В 2016 году Университет ИТМО участвовал со стендом в 18 международных выставках и ярмарках. Сотрудники вуза выступили на 39 различных конференциях, семинарах, мастер-классах и других мероприятиях общемирового масштаба, делится статистикой начальник отдела организации мероприятий Елена Иванченко. Выбор делается в пользу наиболее авторитетных событий. Так, недавно Дарья Козлова вернулась с конференции QSAPPLE, где Университет ИТМО получил награду в конкурсе лучших порталов вузов для иностранных студентов. Ранее в этом году в Ливерпуле состоялась конференция EAIE, собравшая более пяти тысяч международных экспертов в области образования со всего мира. А летом в Денвере завершилась ежегодная выставка NAFSA, которая демонстрирует возможности высшего образования в 140 странах мира, и в которой также участвовал Университет ИТМО.

Однако представители вуза участвуют далеко не во всех международных событиях. Эффективность от участия измерить достаточно сложно — как, например, понять, насколько повысилась узнаваемость вуза после той или иной конференции? Главное в этом вопросе, считает Дарья Козлова, — следовать критериям выбора мероприятий, рекомендованных для посещения.

«Мы не едем на мероприятие, если у нас нет принятого к выступлению доклада или организованного стенда университета. Это важно для повышения узнаваемости вуза. Также мы оцениваем количество участников события: если их меньше тысячи, мы его пропускаем. Такой „отбор“ дает результаты: после каждого мероприятия, прошедшего фильтрацию, все больше и больше людей узнают о нашем вузе, знают, как расшифровывается аббревиатура ITMO, каковы сильные стороны вуза, что он может предложить иностранным партнерам. Например, EAIE — это потрясающая возможность провести сотню деловых встреч за три дня, эффективность от участия в нем очевидна. На таких мероприятиях главное — нетворкинг, то же самое можно сказать и про конференцию QSAPPLE, которая состоялась в Малайзии, и про многие аналогичные события. Есть такие мероприятия, где самое важное — это обмен опытом, например конференция AIEA в Канаде или GoingGlobal», — обозначила критерии Дарья Козлова.

После каждого мероприятия у Университета ИТМО появляются новые «друзья», которые получают информацию о развитии вуза с помощью новостных рассылок. Сегодня уже более трех тысяч международных партнеров по всему миру получают эту рассылку, сообщила руководитель пресс-службы вуза Екатерина Боглаева. Таким образом, иностранные коллеги постоянно в курсе того, что происходит в петербургском вузе, какие перспективы для сотрудничества в нем появляются.

В первый неклассический ежегодно приезжает большое количество иностранных студентов — около 13% от количества обучающихся. К 2020 году эта цифра должна вырасти до 20%. Иностранцы участвуют как в модульных образовательных программах, так и в программах обменного семестра, совместных магистерских и аспирантских программах. Однако это направление международной деятельности требует еще очень много работы, подчеркивает Дарья Козлова. Для того, чтобы международная образовательная программа стала популярна среди иностранных студентов, нужно как минимум 3−4 года.

В 2016 году на краткосрочные образовательные программы Университета ИТМО приехали 560 иностранных студентов из ведущих вузов мира. На программы бакалавриата и магистратуры поступили 422 иностранца. Также 156 новых студентов обучаются на программах подготовительного отделения, где они изучают русский язык как иностранный.

В результате развития международной деятельности Университета ИТМО студенты участвуют в международных летних школах, ездят на стажировки в заграничные вузы, слушают лекции топовых преподавателей со всего мира, выступают с докладами на престижных конференциях. Кроме того, обучающиеся могут участвовать в программах академической мобильности и выезжать на семестр в иностранный университет, входящий в число партнеров петербургского вуза. В будущем году планируется отправить около 250−300 студентов по программам академической мобильности. В этом году по краткосрочным образовательным программам и по программам обменного семестра за границу уехали учиться 130 студентов Университета ИТМО.

Выпускники бакалавриата могут поступить на магистерские программы двойного диплома. Это значит, что в течение двух семестров студенты обучаются в иностранном вузе в Германии, Франции, Финляндии, Голландии, США. В результате выпускники получают два диплома и шанс трудоустроиться в любую компанию мира. В Университете ИТМО работают более 40 международных научных лабораторий, исследователями в которых наравне с научными сотрудниками выступают студенты вуза.

Хороший пример того, как устные договоренности на конференциях воплощаются в жизнь, — это работа над совместной образовательной программой Art&Science с Университетом Аризоны. Дарья Козлова познакомилась с профессором американского вуза Чарльзом Фалько на открытии Года света ЮНЕСКО. Сначала профессора пригласили прочитать лекции в Университете ИТМО и принять участие в открытии Года света в Петербурге. А затем началась разработка совместной магистерской программы, а также открытых семинаров «Art&Science: наука, искусство, музей», которые уже проходят каждую третью субботу месяца в стенах Эрмитажа и будут проходить до июня 2017 года. Кроме того, сейчас в Университете Аризоны проходят стажировку сотрудники научно-исследовательского института наукоемких компьютерных технологий Университета ИТМО.

Университет ИТМО активно участвует в программах Европейского союза Erasmus по обмену студентами и преподавателями, сообщила сотрудник Международного офиса-представительства вуза в Брюсселе Мария Сигутина. В 2016 году по образовательным программам Erasmus студенты и аспиранты уехали на обучение в Университет Помпеу Фабра в Барселоне, в Университет Лейпцига (Германия), в Парижский институт науки и технологий. На весенний семестр студенты поедут учиться в Дармштадтский технический университет. Также сотрудники Института международного развития и партнерства Университета ИТМО работают с заявками на обучение в других европейских университетах в Великобритании, Португалии, Швеции, Венгрии, Эстонии.

В конце 2016 года, Университет ИТМО подписал договор о сотрудничестве по программе Erasmus+ с университетом города Льеж (Бельгия), по которому шесть студентов и два аспиранта из первого неклассического вуза будут обучаться в сердце Европы уже в следующем году. Кроме того, по программе Erasmus+ в ближайшие два года между Университетом ИТМО и Trinity College в Дублине будут проходить обмены студентами и преподавателями.

В 2016 году заявка с участием Университета ИТМО победила в конкурсе в рамках программы Erasmus+ «Стратегические партнерства для развития потенциала университетов», по которой пять европейских вузов должны разработать образовательный онлайн-курс по Интернету вещей. Также петербургский вуз прошел еще один конкурс по этой программе, и совместно с вузами Европы начнет разрабатывать инновационный образовательный модуль для обучения студентов работе с технологиями дополненной реальности.

По программам Erasmus преподаватели Университета ИТМО в 2016 году посетили Таллинский технический университет для проведения встреч по развитию программы двойной магистратуры «Модульные технологии в биомехатронике». А в январе 2017 года в петербургский вуз приезжают сотрудники Университета прикладных наук города Циттау (Германия) для обсуждения сотрудничества.

С каждым годом преподаватели, профессора, научные и другие сотрудники первого неклассического все чаще выезжают на различные конференции, где они перенимают опыт преподавания, проведения исследований от иностранных коллег, а также делятся своими наработками. Например, заведующая кафедрой финансового менеджмента и аудита Ирина Григорьева в этом году приняла участие в программе European Entrepreneurship Colloquium, организованной Гарвардской бизнес-школой, чтобы установить контакты с представителями университетов и бизнес-школ из 25 стран Европы. В их числе Vlerick Business School (Бельгия), Technische Universität Munchen (Германия), SBA Bocconi School of Management (Италия) и другие. С помощью знаний, полученных в ходе обучения, преподаватель подготовила лекции и кейсы по предпринимательству на английском языке для формирования практико-ориентированной, интерактивной магистерской программы Entrepreneurship&Innovation Master Program (рабочее название), запуск которой запланирован на сентябрь 2017 года.

Сотрудник Института дизайна и урбанистики Ирина Шмелева по приглашению ЮНЕСКО сейчас принимает участие в международном воркшопе «Europe and North America Regional Workshop on the Global Action Programme on Education for Sustainable development and Cities». В свою очередь, старший преподаватель кафедры иностранных языков Инна Анохина участвовала в международной конвенции «TESOL 2016» и программе «Internationa lVisitor Leadership Program».

Кроме того, в самом Университете ИТМО проводится много международных мероприятий, которые привлекают коллег со всего мира: конгресс «Лазеры и фотоника», Международная конференция по инициативам академического превосходства, ITMO International Days и другие. Благодаря этим событиям иностранные коллеги могут самостоятельно ознакомиться с деятельностью вуза, лично поговорить с его сотрудниками, иными словами — оценить потенциал сотрудничества с Университетом ИТМО.

«Мы много участвуем в мероприятиях, где получаем актуальную информацию о современных особенностях развития высшего образования в мире. Международные мероприятия позволяют сотрудникам вуза „быть в теме“. Надо понимать, какие сейчас тренды в области образования, какие государственные инициативы запускаются, какие приоритеты выделяют для себя мировые игроки рынка образования. Большие образовательные конференции — это возможность для любого вуза активно участвовать в международном диалоге, определять актуальные проблемы и вопросы, находить своевременные и эффективные решения. У нас, команды Университета ИТМО, нет сомнений, что самое важное для развития глобального вуза — это международные коммуникации», — прокомментировала проректор по международной деятельности.

На следующий, 2017 год, Университет ИТМО ставит перед собой еще более амбициозные задачи по международной деятельности. Во-первых, необходимо увеличить академическую мобильность обучающихся в два раза. Также планируется принять на международные программы на английском языке до 200 человек. В-третьих, нужно продолжать работу по созданию новых совместных образовательных программ, в том числе программ двойного диплома для магистрантов. Кроме того, постоянно продолжается работа по повышению позиций первого неклассического вуза в мировых образовательных рейтингах, в которых не последнюю роль играет международная деятельность университетов.