Российские ученые достаточно мотивированы, чтобы довести начальную идею до создания прототипа, необходимого для получения господдержки, однако им неинтересно внедрять разработку в производство. К такому выводу пришли сотрудники Европейского университета в Санкт-Петербурге, изучив процесс трансфера технологий в вузах страны.

Ситуация в сфере образования сегодня такова, что университетам приходится выстраивать свою деятельность в соответствии с задачами, поставленными государством, чтобы получать финансирование и не терять позиции на рынке отечественного образования. Однако госпрограммы в России меняются быстро, и нередко одна программа противоречит другой. Так, после принятия закона №217-ФЗ от 2 августа 2009 года приоритетным направлением в работе вузов стало развитие предпринимательской деятельности, создание малых инновационных предприятий (МИПов), связь с производством. Сегодня основной приоритет – развитие научной деятельности и рост числа публикаций. Ввиду высоких требований ученым не всегда удается найти баланс между двумя направлениями работы.

Согласья нет и у вузов с бизнесом. Университеты заинтересованы в проведении фундаментальных исследований по направлениям, которые поддерживает государство. А промышленность нуждается в расширении продуктовой линейки и совершенствовании технологического процесса. У компаний нет времени на «выращивание» технологий, поэтому бизнес хочет получить от ученых готовую разработку, которую можно выкупить и сразу использовать в производстве.

Евгений Кузнецов, руководитель проектного офиса и заместитель гендиректора ОАО «РВК», сравнивая мировой опыт с отечественным, приходит к выводу, что одна из причин низкой активности вузов в области технологического трансфера – отсутствие общего рабочего пространства для специалистов разного профиля. Практика совмещения в университетском кампусе, с одной стороны, научных, инженерных, а с другой – гуманитарных, медицинских, экономических отделений, принятая в зарубежных вузах, в России явление крайне редкое. А значит, невозможно создавать междисциплинарные исследовательские группы, которые довели бы разработку до готовности. Недостаток специалистов, которые являются одновременно и учеными, и менеджерами, – еще одна проблема нашей науки.

Однако не все так плохо: превращать ученого в бизнесмена не обязательно. Автор инновационного проекта может выполнять роль консультанта в процессе его реализации, продолжая заниматься фундаментальными исследованиями. За работу консультантом он получает дополнительное материальное вознаграждение. Примеры подобной мотивации уже есть в России, например, в Университете ИТМО. Нина Яныкина, начальник управления инновационной деятельности, рассказывает, что сотрудничество с производством считается очень почетным для ученого и сразу повышает его авторитет среди коллег, позволяет привлечь дополнительные ресурсы для развития подразделения.

Представители бизнеса ощущают несоответствие своих интересов с интересами вузов и готовы идти навстречу. Константин Окунев, директор по правовым вопросам ГК «Транзас» рассказывает, что компании пришлось включить в устав отдельное направление – «научные исследования и разработки». Хотя никакими научными исследованиями она не занимается.

По мнению экспертов, решением проблемы может стать изменение статуса вузов. Сегодня они являются научными и образовательными учреждениями. Важно, чтобы одним из направлений их деятельности обязательно стала коммерциализация разработок. Необходимо развивать институт академических брокеров – людей, ответственных за трансфер технологий в производство.

Полный текст опубликован на сайте «Российской газеты».