Ректор Университета ИТМО Владимир Васильев — о приоритетных образовательных проектах

В начале сентября мне было предложено возглавить рабочую группу по проектам в сфере образования решением Президентского совета. К 10 октября нам необходимо представить первые результаты работы — мы действуем в крайне жестких сроках. На данный момент мы выбрали несколько направлений. Во-первых, это новая школа, где произойдут изменения, соответствующие новым требованиям, там же будут модернизироваться стандарты школьного образования. Мы будем работать над подготовкой нового учителя, который также будет соответствовать всем требованиям современности. Во втором профиле будут рассматриваться новые предметы, которые условно называются «технологии». Речь идет о дополнительном образовании, предполагающем строительство технопарков и возрождение кружков технического и естественнонаучного направления. Мы подключим к работе не только школы, но и местные власти, вузы и так далее. Еще одно направление связано со средним профессиональным образованием в сфере World Skills. Конечно, мы не забудем об электронном и дистанционном обучении, а также о высшем профессиональном образовании. Все эти инициативы поддерживаются и властью, и работодателями. Я говорю об этом потому, что мнения, которые будут высказаны в рамках сегодняшней конференции, обязательно учтутся в разрабатываемых нами документах. Мир меняется, меняется сфера образования — мы не должны отставать, а должны быть на шаг впереди.

Елена Чернышкова, председатель правления фонда «Система», — о талантах, которые надо адаптировать

Насколько нам нужны «левши»? Неоднократно я слышала от наших работодателей, что наши самые талантливые дети, которые побеждают в конкурсах, — очень сложные. Не то чтобы они никому не нужны — нет. Но с ними надо возиться, тратить время на работу с ними. И мне кажется, что такую работу можно рассматривать как большую инвестицию со стороны компаний. Если мы хотим реализовать такую инициативу, как НТИ, нужно обучать и «прокачивать» работодателя, готовить его к такого рода инвестициям. Так же, как наши университеты начали бороться за международные рейтинги, работодатели должны начинать бороться за таланты. Важно, чтобы были компании, которые будут бороться за необычных, но очень одаренных детей. Это необходимо для будущего экономического уклада. Поэтому в нашей программе «Лифт будущее» мы таких детей знаем, понимаем и осознаем, что с ними надо работать.

Юлия Селюкова, директора НП «Лифт в будущее», — о необходимости обучать таланты «в боевых условиях»

Практически во всех российских технических вузах присутствуют университетские акселераторы, призванные стимулировать студентов к предпринимательской деятельности, развивать культуру стартапов. Во многих университетах инноватика лежит в основе бакалаврских и магистерских программ. Однако лишь единицы действительно преуспели в этой деятельности. К сожалению, до сих пор в академической среде предпринимательство встречает сопротивление, считается чем-то недостойным настоящего ученого. На уровне школ знакомство с этой экономической сферой отсутствует вовсе. Но как ребенок сможет выбрать своей специальностью инновационную деятельность, если даже не знает о ее существовании? Кроме того, зачастую сами студенты не готовы к работе, что является следствием девальвации научно-технического и инженерного образования. Сейчас остро стоит вопрос популярности профессий инженера и ученого, их востребованность среди молодежи нужно повышать.

В наших инженерно-конструкторских школах мы обучаем ребят всему «в боевых условиях». Они делают технические проекты, максимально приближенные к реальным. Как и в настоящем проекте, в учебную задачу входит учет себестоимости будущего продукта, оценка его конкурентоспособности на рынке. Так, естественным путем, дети получают представление о маркетинге как о необходимой составляющей инновационной деятельности.

Конечно, предпринимательскую жилку сложно «привить» человеку. С такими способностями нужно родиться. Но многолетний опыт показывает, что зачастую инженеры-конструкторы и предприниматели — очень похожие по складу люди. И тем, и другим важно всего добиться самим, выстроить работающую инфраструктуру вокруг своей идеи, стать лидером команды.

Руководитель Открытой лаборатории идей, методик и практик Университета ИТМО Максим Иващенко — об условиях развития талантливых детей

Школьникам, которые хотят развиваться, необходимо честно говорить о том, что происходит в мире, что их ждет за порогом родной школы, чтобы они понимали свои возможности. В прошлом году на форуме в Екатеринбурге представители ряда организаций сказали о том, что дела у них идут хорошо, но только нет кадров. Возникает вопрос: как может быть все хорошо, если школьники не понимают, зачем к таким работодателям идти и что у них делать, если у них нет рабочих мест? Как следствие, мы имеем когнитивный диссонанс в головах амбициозных, талантливых ребят.

Амбициозных детей очень много, их просто тьма. Мы собираем их в своей лаборатории. Может, в отдельной школе или университете их мало, но по городу — очень много. И каждый хочет себя реализовать. Если вы будете говорить с ними на одном языке и объяснять, что в мире происходят проблемы, но все в их руках, и они могут изменить будущее, они возьмут ответственность на себя. Вам нужно научиться доверять детям и курировать их работу, чтобы они помогали вам в восстановлении вашей школы, в работе университетов, новых производств и так далее. Потенциал может быть у всех — просто открывается он только тогда, когда все честно говорят друг с другом, не строят иллюзий и не говорят вещей в духе «когда ты вырастешь, ты меня поймешь», делая умный вид.

Олег Гогин, директор компании Nissa Digispace, — о доступном оборудовании для будущего развития передовых технологий

Наша основная задача — сократить промежуточные этапы, через которые проходили эволюционным путем другие страны, рынки и так далее, учиться на их ошибках. Без этого мы не выживем в завтрашней конкуренции. И нам нужно планомерно, без каких-либо революций — интеллектуальных или технических, заниматься этим вопросом.

Нужно дать возможность детям и студентам в школах, вузах и технопарках с самого раннего возраста работать с современным оборудованием. Чтобы они могли знать о разнообразии инструментов, которые могут воплотить их идеи. Младшие школьники за счет их энергии и любознательности могут дать фору старшеклассникам, если их подпустить к технологиям в раннем возрасте.