Программа «Новое поколение женщин-лидеров в высшем образовании» стартовала в январе 2017 года. Она рассчитана на женщин, работающих в сфере образования: на ученых и преподавателей, а также руководителей и специалистов различных подразделений университетов. Ее цель — способствовать развитию лидерских качеств и продвигать проекты, нацеленные на развитие высшего образования и созданные в том числе в сотрудничестве с международными партнерами.

В этом году в пилотном двустороннем проекте приняли участие специалисты Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA) и представители Университета ИТМО. Программа была рассчитана на шесть месяцев и состояла из трех этапов. Первый — планирование будущих проектов, который состоялся в январе в Лос-Анджелесе. В течение пятидневной сессии международная команда участниц слушала лекции об особенностях планирования проектов, а также на практике училась работать практически с любыми нештатными ситуациями, сопровождающими научный проект на разных этапах его реализации.

Во время второго этапа каждая из участниц работала над формированием плана проекта и внедрением намеченных целей в жизнь. При этом работа строилась под четким руководством ментора и проектных менеджеров (с иностранной стороны работу курировала Кэтрин Атчинсон). Третий этап включал презентацию итогов. Результаты работы по проектам участницы представили в Петербурге в ходе визита и в Университет ИТМО. 

Участницы программы «Новое поколение женщин-лидеров в высшем образовании»
Участницы программы «Новое поколение женщин-лидеров в высшем образовании»

С российской стороны в программе участвовали директор Центра научно-технологического форсайта Университета ИТМО Наталья Луковникова, ведущий специалист по связям с общественностью Центра научной коммуникации Университета ИТМО Дарья Денисова и доцент кафедры прикладной биотехнологии университета Людмила Надточий.

Проект Натальи Луковниковой был посвящен разработке программы развития Центра форсайта Университета ИТМО. Дарья Денисова работала над исследованием карьерных возможностей в области научных коммуникаций, перспективах развития этой профессии в России, а также над созданием книги, посвященной текущим проблемам и вызовам, с которыми могут столкнуться те, кто только начинает заниматься научной коммуникацией и развитием PR в научной сфере. Людмила Надточий рассказала о реализации первого курса интерактивных лекций «Съедобная наука», который был запущен Международным научным центром «Биотехнологии третьего тысячелетия» на мегафакультете биотехнологий и низкотемпературных систем в феврале этого года, а также о дальнейших планах на октябрь. В этот период в Университете ИТМО стартуют школа юного биотехнолога, школа юного эколога и школа юного инженера. Также осенью у школьников появится возможность посетить курс открытых лекций «Съедобная наука».

С американской стороны проекты представили специалист отдела по работе со студентами Департамента языков и культуры Восточной Европы и Евразии Лиза Аудиш (Lisa Audish) и заместитель директора Научно исследовательского студенческого центра UCLA Девин Хортон (Devin L. Horton).

Лиза Аудиш ( в центре)
Лиза Аудиш ( в центре)

Проект Лизы Аудиш включал разработку всеобъемлющей социальной сети для поддержки сотрудников административного отдела UCLA. Главная цель такой сети — информирование и предоставление возможностей для развития, работы и обучения сотудников университета. Как отмечает Лиза Аудиш, такая форма взаимодействия решает целый ряд проблем. Во-первых, она объединяет всю необходимую информацию, рассредоточенную по разным разделам сайта университета, в единое целое, а также сосредотачивает в себе стандарты для ведения документации и лучшие практики, которые моментально становятся доступны для новичков в вузе — теперь им не приходится тратить огромное количество времени на составление тех или иных отчетов и документов, все уже, по задумке автора проекта, находится в базе. Кроме того, сеть предоставляет качественно новые возможности для коммуникации между представителями различных департаментов и информирования об актуальных изменениях и новых программах университета.  

Сейчас проект пока находится на стадии разработки. Как рассказала его автор, она уже создала ядро — команду волонтеров, которые в будущем готовы реализовать намеченные цели и обеспечить техническую реализацию проекта. Сама же Лиза Аудиш сосредоточилась на работе в Департаменте языков и культуры Восточной Европы и Евразии — пока небольшого подразделения, на котором учится порядка 30-40 студентов, но имеющего значительный потенциал роста, подчеркивает представитель UCLA.

«Я хотела поучаствовать в программе “Новое поколение женщин-лидеров в высшем образовании” прежде всего потому, что она предоставляет ряд хороших возможностей. В частности, поездка в Россию — это опыт для дальнейшего развития. К сожалению, я не успела завершить текущий проект, потому что погрузилась в свою новую работу. Но я очень хочу, чтобы он был реализован в дальнейшем. Его внедрение действительно будет полезно для университета. И тот, кто продолжит его, также получит большие возможности для собственного развития», — комментирует Лиза Аудиш.

Девин Хортон (слева) и Лиза Аудиш (справа)
Девин Хортон (слева) и Лиза Аудиш (справа)

А проект заместителя директора Научно-исследовательского студенческого центра Девин Хортон был посвящен развитию учебно-воспитательного и образовательного партнерского центра в UCLA. Инициатива стала ответом на ситуацию, сложившуюся вокруг программ APEP (Educational Preparation and Educational Partnership), — эти программы реализуются при поддержке UCOP (The US Office of the President) и ставят своей целью обеспечить равный доступ к образованию представителей разных слоев населения. Все эти программы осуществляются и в UCLA, в структуре университета есть свой Исполнительный комитет, каждый представитель которого реализует ту или иную инициативу. Однако около года назад, как отмечает Девин Хортон, было принято решение сократить финансирование для части из этих программ.

По словам американского представителя, тогда у нее появилась идея создать на базе комитета центр, чья сеть вмещала бы в себя все актуальные данные о текущих программах. Кроме того, этот инструмент должен позволить членам комитета структурировать обработку и подачу информации, а также обеспечить помощь инициаторам более мелких программ в оценке их эффективности.

Пока идея проекта дорабатывается, однако Девин Хортон уже начала прорабатывать еще одну инициативу. В ее основе — идея обучения студентами бакалавриата учеников школ. Как отмечает представитель UCLA, программа выгодна для всех участников процесса: студенты учатся преподавать, а школьники получают представление о реальных научных исследованиях. Автору проекта еще предстоит продумать формы взаимодействия студентов и школьников, более детальной реализацией Девин Хортон займется после возвращения из России. В целом же, как отмечает представитель UCLA, такие совместные программы предоставляют хорошие возможности для обмена опытом и дальнейшего взаимодействия.

«Участие в программе «Новое поколение женщин-лидеров в высшем образовании» дало мне понимание, насколько отличаются наши культурные особенности и насколько интересно изучать эту сферу, развивать программы культурного обмена. Например, если говорить о подходах к образованию, то в России люди гораздо раньше понимают, что им делать дальше, как развиваться и куда идти, и это хорошо. В дальнейшем, говоря о перспективах этой программы, нам необходимо сфокусироваться на наших целях. Я думаю, что культурный обмен — это то, что нам нужно продолжать»,— резюмирует Девин Хортон.