зон роста с точки зрения предпринимательства — студенческий бизнес-инкубатор QD. Тогда он был практически  виртуальным и представлял собой группу инициативных студентов и сотрудников, которые стали обращать внимание на лучшие практики западных коллег и пытаться понять, как можно их применить и в целом с помощью каких шагов можно развивать предпринимательство в университете. В то же время появился первый неформальный венчурный фонд QD, который состоял из выпускников университета, периодически инвестировавших в студенческие проекты. Это и стало, по сути, стартом предпринимательской активности в вузе.

В 2009 году, когда Университет ИТМО получил статус национального исследовательского университета, в блок инноваций и предпринимательства в рамках программы развития вуз инвестировал достаточно серьезные средства и продолжал это делать на протяжении последующих пяти лет. Тогда в университете стали появляться малые инновационные предприятия. И если в начале работы их было всего три, то на сегодняшний момент таких предприятий в университете порядка 50. Число их постоянно меняется, так как ежегодно появляются новые проекты, а в некоторых предприятиях, которые успешно вышли на рынок, университет уже продал свои доли.

Кроме того, начиная с 2010 года, университет стал реализовывать предпринимательскую активность совместно с западными коллегами: началось сотрудничество с Калифорнийским университетом в Лос-Анджелесе (UCLA), а также стартап-акселератором UCLA. Вузы организовали совместные стартап-школы, обменивались опытом. Безусловно, знакомство с зарубежной практикой дало возможность начать мыслить по-другому, понимать, что работает у коллег, что можно реализовать на российской почве.

DemoDay акселератора Future Technologies
DemoDay акселератора Future Technologies

В 2013 году, когда Университет ИТМО присоединился к Проекту 5-100, вуз продолжил развитие блока предпринимательства и инноваций. Появилась сильная акселерационная программа — Future Technologies ITMO. Одной из сложнейших задач было продумать акселерационную программу для стартапов, основанных на серьезных наукоемких областях, которые развиваются в университете. Но нам удалось, и в последние годы ребята очень активно по окончании акселерационной сессии подают заявки в финансирующие организации, в Фонд содействия инновациям, в Сколково, что позволяет им развивать свои компании дальше. Таких проектов было очень много: порядка 10-15 проектов только за одну сессию. А в этом году это количество увеличилось практически в два раза — до 25 проектов, что показывает спрос на инструменты такого формата.

Параллельно развивались и те механизмы развития предпринимательства, которые, возможно, менее известны, чем акселерационные программы. Но это тоже важные проекты, связанные с образованием в сфере предпринимательства. В частности, ряд таких проектов мы реализовали с Российской венчурной компанией (РВК). Это в том числе разработка метрик (показателей эффективности) инновационной деятельности университетов России, а также создание специальных образовательных курсов «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство», направленных на внедрение предпринимательских компетенций в образовательный процесс вузов России, а также на повышение квалификации преподавателей университетов. Кроме того, у нас действует магистерская программа по технологическому предпринимательству. И этот шаг тоже был знаковым для университета, потому как мы были первыми в России, кто запустил программу «Стартап вместо диплома», а уже с 2016 года эта инициатива стала ярко звучать на федеральном уровне.

Зачем мы все это делали на протяжении десяти лет? Почему мы позиционировали Университет ИТМО как венчурного инвестора, который вкладывает ресурсы, обеспечивает бизнес-инкубирование, площади, инфраструктуру? Потому что еще в 2007 году вокруг университетов этой инфраструктуры практически не было. Тогда только запускались институты развития — Сколково, Фонд инфраструктурных образовательных программ РОСНАНО, который создает наноцентры по регионам, РВК, Технопарк Санкт-Петербурга, бизнес-инкубатор «Ингрия» и другие.

Нина Яныкина
Нина Яныкина

Тогда у университета было четкое понимание, что, если мы сейчас, доводя наши разработки до определенного периода, просто отпускаем их в рынок, они фактически попадают в «долину смерти». Мы осознавали необходимость выстроить цепочку сервисов и сопровождения проектов до момента, когда они, что называется, встанут на ноги, расправят крылья и смогут полететь сами. Но за последние полтора года мы пришли к осознанию того, что на текущий момент вокруг университета и в целом в России такая инновационная экосистема уже более-менее сложилась.

Как раз в этом году было принято еще одно серьезное решение трансформировать деятельность бизнес-инкубатора. С чем связаны эти действия и на чем в перспективе вы планируете сделать акцент в своей работе?

Как я уже сказала, сегодня уже сложилась необходимая экосистема: всем понятны правила получения грантов и субсидий на посевной стадии для наукоемкого бизнеса, выстроилось Сколково и сейчас это действительно хорошо действующая инфраструктура. Заработали в полную силу наноцентры, и понятно, как с ними работать. Недалеко от нас в Санкт-Петербурге размещается бизнес-инкубатор «Ингрия», где созданы хорошие условия для работы. Все это выросло, расцвело, и у нас как у университета уже нет необходимости выполнять функцию, которая не свойственна вузам, но которую мы в определенный период на себя взяли.

Более того, у нас есть понимание, что сейчас в условиях повсеместной цифровизации, ухода процессов в аутсорс, у многих, в том числе и у наших стартапов, нет необходимости постоянно сидеть в стенах бизнес-инкубатора. Они завершают акселерационную программу, но потом выходят на другие площадки. Поэтому мы пришли к решению трансформировать бизнес-инкубатор. Теперь он не будет работать как классический бизнес-инкубатор, который предоставляет свои площади и сервисы, деятельность будет строиться в другом формате. Безусловно, останутся и будут еще больше развиваться такие зоны, как коворкинг, открытые пространства, где ребята смогут друг с другом общаться, где можно будет проводить лекции и семинары, мероприятия по акселерации, мастер-классы.

Школа технологических брокеров
Школа технологических брокеров

Сейчас мы решили сосредоточиться на развитии собственно предпринимательских компетенций и навыков, на формировании команд через инструменты акселерационных программ. Учитывая, что сегодня предпринимательство в университете присутствует практически везде, наша задача — выстроить работу наиболее эффективно, чтобы в каждом здании вуза было место, своего рода, точка входа, куда ребята смогут обратиться, если они хотят заниматься предпринимательством. А это будет возможно благодаря введению в образовательный процесс сквозных модулей по развитию инновационного мышления, по развитию предпринимательских компетенций и культуры.

Как эта инициатива будут внедряться на практике? Кто будет заниматься разработкой модулей?

Частично это реализуется уже сегодня. А с 2018 года каждый студент, который будет к нам поступать, в рамках своей индивидуальной образовательной траектории будет изучать и применять на практике знания и навыки, связанные с предпринимательством. Это и бизнес-моделирование, формирование команды, блок soft-skills, экономика компании и ее структурирование, привлечение инвестирования. То есть, по сути, это все те навыки, которые мы даем на акселерационных программах, но теперь они будут доступны студентам в более углубленном формате.

Начиная с первого курса, ребята, которые поступают к нам в университет, смогут понять, насколько им это интересно, а в будущем, если у них возникнет желание развиваться дальше в этом направлении, они смогут поработать с конкретными специалистами в университете, более системно продумать свой проект с точки зрения формирования стартапа. Если же предпринимательство «не зацепит», они в любом случае будут иметь представление о том, как это работает. Возможно, захотят вернуться к этому через некоторое время.

Этим будет заниматься факультет технологического менеджмента и инноваций, который с этого года начал менять свою структуру, а в будущем изменит и название. Могу точно сказать, что в логике развития факультета останутся такие понятия, как предпринимательство, управление, экономика инноваций, трансфер технологий, интеллектуальная собственность, но это будет совершенно другая структура нежели то, что есть сейчас.

Как именно изменится структура факультета?

Впереди у нас очень много трансформаций, которые в конечном счете нацелены на повышение качества образования — подготовку максимально компетентных студентов, которые будут подавать заявки на участие в наших акселерационных программах, и на формирование профессорско-преподавательского состава, работающего на этих программах.

Эти изменения обусловлены двумя серьезными решениями, которые были приняты ученым советом Университета ИТМО в течение последних трех месяцев. С одной стороны, произойдет объединение факультета технологического менеджмента и инноваций и факультета «Институт международного бизнеса и права» (ИМБиП), а с другой — в состав объединенной и укрупненной структуры также перейдут две профильные кафедры, работавшие в составе Академии ЛИМТУ. Таким образом, на новом факультете будет более десяти кафедр — это структуры ИМБиП, кафедры ФТМИ и кафедры Академии ЛИМТУ, которые специализируются на управлении персоналом и коммерческим делом. То есть порядка 200 сотрудников и 2000 студентов.

Внутри объединенного факультета у нас тоже планируются некоторые инновации. Произойдут они в силу того, что факультет является достаточно нетипичным для Университета ИТМО. Неоднократно обсуждалось, что такая объединенная структура может стать пятым мегафакультетом, так как, по сути, этот факультет готовит специалистов по пятому меганаправлению Университета ИТМО — экономика, менеджмент и инноватика. Но при этом мы прекрасно понимаем: для того чтобы стать мегафакультетом, у этой структуры должны быть достаточно сильные позиции с точки зрения науки, в том числе глобальной международной научной работы, результаты которой подтверждаются соответствующими показателями.

Пока, по сравнению с четырьмя другими меганаправлениями университета, наука пятого меганаправления находится не на столь сильных позициях, поэтому на данном этапе мы, в первую очередь, остаемся образовательным структурным подразделением университета, но при этом поощряем и дополнительно мотивируем исследовательскую и проектную деятельность. Помимо прочего, она будет реализовываться через более тесную интеграцию объединенного факультета и Департамента проектной и инновационной деятельностиУниверситета ИТМО. Большие надежды я также возлагаю на Science Club факультета.

Как будет происходить эта интеграция?

Прежде всего, деятельность Департамента проектной и инновационной деятельности разделяется на три ключевых блока. Первый затрагивает предпринимательство в чистом виде: это работа с акселератором, малыми инновационными предприятиями университета и стартапами. Второй блок — сервисы, касающиеся как фандрайзинга, привлечения финансирования на проекты, так и позиционирования, выставочной работы — организации и участия в инновационных форумах. Третье направление касается инжиниринговой деятельности, так как в составе департамента работает лаборатория «Олимп», которая представляет собой открытую и разноплановую площадку для самообразования и развития проектов студентов, а также Инжиниринговый центр, где ведется работа по фотовольтаике и другим направлениям.

Поэтому получается, что в этой структуре находится три ключевых продукта. Во-первых, работа с начинающими предпринимателями, результатом которой является приобретение предпринимательских компетенций сотрудниками и студентами, а также создание непосредственно компаний, во-вторых, это блок, связанный с сервисами, который обеспечивает поддержку всех мегафакультетов и факультетов с точки зрения их инновационной деятельности, развития их технологических проектов, и ,наконец, это сами технологии, иначе говоря — продукты инжиниринговой деятельности, готовые для «упаковки» в стартапы.

Инжиниринговый центр Университета ИТМО
Инжиниринговый центр Университета ИТМО

Эта система очень хорошо накладывается на систему факультета технологического менеджмента и инноваций. Более того, уже сейчас департамент взаимодействует с факультетом: студенты ФТМИ «прикрепляются» к реальным командам с разработками, получают опыт практической деятельности и нередко работают с ними на протяжении всего обучения, а потом защищают на основе проделанной работы магистерскую диссертацию. Кроме того, любые проекты, которые вырастают из деятельности факультета и департамента, также реализуются совместно.

Именно поэтому в будущем мы видим нашу совместную деятельность в интеграции и выстраивании четырех ключевых направлений: помимо уже озвученных предпринимательского, сервисного и технологического блоков, продолжит свое развитие сильный образовательный блок, который будет реализовывать не только собственные программы, но и обеспечивать для всего университета модуль по инновационному мышлению и предпринимательским компетенциям

Какие главные задачи позволит решить такая работа?

Эти действия направлены на то, чтобы, с одной стороны, усилить все те продукты, над созданием которых мы работаем, а с другой — избежать дублирования функций в рамках предпринимательской и проектной деятельности университета

Таким образом, у каждого сотрудника и студента появляется возможность стать частью процесса генерации результатов инновационной деятельности, стартапов и реализации собственных проектов. Кроме того, в рамках сервисного направления у сотрудников и студентов факультета появляется больше возможностей упаковывать свои проекты, искать и получать на них финансирование для дальнейшего развития. В силу интеграции теперь будет меньше барьеров: мы надеемся, что сойдет на нет ситуация, когда на факультете есть люди, которые хотят что-то делать, но они даже не догадываются, что в соседнем здании находится специализированная структура, функционал которой заключается в том, чтобы помогать эти проекты реализовать. 

Инжиниринговый центр Университета ИТМО
Инжиниринговый центр Университета ИТМО

Хочу отметить, что на уровне факультета уже давно сложились и успешно работают отдельные зоны, которые показывают преимущество такой интеграции. Например, такая практика работает на протяжении многих лет на программах ФТМИ, связанных с финансами и производственным менеджментом, где студенты сами уже приходят к ученым, те рассказывают им про свои исследования, а студенты берут эти разработки и начинают заниматься финансово-экономическим обоснованием проекта.

Кроме того, ранее совместно с факультетом технологического менеджмента и инноваций мы уже делали совместный проект, в ходе которого студенты выбирали из пула разработок университета стартапы для дальнейшей проработки. Таким образом, на выходе команда разработчиков получала порядка пяти-десяти проработанных направлений и понимание, где, на каком рынке эту разработку можно применить, что для этого необходимо сделать и так далее. Наша текущая задача — систематизировать эти вещи, чтобы, с одной стороны, обеспечить поток качественных проектов для университета, а с другой, чтобы это обеспечивало развитие и повышение уровня тех ребят, которые у нас учатся.

Таким образом приоритет в обучении будет отдаваться именно проектному подходу?

Да, и в этом плане нас ждет еще одно важное структурное изменение — переход от кафедральной структуры управления факультетом к программной структуре. Что это значит? Сейчас есть коллективы кафедр, которые реализуют соответствующие образовательные программы, это традиционно сложившаяся и понятная система. Тогда в чем причина перехода к программной структуре? На самом деле таких причин несколько.

Факультет технологического менеджмента и инноваций
Факультет технологического менеджмента и инноваций

Во-первых, это поможет избежать дублирования образовательных программ и сделать структуру более понятной. Во-вторых, при программном подходе у каждого представителя профессорско-преподавательского состава факультета появляется возможность максимально себя реализовать. Они уже не будут ограничены рамками кафедры или индивидуального плана по одной конкретной образовательной программе. Мы перейдем к структуре, при которой руководители образовательных программ (например, руководитель содержательной части, по сути — научный руководитель, а также академический директор) получат возможность из всего профессорско-преподавательского состава факультета самостоятельно выбирать тех, кто у них будет читать ту или иную дисциплину, исходя из уровня этого специалиста и качества работы, которое он демонстрирует.

Кроме того, руководители программ смогут привлекать  внешних преподавателей на конкурсной основе, при этом они уже не будут ограничены правилом, при котором они обязаны подбирать специалистов только со своей кафедры/факультета, в силу правил распределения нагрузки и сложившихся регламентов кафедральной деятельности. Принцип конкурентности при распределении нагрузки представителей профессорско-преподавательского состава позволит обеспечить качество образовательного продукта. Мы, разумеется, осознаем и риски, в основном связанные с устоявшимися традиционными регламентами работы по реализации образовательных программ. С рисками будем работать, задача руководства факультета — обеспечить максимально мягкий переход без ущерба для студентов и преподавателей.

В-третьих, частичная интеграция трех факультетов и департамента также подразумевает серьезное развитие сервисной функции дополнительного профессионального образования в вузе, которое также будет реализовано по программному принципу. Успешные примеры программ ДПО по линии ITMO.TECH — ранее упомянутый проект с АО «РВК», Школы техноброкеров, предпринимательства и фандрайзинга — в 2017 году уже реализованы с привлечением преподавателей как ФТМИ, так и других факультетов и мегафакультетов Университета ИТМО. Эту линию будем активно развивать

В течение какого срока планируется трансформировать структуру факультета?

Формирование такой системы — наша задача на следующий год. Однако концепция будет полностью сформирована уже к середине января 2018 года. Сейчас в рамках задачи, поставленной Ученым советом университета, все факультеты разрабатывают стратегические планы развития. Мы также перерабатываем Стратегию развития факультета и представим ее на суд общественности Университета ИТМО уже в начале следующего года.

Редакция новостного портала
Архив по годам:
Пресс-служба