Летняя Школа лазерных технологий. Фото: Мария Бакина

Обучение не по указке: почему Школа лазерных технологий лучше учебника по физике

Из школьной программы по физике ученики мало что могут узнать о лазерах, а ведь лазерные технологии сегодня становятся краеугольными в медицине, IT, робототехнике, космонавтике и во множестве других прикладных сфер. Это несоответствие исправляет Школа лазерных технологий Университета ИТМО: на ней школьники могут ознакомиться с потенциалом лазеров в современном мире, узнать, как они работают и какое будущее ждет специалистов в области лазерной оптики. Очередная летняя школа для учащихся 9-11 классов завершилась на прошлой неделе в стенах первого неклассического вуза.

Летняя школа лазерных технологий – это образовательный интенсив: за четыре дня участники могут прослушать более 10 тематических лекций, посетить научно-исследовательские лаборатории, а также производственную площадку, чтобы своими глазами увидеть, как лазеры используются на практике. Летняя школа проходит уже не первый год. Этим летом школьники могли узнать об истории и устройстве лазера и о разнообразии его применения. Например, как с помощью оптико-электронных приборов определять свежесть продуктов питания, проводить научные исследования полотен известных художников, детектировать гравитационные волны, выяснять биологический состав вещества для медицинских целей и делать много других полезных вещей. Также школьникам рассказали о применении лазеров в области нанотехнологий. Лекторами Летней школы лазерных технологий традиционно выступают студенты и аспиранты Университета ИТМО, обучающихся на профильных факультетах. Чтобы участвовать с докладом, им необходимо пройти отбор.

«Главная цель нашей школы – это профориентация. Мы хотим донести до школьников, что лазеры – это не только указки и световые мечи. В обычных общеобразовательных учреждениях об этом не рассказывают. Лазер был изобретен в середине прошлого столетия, но именно сейчас лазерные технологии развиваются усиленными темпами, без лазеров сейчас мало что делается. Мы хотим дать абитуриентам представление об этой индустрии, чтобы, когда они пришли в наш вуз, они знали, куда и зачем идут, что они получат от обучения. К тому же, лазерные технологии – это одно из приоритетных направлений образовательной и предпринимательской деятельности Университета ИТМО», – прокомментировал Алексей Итин, заместитель декана факультета лазерной и световой инженерии.

Кроме теоретических знаний, участники Летней школы наглядно увидели, как ученые и студенты в университете работают с лазерами. Они посетили лабораторию OptiLAB, где обучающиеся занимаются оптико-электронным приборостроением и реализуют различные проекты в этой области. Также состоялась экскурсия в научно-исследовательскую лабораторию лазерных нано- и фемтотехнологий. В недавно сформированной «Открытой академии лазерных технологий» Университета ИТМО школьники смогли узнать, как работает лазерное и измерительное оборудование: фемто- и пикосекундный, эксимерный, волоконные и CO2-лазеры; оптические исследовательские микроскопы, интерферометры, спектрометры и даже роботизированный лазерный комплекс. Академия получила статус «открытой», так как предоставляет доступ к оборудованию не только сотрудникам и студентам университета, но и старшеклассникам, специалистам из промышленности, которые смогут повысить здесь квалификацию. Индустриальным партнером академии является ООО «Лазерный центр» – компания, которая внедряет лазерные технологии в различные производства. Участники Летней школы также посетили производство компании. И наконец, в Музее оптики ребятам подробно рассказали о голографии и показали, как оптика воплощается в искусстве.

«На заводе школьники смогли увидеть, как применяются лазеры на сегодняшний день. Потом на лекциях им рассказывали о будущем лазерных технологий. Заинтересованные ребята потом вернутся в школы и расскажут об увиденном друзьям, смогут увлечь этой областью и других», – отметил Алексей Итин.

Летная лазерная школа – это еще и подготовка к годичной Школе лазерных технологий, которая также проходит на базе Университета ИТМО. Участники годичной школы в течение первого полугодия каждую субботу изучают лазерные технологии в вузе. На второе полугодие они работают с магистрантами или аспирантами вуза над реальными исследовательскими проектами, в ходе которых проводят измерения, вычисления, эксперименты. Результаты своей работы школьники представляют на Конгрессе молодых ученых, а лучшие докладчики конгресса выступают на международной конференции FLAMN (Fundamentals of Laser Assisted Micro– and Nanotechnologies).

В этом году Летнюю школу лазерных технологий посетили 36 участников. Мы спросили у них, что нового им удалось узнать, почему они решили посвятить часть своих летних каникул науке и какое будущее лазерных технологий они видят.

Алина Корчилава, 10 класс, лицей №64

До того как попасть на Школу лазерных технологий, я участвовала в Школе менеджмента и Школе биотехнологий. Я очень интересуюсь технологиями в целом, но хотела попробовать и менеджмент, чтобы понять, что это такое, нужно ли мне это. Я осознала, что это вообще не мое. О Школе лазерных технологий я узнала случайно, в последний момент подала заявку, и это оказалось правильным решением. Ведь в обычной школе эту тему проходят достаточно поверхностно, и упор делается на теорию. Но все доклады на занятиях в Университете ИТМО были мне понятны, потому что в них использовалась физика, доступная старшеклассникам. За два дня я узнала очень много о лазерах. Также я впервые увидела, как именно они работают, что можно делать с их помощью. Теперь я точно знаю, что хочу и дальше заниматься лазерами и что это действительно то, что у меня хорошо получается и что мне интересно. К тому же, лазерные технологии сейчас сильно развиваются, это востребованная область. Я хочу и дальше участвовать в мероприятиях, которые проводятся в Университете ИТМО для школьников и, конечно, буду очень стараться сюда поступить!

Георгий Литин, 9 класс, школа № 296

На Летней школе лазерных технологий рассказывают про лазеры, их виды, где они применяются, с какой целью – все это мне очень интересно. В Музее оптики я много нового узнал о голографии. Я бы хотел продолжить заниматься лазерами. Пока не знаю, что именно в этой области будет моей специализацией, но я уверен, что преподаватели Университета ИТМО натолкнут меня на верный путь. Мне нравится атмосфера в Университете ИТМО, здесь много программ для школьников и есть спортивный клуб. Я сам спортсмен и хочу вступить в него, когда поступлю в вуз.

Валентин Кулаков, 10 класс, школа №345

О Летней школе я узнал от своего репетитора по физике и решил, а почему не поучаствовать. Вместо того чтобы прокрастинировать на летних каникулах, лучше потратить время не впустую и узнать что-то новое, чего не узнаешь в школе. Я интересуюсь всем, что связано с физикой и информатикой, узнать же подробнее про лазеры я решил, потому что связанные с ними технологии могут дать толчок развитию каких-либо новых устройств и полезных приложений. Они могут использоваться везде: в криминалистике, медицине, голографии. Мне кажется, что голография – это очень перспективно. Да, это не так полезно для общества, как, например, приложения для медицины. Но, с другой стороны, голографию можно использовать для дистанционной передачи информации, создания визуальной картинки чего-либо. На лекциях рассказывали, что в будущем мы сможем даже тактильно ощущать голографические изображения. Таким образом, человек сможет присутствовать там, где его нет, находиться на другом конце света. Это может быть очень удобно в определенных ситуациях. В целом, на Летней школе я очень много узнал о том, где можно применять лазеры и почему в будущем они станут незаменимой частью жизни.

Редакция новостного портала
Персоны
  • Алексей Итин

    Начальник Управления по развитию студенческих медиа, ответственный секретарь первого заместителя председателя приемной комиссии Университета ИТМО

Архив по годам:
Пресс-служба