Бюджетные места для инженеров, медиков и педагогов

В текущем году на 100 выпускников школ будет приходиться 57 бюджетных мест для обучения в вузах, сообщила Ольга Васильева. При этом 47% бюджетных мест отдано инженерным специальностям, так как это нужно стране, сказала она. На 8% увеличено количество мест для бесплатного образования по медицинскому профилю, на 10% - в педагогических институтах. При этом 80% выпускников этих трех направлений подготовки идут работать по специальности, согласно официальной статистике министерства.

Увеличение целевого приема в вузы

Большое значение в Минобрнауки придают высокопрофессиональной подготовке студентов с помощью целевого приема. Это значит, что между студентом, вузом и организацией подписывается договор, по которому вуз предоставляет абитуриенту возможность обучаться, а организация — социальную помощь студенту. При этом выпускник такой программы должен отработать не менее трех лет на этом предприятии.

«Базовые кафедры на предприятиях и в НИИ дают обучающимся возможность не только проходить практику, но и сразу входить в специальность», — отметила министр.

Профориентация для старшеклассников

Ранняя профориентация необходима, считает Ольга Васильева. По ее словам, растет процент родителей, которые сначала отдают ребенка в учреждение среднего профессионального образования. Таким образом, молодой специалист может начинать работать во время обучения по своей специальности в вузе на бюджетной основе, получая более глубокие знания.

«Это хорошая история. Такая практика есть во всех образовательных системах мира», — подчеркнула министр.

Она добавила, что на уровне федерального правительства продолжаются программы по привлечению молодежи к рабочим специальностям: так, молодых специалистов стимулируют участвовать в международных конкурсах профессионального мастерства WorldSkills. Также министр выразила благодарность университетам, которые поддерживают развитие профессиональных навыков у старшеклассников с помощью различных образовательных программ.

Главная задача бакалавриата — дать базу для выбора дальнейшего пути

Сегодня в России существует и бакалавриат, и магистратура, и специалитет, которые готовят студентов по 187, 197 и 117 направлениям соответственно. При этом численность выпускников бакалавриата выросла с 7% в 2012 году до 41% в 2016 году.

«Главная задача бакалавриата — дать человеку возможность за четыре года понять свои интересы и способности, чтобы потом получить необходимые знания для более узкой специализации в магистратуре. Выпускники бакалавриата легче адаптируются к производству, продолжая обучаться. Кроме того, в стране есть возможность окончить бакалавриат по одной специальности, а в магистратуру поступить по другой, смежной», — сказала министр образования и науки.

Внутренний экзамен для вузов актуален скорее для технических университетов

Согласно законодательству, каждый вуз имеет право на дополнительный письменный экзамен, если на протяжении трех лет у его абитуриентов были очень высокие показатели ЕГЭ, подчеркнула Ольга Васильева. Таким образом, университеты, которые могут позволить себе поднять планку приема первокурсников, могут предъявлять к ним более высокие требования. Это показатель качества образования в вузе и его популярности среди старшеклассников.

Другой вопрос, что пока в вузовской среде нет единого мнения по поводу того, нужно ли, вообще, вводить внутренний вступительный экзамен при зачислении, или результатов ЕГЭ все-таки достаточно, подчеркнула министр. Проблема обсуждается Российским союзом ректоров. Но в большинстве случае внутренний экзамен актуален для инженерных и естественнонаучных направлений подготовки, где может требоваться уточнение и спецификация знаний абитуриента.

Отметим, что средний балл ЕГЭ первокурсников Университета ИТМО набора 2016 года, поступивших на программы укрупненной группы направлений подготовки «Математика», является самым высоким в стране — 99,4. Университет занимает верхние строчки рейтинга и по другим укрупненным группам направлений: первое место среди российских вузов в группе «Электронная техника, радиотехника и связь» (средний балл — 84,5), вторые места в группах «Информатика и вычислительная техника» (91,3), «Автоматика и управление» (83,1). В группе «Приборостроение и оптотехника» Университет ИТМО также занял вторую строчку (средний результат ЕГЭ 80,3), однако стоит учесть, что по этому направлению вуз принял 176 абитуриентов, в то время как занявший первое место НИЯУ «МИФИ» — 10. Один из самых высоких показателей среднего балла ЕГЭ демонстрируют абитуриенты Университета ИТМО, поступавшие на направления подготовки группы «Информационная безопасность» — 88,9, что является третьим лучшим показателем в РФ. В группах «Бизнес-информатика» (87,6), «Химические и биотехнологии» (81,6) и «Ядерные физика и технологии» (80,2) Университет ИТМО занимает четвертое место.

Развитие онлайн-образования

Сегодня для студентов российских вузов доступно 130 онлайн-курсов от ведущих университетов страны, сообщила Ольга Васильева. Министерство поддерживает тенденцию развития онлайн-обучения, потому что оно способствует заочному образованию.

«В идеале каждый студент должен иметь возможность прослушать курс от лучшего университета страны в той или иной области. Например, вы обучаетесь в одном из технических вузов, но курс теоретической физики хотите прослушать в другом университете. Вы слушаете его онлайн, сдаете экзамен онлайн и получаете сертификат за небольшую сумму. Это способствует общему развитию студента и расширению его горизонтов», — прокомментировала чиновник.

В этом году на науку выделено еще больше средств, чем в прошлом

Это 317 миллиардов рублей бюджетного финансирования. Кроме того, значительные средства на развитие науки должны поступать из внебюджетных источников — государство развивает программы по привлечению частных инвестиций.

«Президентом утверждена стратегия научно-технологического развития, которая определяет приоритеты развития науки и техники не ради науки, а в форме заказа общества на повышение качества жизни, питания, на развитие персонализированной медицины, наук о Земле и космосе, методик строительства и проектирования комфортного жилья и других», — пояснила глава профильного министерства.

С Министерством промышленности и торговли РФ запущено 30 пилотных проектов по созданию инжиниринговых центров в вузах. За три года в это было вложено два миллиарда рублей, и выручка от проектов уже превысила эти инвестиции. Также в последние три года существенно увеличилось количество научных статей российских ученых, опубликованных в высокорейтинговых международных журналах. Продолжается развитие MegaScience-проектов в коллаборации с международными научными центрами.

Регулирование труда научных работников

Сегодня в научных организациях страны работает около 4,5 тысяч ученых возрастом до 35 лет. Этот показатель должен быть увеличен в полтора раза в 2017—2018 годах. Правительство страны формирует систему стимулирования молодых ученых, чтобы они оставались работать в исследовательских институтах и защищали докторские диссертации. Кроме того, завершается работа над новым законом о науке (действующему уже 20 лет), в том числе, разрабатываются методики создания в вузах собственных научных аттестационных советов, которые смогут присуждать ученые степени.

«Мы идем по такому пути, чтобы расширить перечень университетов и институтов, которые могут сами оценивать качество диссертаций наряду с ВАК. В каждой научной организации есть жесткие системы антиплагиата. Другой вопрос, что научные руководители молодых ученых не должны брать к себе на попечение по 7−8 аспирантов, а работать максимум с тремя. Без четкого подхода научного руководителя любая кандидатская не состоится», — заверила Ольга Васильева.

Опорных университетов станет больше

Крупные университеты по всей стране должны стать социальными, экономическими и культурными центрами регионов, подчеркнула министр. По ее мнению, программа создания опорных университетов является не менее важной, чем программа повышения конкурентоспособности российских вузов на международном рынке образования (Проект 5−100). Сейчас 11 вузов страны являются опорными, и объявлен второй конкурс на получение этого статуса. К концу года уже 30 университетов в 30 разных регионах России должны войти в программу, а к 2019 году цифра должна достичь 50. Опорные университеты должны иметь четкую программу развития. На их поддержку в текущем году зарезервировано 1,25 млрд рублей из федерального бюджета.