Эксперт в области городского планирования Гуннар Олав Фуру — о том, как сделать жизнь в бывших индустриальных центрах более комфортной

Что изменилось в городском планировании за последние 100 лет? Какое будущее может ждать индустриальные центры? И что общего у небольших северных городов Норвегии и России? Об этом и многом другом рассказал специалист в области городского планирования и технологий из Норвегии Гуннар Олав Фуру (Gunnar Olav Furu). Он является главой частной консалтинговой компании и реализовал ряд проектов по планированию муниципалитета Сунндал. Лекция и интерактивный воркшоп эксперта состоялись в Институте дизайна и урбанистики при поддержке консульства Норвегии. Организатор лекции Лаборатория устойчивого развития городов (руководитель лаборатории Ирина Шмелева, доцент Института дизайна и урбанистики).

Гуннар Олав Фуру

Как подчеркнул, открывая лекцию, консул Хенрик Фойн Шерве, сотрудничество Генерального консульства Норвегии в Санкт-Петербурге и Университета ИТМО продолжается уже много лет.

«Сотрудничество в сфере науки и высшего образования имеет большое значение для норвежско-российских отношений. Ведь знания — это единственная вещь, которая прирастает, если ей делиться. ИТМО — наш хороший партнер на протяжении многих лет, и я рад, что наше сотрудничество продолжается, — сказал он. — Тема устойчивого городского развития становится сегодня крайне актуальной для регионов, где активно развивается экономика и промышленность. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области, как в Норвегии, много прибрежных ландшафтов и схожие климатические условия, также здесь продолжают освобождаться некоторые промышленные территории, поэтому, я полагаю, опыт нашего гостя может быть интересен».

Гуннар Олов Фуру родом из муниципалитета Сунндал на западе Норвегии. В 1921 году он представлял собой небольшой населенный пункт у фьордов, а к концу Второй мировой войны превратился в производственный центр с крупнейшим заводом по производству алюминия. После 1970-ых население города достигло восьми тысяч и начало падать. В это время эксперт занял пост главного планировщика в муниципалитете.

Главная задача, которая стояла перед ним — превратить Сунндал в комфортное место для жизни и не допустить дальнейшего оттока местных жителей, особенно молодых людей. За 25 лет ему удалось реализовать несколько проектов.

Хенрик Фойн Шерве
Хенрик Фойн Шерве

Подробнее об этом опыте, а также о том, почему небольшие индустриальные города Норвегии и России имеют много общего, Гуннар Олав Фуру рассказал в интервью ITMO.NEWS.

Вы уже не раз бывали в России. Как часто удается посещать Санкт-Петербург?

В общей сложности я был здесь шесть раз. Впервые я приехал в Санкт-Петербург в 2011 году, тогда я участвовал в конференции в области городского планирования. А в последующие годы я приезжал, чтобы читать лекции студентам. Например, в прошлом году я также выступил с лекцией для студентов факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО. Поэтому получается, что в ИТМО я уже во второй раз.

Заметили ли вы какие-либо изменения в городе на протяжении этих лет?

В Петербурге на самом очень много всего произошло, заметить это очень просто. Но прежде всего хочется сделать акцент вот на чем: я искренне верю, что в городе растет интерес к теме городского планирования. Я вижу, что для вас это становится действительно важным аспектом.

В этот раз вы читаете лекцию и проводите интерактивный воркшоп для студентов Института дизайна и урбанистики. Расскажите, пожалуйста, какие навыки и знания они смогут получить по их итогам?

Прежде всего отмечу, что мой опыт не связан с городским планированием в мегаполисах. Сегодня в Петербурге проживает более пяти миллионов человек, а это фактически население всей Норвегии. Поэтому, безусловно, условия в больших и маленьких городах очень различаются.

Сунндал, Норвегия. Источник: flickr.com
Сунндал, Норвегия. Источник: flickr.com

Но в Норвегии существует несколько десятков муниципалитетов, вовлеченных в промышленность. В России, в свою очередь, есть порядка 300 городов, ситуация в которых очень похожа. И именно на этом я сделаю акцент — студенты увидят, как можно менять ситуацию в небольших населенных пунктах, которые тесно связаны с промышленностью.

В чем именно проявляется это сходство?

Прежде всего в том, что многие маленькие города имеют большие проблемы, касающиеся численности населения и оттока местных жителей. И я уверен, что в России ситуация похожа. Именно поэтому я хотел бы на примере нашего муниципалитета показать, как можно развивать городское планирование, новые бизнесы на небольшой территории.

Наш регион исторически известен как промышленный центр по производству алюминия, у нас находится один из крупнейших заводов в Европе. И это несмотря на то, что наш муниципалитет небольшой, здесь проживают всего около 7 000 человек. В России также очень развита промышленность и, в частности, производство алюминия. Россия и Норвегия — в принципе одни из мировых лидеров в этом сегменте. Кроме того, в обеих странах есть и другие места, где в целом развита металлургия.        

На протяжении многих лет вы занимались планированием муниципалитета Сунндал в Норвегии. С чего началась ваша работа?

Все началось 25 лет назад. Тогда я начал заниматься городским планированием в муниципалитете Сунндал, и с тех пор удалось сделать очень много. Надеюсь, у нас действительно получилось превратить наш населенный пункт в хорошее место для жизни.

Севкабель порт. Источник: социальные сети
Севкабель порт. Источник: социальные сети

Изменения были необходимы, особенно для молодых людей. Ведь когда они начинают делать карьеру, то, безусловно, ищут лучшее место для этого. Кроме того, помимо карьерных перспектив, для них очень важно само качество жизни.

Чего удалось добиться за годы работы?

За 20 лет город очень сильно изменился и не только с точки зрения физического планирования. У нас был городской план, который существовал с 1913 года и использовался в 50-х, 60-х годах. Он не был плохим, но мы поняли, что нам необходимы изменения. Улицы были широкими, но не было достаточно зеленых зон, не было велодорожек.

Последнее особенно актуально для нас, поскольку город небольшой и людям гораздо удобнее и выгоднее использовать велосипеды, нежели личные авто или общественный транспорт. У нас небольшое население, и организовать разветвленную сеть автобусов, которые будут ходить с интервалом 10-15 минут, очень непросто. Ну и, наконец, велосипед просто полезнее для здоровья.

Мы начали планирование именно с создания велоинфраструктуры. Конечно, это требовало довольно больших вложений, но, если вам действительно удастся создать систему, в дальнейшей перспективе эти затраты окупятся.

С какими вызовами вам пришлось столкнуться? И как удалось их преодолеть?

Когда мы только начинали, все это было новым для людей, в том числе в Норвегии. Это сегодня люди видят преимущества в создании разветвленной велоинфраструктуры, тогда, много лет назад, ситуация обстояла несколько иначе. Люди опасались, в том числе за безопасность. Но если мы говорим о создании системы — а я говорю сейчас именно об этом — то прежде всего уделяем внимание именно безопасности и созданию комфортной среды.

Севкабель порт. Источник: социальные сети
Севкабель порт. Источник: социальные сети

Кроме того, нам очень важно было развивать городское планирование с учетом создания публичных пространств. Это тоже было определенным вызовом.

Несмотря на то, что Петербург очень отличается от небольших городов, он также имеет очень богатое индустриальное прошлое. И в последнее время в городе реализуется ряд проектов, связанных с реновацией промышленных зон. Яркий пример — порт Севкабель, исторические площади которого сегодня превратились в крупнейшее городское пространство. Если мы говорим об устойчивом будущем индустриальных центров, каким вы его видите?

Это действительно вызов. Прошлое оставило нам очень много промышленных территорий, ряд из мощностей устарели и больше не могут использоваться как раньше. Нам необходимо найти для них лучшее применение.

Я вижу, что Петербург в этом смысле имеет схожие с другими мегаполисами проблемы: город разрастается, становится все больше, жителям из отдаленных от центра районов все сложнее добираться до работы. Одним из решений может стать не рост города «вширь», а более интенсивное использование имеющихся в черте города территорий. На мой взгляд, это важная точка зрения.

Безусловно, дешевле построить магазин или иной объект на окраине города или за его пределами. Но все же я считаю, что необходимо создавать условия для развития общественных пространств, магазинов, иной инфраструктуры в центральной части города.

Как еще можно работать с устаревшими заводами, огромными индустриальными площадями, которые больше невозможно использовать по их изначальному назначению?

Лекция Гуннара Олава Фуру
Лекция Гуннара Олава Фуру

В нашем муниципалитете как раз нет таких старых строений, которые потенциально можно превратить в общественное пространство или что-то иное. Мы стараемся внедрять инновации, перестраивать наши промышленные мощности, чтобы они соответствовали актуальным экономическим задачам. Но в других регионах Норвегии, я знаю, есть много примеров, похожих на те, которые вы привели ранее (Почитать о проектах, реализованных в стране, можно, например, в этом материале).

На самом деле на таких площадках можно реализовать очень много интересных проектов. Их можно использовать не только как общественное пространство, но и, например, как место для коворкингов.

На ваш взгляд, можно ли применить опыт небольших городов Норвегии или других Скандинавских стран для небольших населенных пунктов на севере России? Ведь, по крайней мере, мы живем в похожих климатических условиях.

Да, климатические условия действительно похожи. Отмечу, что во всех городах есть сложности, в Норвегии тоже. И я думаю, что можно найти очень много схожих моментов и попытаться поучиться на опыте друг друга.                          

Уверен, что в России люди преследуют те же цели — создать для себя лучшее место для жизни. В этом смысле, как я уже сказал, необходимо уделить особое внимание городскому планированию, развитию культуры, созданию общественных пространств.

Редакция новостного портала
Архив по годам:
Пресс-служба