Балтийский научно-инженерный конкурс традиционно собирает самых талантливых и мотивированных школьников из разных регионов России, а также из Белоруссии, Украины и Казахстана. Отбор проектов начинается с приема предварительных заявок, которые фильтруются прежде всего по уникальности и оригинальности исследования. Таким образом, любой плагиат сразу же отсеивается. В этом году на рассмотрение жюри поступило более шестиста заявок, из которых в финал прошли только 349.

«Один из главных приоритетов для страны — это создание инновационных технологий, и современные компании понимают это и развиваются в этом направлении. Тот путь, который школьники начинают на Балтийском конкурсе — это верный путь, который обязательно приведет их к успеху», — сказал председатель оргкомитета конкурса и директор Лаборатории непрерывного математического образования Илья Чистяков.

Университет ИТМО. Подведение итогов Балтийского научно-инженерного конкурса
Университет ИТМО. Подведение итогов Балтийского научно-инженерного конкурса

Работы участников оценивают несколько составов жюри. Молодежное жюри рассматривает проекты своих сверстников с точки зрения исследовательской новизны и навыков презентации.

«Мы старались обращать внимание не только на сильные стороны команд, но и на слабые, чтобы направить ребят в нужном направлении и помочь им исправить ошибки, чтобы в следующем году они использовали новые пути решения тех или иных проблем. В научной работе, как и в любой другой, важна мотивация: нужно постоянно двигаться вперед, и это получается сделать лучше, если кто-то помогает», — подчеркнул важность конкурса председатель молодежного жюри, победитель конкурса прошлых лет Олег Зобов.

Для членов бизнес-жюри самым главным критерием при оценке работ была, конечно же, коммерческая составляющая. Также эксперты учитывали деловые качества школьников, их умение «продавать» товар, энтузиазм и готовность рассказывать о своем проекте. Премию бизнес-жюри вручал бизнес-аналитик компании «Фабрика лояльности» Артем Голышев. Он подчеркнул, что у каждого участника есть большие шансы построить свою собственную компанию.

Университет ИТМО. Илья Чистяков и представитель компании «Газпром»
Университет ИТМО. Илья Чистяков и представитель компании «Газпром»

Более того, в этом году один школьник, Родион Богомаров, получил коммерческий заказ на свою технологию от Лаборатории непрерывного математического образования. Родион разработал программируемый звонок для использования в школах. Стоимость устройства в два раза меньше аналогов, которые продаются на китайских рынках. По словам Ильи Чистякова, он очень долго искал такую разработку, которая бы удовлетворяла потребностям школы.

«Технически сделать такой звонок было несложно, но именно из мелочей, умения их соединить и автоматизировать процессы и состоит будущее. Новые технологии заменяют устаревшие, более дорогие и менее эффективные», — прокомментировал автор проекта.

Учительское жюри награждает тех конкурсантов, которые показали высокий исследовательский уровень, грамотно оформили стенд проекта, а также корректно отвечали на вопросы экспертов. По словам председателя учительского жюри, директора школы № 564 Нины Корсаковой, все ребята эмоционально, научно и достойно представили свои идеи, школы и регионы. Также она подчеркнула неоспоримую заслугу научных руководителей юных ученых.

«Можно иметь алмаз, но, чтобы он стал бриллиантом, нужно очень аккуратно сделать огранку», — сказала она.

Университет ИТМО. Победители конкурса
Университет ИТМО. Победители конкурса

Самые престижные премии Балтийского конкурса присуждает научное жюри. Лучшими из лучших становятся ребята, которые в результате своих исследований получают истинные научные результаты — уникальные и ранее не озвученные. Дипломы III степени получают авторы проектов, которым лишь немного не хватило навыков для полноценного научного проекта. Дипломы II степени вручают лишь двум-трем командам школьников в каждой секции. Дипломами I степени и малыми хрустальными шарами «Совершенство как надежда» отмечаются лишь один или два лучших научных проекта в каждой из восьми секций. И, наконец, диплом I степени и большой хрустальный шар получает лишь одна команда в каждой секции.

«Участники конкурса с каждым годом становятся все увереннее в себе, спокойнее, а также оформляют свои презентационные стенды более качественно. Ранее научных работ было больше, чем инженерных, в этом же году превалирует именно инженерная составляющая. Я думаю, это веяние времени. Сейчас ждут применения тех или иных научных разработок, а не развития фундаментальной науки», — делает вывод профессор, доктор ф.-м. наук Владимир Нежинский.

Путевка на Intel ISEF — это главная награда Балтийского научно-инженерного конкурса. В этом году ее получили авторы четырех проектов — три команды из Петербурга и один участник из Омска. Два проекта относятся к секции математики, один — к информатике, еще один — к робототехнике. Ребята будут представлять Россию на мировом конкурсе в Лос-Анджелесе в мае текущего года.

Университет ИТМО. Победитель конкурса
Университет ИТМО. Победитель конкурса

«Я надеюсь выйти на сцену в США с российским флагом. До Intel ISEF я планирую усовершенствовать свой проект: в течение года я разрабатывал модель марсохода, которую и представил на Балтийском конкурсе. Я всегда был болен космосом, в прошлом году я разрабатывал спутник, а до того занимался беспилотниками. Потом я понял, что хочу исследовать другие планеты, и тут уже идея с Марсом пришла сама собой», — поделился будущий участник международной выставки школьных научных проектов Артем Павленко, одиннадцатиклассник из Омска.

Кроме того, на Балтийском конкурсе были присуждены и другие призы. Специальный приз от Университета ИТМО получили двое участников: при поступлении в первый неклассический вуз они будут ежемесячно получать дополнительную стипендию в размере 5000 рублей. Также в этом году впервые на Балтийском конкурсе были вручены призы от организаторов мероприятия: призеров выбирали на основе субъективных оценок членов оргкомитета. Кроме того, отдельные награды от различных российских, европейских и американских ассоциаций, сообществ и университетов получили более 20 школьников.