Кто такие мейкеры?

Мейкерами называют людей, у которых есть талант в технологическом творчестве и которые не просиживают его за просмотрами видео с YouTube, а приходят в мастерские и начинают сами что-то пилить, монтировать, печатать на 3D-принтере и соединять проводами, создавая различные устройства. При удачном стечении обстоятельств и усердии в работе любительские проекты могут стать успешными стартапами. Начинающие предприниматели нередко целенаправленно идут в такие мастерские, чтобы сделать прототип продукта.

Мейкером может стать и семиклассник, и студент, и научный сотрудник, и инженер на заводе, и даже дядя Толя из мастерской по ремонту обуви. Все зависит от способностей человека и от возможности реализовать их. Именно поэтому в России сейчас все больше внимания уделяется развитию технического творчества в школах и вузах.

Какие черты отличают мейкера? Например, Сингапурская Ассоциация Мейкеров (SGMA — SG Makers Association) способствует развитию технических, научных и художественных навыков. То есть мейкер должен обладать не только инженерно-техническими знаниями, но и быть изобретательным, креативным человеком с хорошим чувством вкуса. А если мейкер выводит свою разработку на рынок, то к списку необходимых ему качеств можно добавить и различные предпринимательские компетенции. Для того, чтобы развивать в детях и студентах такие навыки, и создаются различные мастерские по типу ФабЛаба или ОЛИМПа в Университете ИТМО.

Наньянский университет и их студенческая лаборатория
Наньянский университет и их студенческая лаборатория

И хотя в России такие мастерские пока в большей степени заслуга вузовских энтузиастов или научных фондов, в Сингапуре к развитию технического творчества в молодежи подходят основательно и целенаправленно. Помимо ассоциации мейкеров, там также создана Сеть мейкерспейсов Юго-Восточной Азии (SEAMNET), которая представляет собой сообщество, объединяющее и поддерживающее движение мейкеров на местах.

«В Сингапуре власти пытаются дать студентам больше знаний о работе на реальном производстве. Дело в том, что все производство уезжает из страны в Китай и Малайзию, и у молодых специалистов теряется представление о том, как можно делать что-то своими руками. Именно поэтому власти города делают упор на развитие сообщества мейкеров. В каждом университете и почти в каждой школе там есть мастерские технического творчества. Быть техническим дизайнером или инженером в Сингапуре очень престижно», — поделился своими наблюдениями участник стажировки, заведующий ФабЛаб Университета ИТМО Алексей Щеколдин.

Не хуже, чем в Сингапуре

Делегация Российского венчурного фонда посетила в Сингапуре Технологический университет Наньянг (NTU), который занимает 13 место в общемировом рейтинге QS, Государственный инновационный кластер аддитивных технологий (NAMIC), ФабЛаб Политехнического университета Сингапура, Центр 3D-печати, Сингапурский университет технологии и дизайна и многие другие образовательные площадки и мастерские.

Во всех мейкер-пространствах Сингапура очень качественно организованы рабочие зоны, которые оборудованы современной техникой, отметил Алексей Щеколдин. Но в целом, ФабЛаб Университета ИТМО работает по тем же принципам, что и аналогичные мастерские в азиатской столице: ребята могут приходить туда и разрабатывать собственные или учебные проекты. Правда, к некоторому оборудованию в центрах научно-технического творчества Сингапура студентов допускают с осторожностью, потому что оно очень дорогое и тонко настроено. В петербургском вузе оборудование ФабЛаба более «дружелюбное» к пользователям, что больше подходит для технического творчества.

Пример для развития Лаборатории ОЛИМП

Во время стажировки в Сингапуре Кирилл Бодров, один из организаторов Лаборатории-мастерской ОЛИМП, ознакомился с образовательной концепцией, реализация которой может вывести лабораторию на новый качественный уровень.

В Сингапурском университете технологии и дизайна все занятия со студентами ведутся в непривычном для российских университетов формате. В каждой аудитории, площадью около 200 кв.м., организовано по девять столов, за каждым из которых сидит по 3−4 студента. На каждые три стола есть минимум один 3D-принтер, и каждые три группы студентов курирует один преподаватель. Таким образом занятие проводят одновременно три преподавателя, работая с обучающимися практически в индивидуальном формате. Благодаря этому на занятиях присутствует дух соревнований. Кроме того, преподаватели там не только подкованы теоретически, но и сами могут пользоваться программными средствами и различным оборудованием. Рассказывая студентам о какой-либо физической системе, преподаватель может сразу же сделать соответствующие математические расчеты на компьютере, а также напечатать модель системы или описываемой установки.

Делегация Университета ИТМО в Сингапуре
Делегация Университета ИТМО в Сингапуре

«В нашей лаборатории образовательный элемент является основным. И методики работы с молодежью в Сингапуре очень схожи с теми, которые мы развиваем в ОЛИМПе. Раньше еще был повод усомниться в том, способны ли прикладные подходы „DIY“, или „Сделай сам“? дать весомые научные или технические результаты. Благодаря стажировке в Сингапуре я увидел, что реализовать такой необычный подход к техническому творчеству можно и нужно, а также нашел пути для дальнейшего развития нашей лаборатории», — подчеркнул Кирилл Бодров.

О развитии мейкерства

В Сингапуре культура мейкерства заложена в образовательные программы вузов, подчеркнул соруководитель ОЛИМПа. В течение обучения студенты проходят курсы по работе с 3D-принтером и другим оборудованием. Кроме того, в азиатском городе-государстве на всех уровнях пропагандируется развитие технического творчества.

В Санкт-Петербурге и в других крупных городах России мейкерское движение пока только начинает набирать обороты, считает заведующий ФабЛаб Университета ИТМО. В регионах открываются центры научно-технического творчества, правда, работать в большинстве из них пока можно только на платной основе. Родители также начинают понимать, что детей нужно заинтересовывать наукой еще со школы. Именно поэтому все более популярными становятся такие мероприятия, как, например, Университет детей, в ходе которых школьники могут посещать вузы и знакомиться с наукой.

«Пускай в России пока не все так хорошо в плане пиара мейкерства, но явные сдвиги в развитии движения есть: в разных городах ведется работа со школьниками и студентами по привлечению их к научно-техническому творчеству. В некоторых случаях российские ФабЛабы не отстают от иностранных. Вопрос просто в том, сколько времени потребуется, чтобы мейкерство стало в стране повсеместным», — сказал Алексей Щеколдин.