«Дни интеллектуальной собственности» — масштабное мероприятие, ежегодно собирающее специалистов в области интеллектуальной собственности, ученых, предпринимателей, а также талантливых изобретателей со всей России, интересующихся вопросами управления правами на результаты интеллектуальной деятельности. В этом году мероприятие традиционно проходит в Университете ИТМО, его программа включает международные конференции, молодежные форумы, семинары на тему политики в области интеллектуальной собственности для университетов и научно-исследовательских организаций, круглые столы и деловые игры по патентному и авторскому праву, оценке интеллектуальной собственности.

Среди обсуждаемых вопросов — совершенствование законодательства в сфере интеллектуальной собственности, подготовка кадров, а также проблемы защиты от недобросовестной конкуренции и многие другие актуальные темы.

Основные тренды

По словам директора Российского бюро ВОИС Александра Бавыкина, несмотря на то что сейчас мировая экономика находится не в лучшем положении, институтам охраны интеллектуальной собственности по-прежнему уделяется особое внимание. И в будущем, учитывая стремительное развитие технологий, их значение продолжит расти.

«Дни интеллектуальной собственности»
«Дни интеллектуальной собственности»

«В 2016 году в мире было подано довольно много заявок, в том числе на патенты в рамках договора о патентной кооперации. Мадридская система (эта международная система предполагает возможность охраны знака на территории 98 государств-членов — прим.ред.) также показала рост на 7,2% по сравнению с предыдущим годом. Возрос интерес и к Гаагской системе (позволяет регистрировать до 100 образцов более чем на 66 территориях посредством подачи одной международной заявки — прим.ред.) Это свидетельствует о том, что они имеют не только глобальный характер, но и продолжают быть востребованными. И мы всячески поддерживаем идею, чтобы российские правообладатели шире пользовались этими системами», — подчеркнул Александр Бавыкин, выступая на открытии «Дней интеллектуальной собственности» в Северо-Западном федеральном округе.

Сейчас Россия участвует в 21 международном многостороннем договоре, административные функции которых выполняет ВОИС, и активно пользуется различными международными патентными системами. Например, PCT, которая помогает заявителям патентовать свои изобретения в более чем 100 странах мира. Кроме того, недавно Россия вышла на завершающую стадию процесса присоединения к Гаагской системе регистрации промышленных образцов — 3 апреля президент России Владимир Путин подписал указ о ратификации этого документа, сообщил Александр Бавыкин. По его словам, уже в скором времени этот шаг должен обеспечить российским правообладателям новые возможности для беспрепятственной регистрации промышленных образцов за рубежом.

Кроме того, в условиях постоянного развития технологий все большее значение приобретают и вопросы правовой охраны программного обеспечения, добавляет вице-президент Санкт-Петербургской коллегии патентных поверенных Станислав Александров. По словам эксперта, сегодня стоимость прав на ПО сопоставима со стоимостью всей остальной интеллектуальной собственности, которая участвует в экономическом обороте.

«Дни интеллектуальной собственности»
«Дни интеллектуальной собственности»

«Сейчас существуют и так называемые софтверные патенты, и основная охрана ПО в качестве объекта авторского права. При этом, что характерно, программа приравнивается к литературному произведению, и предмет спора программистов находится примерно в том же ракурсе, что и предмет спора авторов текстов. В этом есть определенная логика, потому что программа так же, как и литературное произведение, написана на том или ином языке, содержит определенные объекты. Я думаю, что в дальнейшем, в течение ближайшего десятилетия, важность правовой охраны в сфере интеллектуальной собственности программного обеспечения будет возрастать. Это одна из главных последних тенденций», — прогнозирует Станислав Александров.

Любое заимствование кода программы или сайта, даже если автор формально не запретил его копировать, не освобождает от ответственности. Если вы в дальнейшем планируете продвигать продукт, а не просто показать его паре одногруппников, уже на начальном этапе следует позаботиться о так называемой «лицензионной чистоте», добавляет эксперт. Именно это условие является одним из основных при выходе продукта на глобальный рынок. Если заимствование все-таки произошло, нужно дозаключить необходимые соглашения, чтобы сделать продукт полностью легальным.

Станислав Александров
Станислав Александров

По словам Станислава Александрова, зачастую, чтобы решить даже порой достаточно простые вопросы, большинство российских разработчиков обращается за помощью к юридическим компаниям. Иногда это объясняется банальным нежеланием вдаваться в юридические тонкости, иногда — отсутствием базовых знаний, которые могли бы пригодиться при учете многих деталей, касающихся интеллектуальной собственности.

«Очень важно, чтобы наши программисты знали базовые вещи на начальном этапе, еще учась в вузе. В этом случае, уже при создании собственного проекта, они смогут действовать более самостоятельно. Вопросы, связанные с оформлением интеллектуальной собственности, вопросы авторского, патентного права очень интересны и, как мне кажется, для человека с техническим образованием каких-то необозримых высот там нет. Можно вполне разобраться, обращаясь к специалистам только в сложных ситуациях. Базу можно и нужно приобретать уже в университете», — говорит Станислав Александров.

Как выстраивать такую систему в вузе?

Исходя из показателей регистрации изобретений и полученных патентов, сегодня одними из мировых лидеров среди вузов являются, например, Массачусетский технологический институт, где ежегодно регистрируется 270 уникальных разработок в год, или китайский Университет Цинхуа, студенты которого ежегодно получают 200-250 патентов, а подают за тот же период 1800 заявок в национальное ведомство интеллектуальной собственности — такую статистику приводит президент Евразийского патентного ведомства Сауле Тлевлесова.

Выставка проектов «Школьный патент»
Выставка проектов «Школьный патент»

Эти данные говорят о развитой внутренней структуре университета и выстроенной системе обучения основам патентного и авторского права, добавляет она.

«Все зависит от внутренней структуры университета: есть ли там лаборатории, научно-исследовательские центры. В том случае, когда всего этого нет, даже если сам студент что-то захочет изобрести, запатентовать, ему будет негде это апробировать. Поэтому сейчас нужны университеты со своими лабораториями, со своей технической базой. Я считаю, что Университет ИТМО уже все это имеет. Кроме того, здесь выстроена система обучения основам интеллектуальной собственности. Другое дело: кто будет обладать правами на патент — университет, лаборатория, сам студент или спонсор? Сейчас это достаточно сложный вопрос во всем мире. И я считаю, что российским вузам необходимо решить его, чтобы активно включаться в общемировой тренд», — комментирует Сауле Тлевлесова.

Другая сторона медали — смена отношения к изобретательству как к таковому. Далеко не все из 1800 заявок в Цинхуа — это высокотехнологичные проекты. Зачастую разработки достаточно просты в исполнении и продиктованы жизненной необходимостью.

«Не обязательно создавать ядерный реактор, можно начать с малого: например, корейский мальчик, которому 14 лет, запатентовал дверь с двумя ручками. Он сказал, что просто устал постоянно открывать дверь младшему брату — так и родилось это совершенно простое изобретение из жизни. Не нужно сразу думать, что изобретательство — это такой high-level, где надо делать запредельно сложные вещи. Абсолютно все студенты способны включаться в этот процесс», — добавляет Сауле Тлевлесова.

Университет ИТМО. Сауле Тлевлесова и Елена Богданова
Университет ИТМО. Сауле Тлевлесова и Елена Богданова

Именно поэтому нередко изобретательские таланты проявляются у детей. Чтобы закрепить и развить способности, например, в Южной Корее и Японии такие навыки прививают еще с детского сада, а детально изучать вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью, там начинают в школах, приводит пример президент Евразийского патентного ведомства.

Похожая система постепенно начинает выстраиваться и в России. Например, уже седьмой год подряд Университет ИТМО реализует международный проект «Школьный патент», главная цель которого — помочь талантливым школьникам запатентовать и внедрить свои разработки.

«Кроме того, месяц назад у нас были открыты на платформе дошкольных образовательных учреждений центры поддержки технологий и инноваций. Это проект ВОИС. Они сейчас подключаются к базам данных Роспатента и будут консультировать школьников в рамках их проектной деятельности — учить искать патентную информацию, изобретения, свидетельства и так далее. В рамках этого же проекта открыта программа подготовки для учителей, — говорит директор факультета «Институт международного бизнеса и права» Университета ИТМО Елена Богданова. —  В целом в вузе мы поэтапно выстраиваем образовательную систему: все начинается со “Школьного патента”, потом ребята приходят  в бакалавриат, где у нас реализуется программа “Инноватика”, потом в магистратуру на программу "Управление интеллектуальной собственностью”, а затем и в аспирантуру, где ребята могут продолжить свое образование. Одновременно с этим идет онлайн-программа на платформе открытого образования "Правовые основы интеллектуальной собственности", работают летние и зимние школы».