По словам руководителя Департамента проектной и инновационной деятельности Нины Яныкиной, форум собрал много вовлеченных людей: с учетом экспертов и зрителей трансляции их число составило порядка 7000 человек. В рамках мероприятия гости форума представили лидерские и системные проекты, поддерживаемые АСИ, а также продемонстрировали лучшие практики. Кроме того, довольно большая часть круглых столов и дискуссий были посвящены решению просветительских и образовательных задач.

«Самая популярная тема форума — будущее индустрии, науки, организации процессов, обучения людей, новых компетенций. Все крутилось вокруг поколения „миллениалов“, вокруг новой промышленной революции и, соответственно, реализации Национальной технологической инициативы. Впервые за долгое время я снова услышала термин „технологический капиталист“ — герой нового времени, создающий бизнес и богатство на базе „прорывных“ или „подрывных“ (disruptive) технологий. Чтобы таких героев появлялось как можно больше, нужно работать с талантами, формировать из них способных к проактивным и осознанным действиям субъектов. И это, в первую очередь, задача университетов», — отметила Нина Яныкина.

Как рассказала директор Центра научно-технологического форсайта Наталья Луковникова, на пленарной дискуссии выступающими были заданы важные векторы геополитических изменений, которые происходят сейчас и могут значительно изменить расстановку сил в мире в ближайшее время. Кроме того, эксперт отметила, что очень полезной оказалась лекция российского методолога и политтехнолога Петра Щедровицкого, посвященная становлению разделения труда в развитых странах Европы. Так, он привел примеры того, какие действия Россия предпринимала в этом направлении еще сто лет назад. Многие эксперименты были так успешны, что перенимались на Западе. По словам Натальи Луковниковой, знать эти примеры в своей стране необходимо и бизнесменам, и власти: чтобы строить что-то новое, нужно проанализировать опыт прошлого.

Источник: asi.ru
Источник: asi.ru

Что касается выставочной части форума, эксперт отметила участие компании-партнера Университета ИТМО — Центра речевых технологий, который представил системы идентификации, уже работающие на стадионе «Петровский». Компания ЦРТ, у которой есть базовая кафедра в Университете ИТМО, курирует в группе SafeNet соответствующий сегмент систем биоидентификации и аутентификации пользователя.

«Также в рамках форума проходил „Хакатон НТИ“, на котором мне удалось побывать. Участники выбирали для решения задачи, поставленные перед рынками НТИ. Придя к ним как эксперт рынка SafeNet, я рассказывала о том, какие сегменты и почему мы выделили в группе SafeNet, а также рассказала о том, какую роль на этом рынке занимают квантовые коммуникации. Участники интересовались, какие именно новые услуги смогут обеспечить в плане безопасности квантовые технологии и как обеспечению безопасности способствуют законы физики», — добавила Наталья Луковникова.

Прогнозировать будущее играючи

Успех на форуме имела форсайт-игра, которую организовал студент факультета технологического менеджмента и инноваций Максим Иванов. Суть ее заключалась в том, что за минуту эксперты должны были выработать концепции тех или иных решений, касающихся будущего, опираясь на существующие тренды. Главная цель игры состояла в том, чтобы эксперты смогли по-другому посмотреть на привычные вещи и мыслить иначе в условиях меняющегося мира. За час игры они успели обсудить десяток важных тем.

Источник: asi.ru
Источник: asi.ru

«Приятно, что людям эта инициатива понравилась, мы получили позитивный отклик как от студентов и школьников, так и опытных экспертов. Они генерировали разные идеи и высоко оценили игровой формат форсайта», — рассказала Екатерина Егошина.

Модные перспективы и не только

Как отметили Нина Яныкина и Екатерина Егошина, в ходе Форума стали понятны перспективы развития и применения компетенций Университета ИТМО в формирующемся рынке FashionNet. Это направление может стать новым полем для реализации кластера Art&Science Университета ИТМО. Как отметила Екатерина Егошина, у тех, кто занимается такими проектами, есть огромный спрос на высокие технологии и автоматизацию, например, швейного производства.

«Интересной также была новая классификация стран от Евгения Кузнецова, где он выделял страны по принципам внутреннего технологического развития. Интересные дискуссии шли о развитии талантов и образования. Отдельно было выступление, посвященное олимпиадам НТИ, которые многие расценивают как альтернативу ЕГЭ. Так, школьники, которые не очень хорошо пишут тесты, но исключительно хороши, например, в робототехнике, могли бы участвовать в таких олимпиадах и по их результатам поступать в вуз. Это интересно и Университету ИТМО с точки зрения стратегических академических единиц», — добавила она.

Источник: asi.ru
Источник: asi.ru

Также в ходе круглого стола по Университетам НТИ, который прошел в формате «вопрос-ответ», в очередной раз обсудили роль вузов в реализации Национальной технологической инициативы. Участники дискуссии укрепились во мнении, что российские университеты необходимо «достраивать» до состояния, которое соответствует задачам НТИ. Общие подходы таковы: нужно расширять сотрудничество с индустрией, создавать технологические компании на базе разработок вузов, а также открывать акселераторы и proof-of-concept центры, заключила Нина Яныкина.

Форсайт-школа

В рамках Форума стратегических инициатив АСИ также организовало двухдневную форсайт-школу, повесткой которой стал запуск новых образовательных программ, ориентированных на рынки НТИ и перспективные профессии. По словам участницы школы и менеджера Центра научно-технологического форсайта Университета ИТМО Светланы Кочкаевой, изначально мероприятие было рассчитано на сотрудников университетов, которые заинтересованы во встраивании своих вузов в общемировой технологический ландшафт. Однако, как оказалось, интерес к форсайт-школе также проявили представители коммерческих компаний, психологи и школьные учителя.

«В рамках программы большую часть времени участники посвятили форсайт-сессии и сфокусировались на рассмотрении перспектив сферы образования: начиная от школьной скамьи и заканчивая курсами для практикующих специалистов. Мы с коллегами диагностировали разворачивающуюся диджитализацию всех процессов общественной жизни, осознали снижение влияния географических факторов на получение знаний и рост роли социальных связей. Участники школы поддержали гипотезу об унификации государственного подхода к финансированию учебных заведений в ближайшие годы. Так, в частности, университетам нужно понимать, что скоро они столкнутся с глобальной конкуренцией за талантливых студентов, а поддержка со стороны власти будет сокращаться. Характер деятельности преподавателей также изменится — они станут скорее наставниками ввиду растущей доступности MOOC и информационных ресурсов», — отметила Светлана Кочкаева.