Виртуальная реальность без ограничений

По словам создателя стартапа aeMind IDEntity Владимира Коновалова, виртуальность привлекает людей из-за свободы от юридических и физических законов: все последствия распространяются на персонажа, а не на игрока. С анонсированием шлемов виртуальной реальности у пользователей появилась возможность вывести это ощущение свободы на новый уровень: вместо управления персонажем, они сами могут действовать внутри игрового мира. Однако датчики, камеры, шлемы и провода существенно ограничивают мир геймера, да и никто не хочет бегать на месте пару часов, играя, например, в шутер (жанр компьютерных игр — прим. ред.). Это совсем не та виртуальная реальность, что была в фильме «Матрица», добавляет CEO проекта.

«В 2014 году я узнал про попытки использовать BCI для управления персонажем игры „силой мысли“, без физических движений. Развлечения ради я связался с моим знакомыми — биологом-программистом Юрием Коноплевым и программистом Станиславом Капулкиным. И мы пошли реализовывать эту идею на первом Science HackDay в августе 2014 года. Победив там в номинации „Лучший технологический проект“, мы поняли, что можем работать в команде, а сама идея захватила нас полностью. Каждый из нас увидел в виртуальной реальности инструмент реализации своих целей и стремлений», — рассказывает Владимир Коновалов.

Около полугода партнеры провели в экспериментах с ЭЭГ и ЭМГ вместе с новым членом команды, московским нейрофизиологом Андреем Биличенко, который добавил свежих идей и мистицизма. Им удалось изучить опыт коллег, которые работают в этой же области, и понять, что в текущем виде технология не была пригодна для массового пользователя. После этого они кардинально сменили стратегию развития, найдя способ обойти необходимость заставлять пользователя ходить и делать махи руками в реальности, но при этом полноценно управлять виртуальным телом, просто сидя в кресле.

«До конца 2015 года мы самостоятельно, без инвестиций собрали три различные версии нашего девайса и создали ряд игровых демо-сцен для калибровки и демонстрации его работы. Каждый из руководителей привлекает к работе подрядчиков, которыми полностью руководит: это и юристы, и бухгалтеры, и дизайнеры, и программисты, и переводчики, и видеооператоры, специалисты по работе со звуком, инженеры. Таким образом, на текущий момент мы имеем полностью рабочий пред-прототип, который позволяет управлять всеми типами передвижений и взаимодействий в виртуальной реальности (включая управление мелкой моторикой игрового персонажа), а также сработавшуюся команду специалистов. Кроме того, сейчас составляется патентная заявка и планируется одновременное создание инновационного виртуального пространства. Мы ведём переговоры с инвестором, представленным кооперацией из РФ и других стран, а также договариваемся о подрядных работах в IT сфере», — заключил Владимир Коновалов.

Лучше протеина для бодибидеров

Университет ИТМО. Артем Лепешкин
Университет ИТМО. Артем Лепешкин

Разработчик рецептуры сбалансированного питательного коктейля FOYT Артем Лепешкин продемонстрирует свой продукт не только на Demo Day, но и на GEEK PICNIC в конце июня. У него все готово — и смесь, и упаковка для нее. По его словам, несмотря на то, что главный компонент коктейля — сывороточный белок, его нельзя считать типичным протеиновым порошком для «качков», так как он гораздо полезнее за счет большего количества витаминов и микроэлементов. Как отмечает Артем Лепешкин, смесь названа в честь первого идеолога здорового питания Карла Фойта, жившего в конце 19 века.

«В этой смеси нет ароматизаторов и красителей, а разбавляется она обычной водой. Необычный вкус и набор микро- и макроэлементов ему придает такой компонент, как измельченные семена чиа. Этот же ингредиент является природным стабилизатором, благодаря чему не нужно добавлять в смесь ничего лишнего. Кстати, мы запустили тестовую версию сайта», — рассказывает CEO стартапа.

Как отмечает Артем Лепешкин, смесь FOYT в первую очередь нужна тем, кто не успевает нормально пообедать и вечно пропускает один из приемов пищи. Чтобы побороть чувство голода, а заодно получить дозу важных для организма микроэлементов, достаточно иметь при себе емкость и бутылку воды. По примерным расчетам порция продукта обойдется покупателям в 150 рублей в зависимости от того, сколько упаковок коктейля в месяц они будут приобретать.

Скалодром с умом

Разработчики «умного скалодрома» хотят привнести в обычное скалолазание в закрытых помещениях элемент игры — с помощью прозрачных зацепок, которые могут светиться разными цветами. По словам кандидата технических наук Екатерины Бессоновой, работающей на кафедре безопасных информационных технологий Университета ИТМО, интерактивная система зацепок синхронизируется с мобильным приложением. С такой системой можно устраивать командные соревнования, в которых зацепки с контролем касаний будут подсвечивать траекторию движения, а каждый участник получит определенное количество очков в зависимости от качества прохождения «миссии».

Университет ИТМО. Екатерина Бессонова
Университет ИТМО. Екатерина Бессонова

«Разработкой уже заинтересовались крупные скалодромы, которые желают использовать наши необычные зацепки. Ведь светящиеся цветные элементы привлекают внимание и вызывают желание тут же взобраться на горку, особенно у активных детей и подростков», — рассказывает член команды.

Измерить глюкозу по слюне

Сотрудники лаборатории SCAMT Университета ИТМО работают над неинвазивным биосенсором, с помощью которого можно определить уровень глюкозы по слюне. К Demo Day команда подготовила тест-полоски с чувствительным слоем, меняющим свой цвет.

«Концентрация глюкозы в слюне в сто раз меньше, чем в крови, поэтому детектировать ее сложнее. Однако нам удалось добиться успеха в измерениях — мы можем видеть изменение цвета даже при крайне малых концентрациях», — подчеркивает сотрудник лаборатории Софья Сафарян.

Теперь команда планирует заняться разработкой оптического прибора, который будет считывать цветовой ответ и переводить его в цифровое значение. Чтобы исследовать саму проблему диабетиков, молодые люди ходили в больницы и поликлиники, разговаривали с пациентами и врачами, интересовались их пожеланиями.

Университет ИТМО. Софья Сафарян
Университет ИТМО. Софья Сафарян

В настоящее время для создания прототипа тест-полосок сотрудники лаборатории используют обычный струйный принтер и специально разработанные биочернила. Разработчики уверены, что глюкоза — только первый шаг. Ведь технология универсальна и перспективна для создания целого спектра оптических биосенсоров.

Вентиляция с элементами кондиционирования без вреда для фасада

Проект еще одних выпускников акселератора Future Technologies представляет собой устройство, которое встраивается под подоконник и проветривает помещение, нагревая воздух зимой либо охлаждая его летом. С улицы такое устройство незаметно, поэтому установка не испортит вид исторического здания в центре города.

«Дизайнер Артемий Лебедев может больше не переживать насчет кондиционеров, портящих внешний вид исторических домов. Aeris способен охлаждать воздух, фильтровать его, а также сохранять тепло. „Фишка“ нашей разработки в том, что устройство способно регенерировать тепло — сначала накапливать его, а затем отдавать помещению», — утверждает член команды и руководитель ФабЛаба Технопарка Университета ИТМО Алексей Щеколдин.

По его словам, установка поможет экономить деньги на теплоснабжении, так как для проветривания помещения зимой, в сезон горячих батарей, не нужно будет постоянно открывать форточку. Накопив тепло, устройство отдает его свежему воздуху, благодаря чему в помещении не становится душно. При этом его потребляемая мощность всего 5 Ватт. Работа команды, однако, пока не завершена: для фильтрации воздуха необходимо доделать эффективный самоочищающийся фильтр, немного снизить шум, производимый работающим устройством, и сделать работающий прототип из пластика, а не фанеры.

Университет ИТМО. Алексей Щеколдин
Университет ИТМО. Алексей Щеколдин

«За время обучения и работы в акселераторе мы установили контакты с оконными компаниями, получили от них положительные отзывы. Нашей разработкой заинтересовались представители Electrolux и другие участники рынка, которые указали на наши слабые места и помогли развиваться дальше. Все ждут от нас устройство, которое можно будет продавать, которое будет пользоваться спросом, поэтому мы не остановимся на достигнутом», — подчеркнул разработчик Алексей Алешин.

Все описанные чудеса техники, созданные молодыми разработчиками, можно будет изучить, потрогать и использовать по назначению на Demo Day, который пройдет 17 июня. Вход свободен для всех зарегистрировавшихся гостей.