Роман Шишкин и Анна Колотенко

Территория чистоты: борьба с несанкционированной рекламой с помощью блогеров и граффити как антимаргинальный вид искусства

В «Точке кипения» АСИ прошел городской кейс-турнир LeaderCup Legal Ads, посвященный борьбе с несанкционированной рекламой и нелегальными граффити в Санкт-Петербурге. Десять команд, состоящих из 150 петербургских студентов, предложили более 50 решений для решения проблемы культурной чистоты на территории Северной столицы. Студенты Университета ИТМО, участвующие в турнире, заняли второе место. ITMO.NEWS пообщался с участниками команды и узнал, как каждый из нас может бороться с незаконной рекламой или изображениями.

Команда Университета ИТМО «Космос», представленная на турнире, это четыре выпускника кафедры графических технологий – дизайнеры Роман Шишкин, Никита Булавинцев, Анна Колотенко и Артем Кудряшов. Второе место участникам команды принесли идеи по очистке территорий Санкт-Петербурга от информационного и визуального мусора, которые были озвучены перед судейским составом на очном этапе состязания.

«Мы визуалисты, люди, которые ставят своей целью сделать окружающую среду комфортной, функциональной и, конечно, красивой. Обилие рекламы и граффити на фасадах исторических зданий – это не то, как должен выглядеть наш город, поэтому мы считаем, что проявление инициативы представителями творческих профессий крайне важно, ведь за внешний облик города мы несем ответственность, возможно, гораздо большую, чем все остальные», – поделился капитан команды Роман Шишкин.

Идея участников «Космоса» фокусируется на борьбе не с последствиями действий нарушителей, а с причинами их деятельности. По мнению участников, природа обеих проблем, заявленных организаторами турнира, имеет под собой различные основания, поэтому дизайнеры предложили рассмотреть обе темы по отдельности.

Проблему нелегальных граффити участники «Космоса» предложили решить через постепенное изменение отношения общественности к самому виду искусства, которое сегодня зачастую считается маргинальным. По мнению участников, осведомленность большинства людей об искусстве граффити чрезвычайно низка, поэтому многие люди его попросту не понимают, из-за чего неправильно к нему относятся. Популяризация граффити как вида искусства, по предложению дизайнеров, должна произойти с помощью проведения тематических фестивалей, конкурсов, мастер-классов с привлечением деятелей культуры и искусства, а также западных художников для международного обмена опытом. Кроме того, ребята предложили открыть Граффити-парк, на территории которого будут выстроены кирпичные стены различных габаритов. Часть таких стен станет доступной для любого желающего, а часть будет предоставлена художникам в целях профессионального декорирования парка. Площадки будут регулярно обновляться по принципу хит-парада: пришедшие люди смогут проголосовать за понравившееся изображение, после чего будет сформирован рейтинг, и работа, набравшая меньшее количество голосов, закрашивается, а на ее месте появляется новая.

Также нелегальные граффити появляются на запрещенных для рисования местах потому, что санкционированных площадок крайне мало. Именно поэтому, по мнению дизайнеров, необходимо облегчить уличным художникам поиск этих самых разрешенных мест. Для этого ребята предлагают создать портал, который установит прямую связь между граффитистом и площадкой. Здесь художник сможет зарегистрироваться и выложить свое портфолио и предложить новую идею, а человек, у которого в собственности есть подходящая локация, предложит эту площадку для реализации. Также художник сможет подать заявку в администрацию любого района, если интересующая его площадка находится на балансе муниципальной власти.

Проблему несанкционированной рекламы дизайнеры предлагают решить, привлекая лидеров мнений – блогеров и популярных медиаперсон. Дело в том, что должны измениться сами нравственные установки, которые отвечают за состояние этой части городской среды. Например, до появления антитабачного закона и сопутствующей ему антитабачной пропаганды люди считали нормальным курить в общественных местах (в парках, ресторанах, парадных). Теперь люди не курят на остановках вовсе не потому, что боятся штрафа или возмущения окружающих, а по причине изменения отношения к самой ситуации. Точно так же людям нужно показать, что несанкционированная реклама – это не просто расклеенные в неположенных местах бумажки, вред от которых не ощущается каждым, а настоящая культурная катастрофа, которая видоизменяет облик нашего города. Пример акции с привлечением нравственных авторитетов общества –   игра-квест «Питер чистка: 1.0», которая может стать современной альтернативой субботнику. Смысл игры в том, что команды-участницы за отведенное количество времени должны срывать незаконную рекламу, за что им присуждаются баллы. По результатам игры три команды, набравшие максимальное количество баллов, награждаются ценными призами от спонсоров акции. Также несанкционированной рекламе, по мнению участников «Космоса», может противостоять реклама социальная.

Сейчас организаторы турнира рассматривают часть предложенных командой «Космос» идей в качестве возможных действий, которые помогут городу избавиться от незаконного размещения рекламы и появления граффити в неположенных местах.

Редакция новостного портала
Архив по годам:
Пресс-служба