Как привлекать посетителей в научные музеи, развивать культуру мейкерства и разговаривать с молодыми, обсудили эксперты на III Форуме научных коммуникаторов

На прошлой неделе Университет ИТМО принял у себя Форум научных коммуникаторов. Мероприятие организовали Ассоциация коммуникаторов в сфере образования и науки (АКСОН) при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ. PR-специалисты, просветители и научные журналисты обсудили актуальные проблемы в сфере научной коммуникации на панельных дискуссиях и поделились своим опытом. Как привлечь молодые кадры? Как обучать современной коммуникации в бизнесе? Как построить диалог с аудиторией? ITMO.NEWS публикует избранные тезисы. 

III Форум научных коммуникаторов

Чем может помочь научная коммуникация?

На дискуссии «Роль научной коммуникации в коммерциализации исследований и трансфере технологий», организованной в партнерстве с Фондом инфраструктурных и образовательных программ Роснано, эксперты обсудили, зачем тратить ресурсы на научный пиар и создание собственной информационной среды. Денис Кузьмин, генеральный директор компании «Виридиас», занимающейся воспроизводством морских биоресурсов, ответил на вопрос так: роль коммуникатора и PR для различных команд и коллективов состоит в том, чтобы привлекать лучшие молодые кадры.

«За что мы боремся? Я имею в виду государство, институты, научные коллективы, технологические компании. За что? Не за ресурсы в денежном выражении и не за время. А за людей и таланты. Так получается, что в настоящее время мы становимся старше, а таланты моложе. Если в дальнейшем мы хотим работать с лучшими, то уже сейчас нам нужно привлекать к проектам людей младшего возраста и разговаривать с ними на доступном языке. С моей точки зрения, на сегодняшний день в этой конкуренции выигрывают только те университеты, у которых есть очень понятный и качественный сайт. Выигрывают только те коллективы, в которых руководитель старается быть публичной персоной и не избегает общественных площадок. Только те коллективы, которые публикуют результаты и не работают в стол. Модель поведения “подводной лодки – проигрышная по отношению к борьбе за новые кадры», рассказывает Денис Кузьмин.

Денис Кузьмин
Денис Кузьмин

С его точкой зрения согласилась Полина Хапаева, директор по развитию Химико-биологического кластера SCAMT. Она рассказала, что в 2014 году мало кто верил, что Университет ИТМО, известный по оптике, IT и робототехнике, сможет развивать крупное химическое направление. Кроме того, основатели лаборатории SCAMT с самого начала понимали, что строить науку в сфере только науки невозможно: нужно дополнительно развивать образование для получения кадров, о котором говорил Денис Кузьмин, а также индустриальное направление для возможности маневрирования. Здесь на помощь организаторам пришла научная коммуникация — она стала инструментом продвижения SCAMT. Достойные публикации в научных журналах транслировались по всем возможным каналам. Специалисты по коммуникации создавали информационное поле об Университете ИТМО как о вузе с экспертизой в биотехе. В итоге, научная коммуникация помогла кластеру за первые полтора года выйти на достаточно стабильный уровень, начать коммерциализацию своих научных достижений через созданный при вузе МИП и начать выплачивать университету дивиденды.

Антон Гопка, декан факультета технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО, заявил, что создание общего информационного поля — одна из главных задач научной коммуникации. Его факультет готовит специалистов пяти разных ролей, среди которых лидеры корпоративных компаний, которые внедряют инновации, предпринимали, инвесторы, регуляторы и ученые. По словам эксперта, иногда они говорят на совершенно разных языках, читают разные издания и мыслят по-разному. В итоге, возникает проблема взаимодействия. Если не выстроить единое информационное пространство, очень сложно синхронизировать деятельность всех этих людей. К примеру, разрабатывая некий продукт, ученый должен понимать, как он вписывается в то, что нужно рынку и инвестору.

Антон Гопка
Антон Гопка

За рынок на дискуссии отвечали представители нескольких фармацевтических компаний: Insilico Medicine и Merck Life Science. Последняя за 350 лет работы прошла путь от небольшой аптеки до крупного биотехнологического фармацевтического концерна с оборотом в несколько миллиардов долларов. В данный момент она активно инвестирует в популяризацию науки на самых разных уровнях. В рамках проекта Spark специалисты проводят химические шоу в школах и стараются сделать науку понятной и интересной для детей. В рамках Curious Labs студенты могут потрогать современные технологии своими руками и узнать, как производятся лекарства. На базе различных программ компания помогает и стартапам.

«Сверхинновационные стартапы и идеи не рождаются просто так, но мы понимаем, что с чего-то начинать надо, рассказывает Павел Савкин, заместитель директора по продажам Merck Life Science. Как помочь ученым научиться коммерциализировать свои разработки и доводить их до успешного завершения? На базе бизнес-инициативы Innovation Center мы предлагаем собственную инфраструктуру, бизнес-среду и опыт по выведению продукции на рынок. Связаться с нами можно любым удобным вам способом – все контактные данные доступны. Далее нужно изучить специфику взаимодействия: в рамках программы для каждого проекта мы предлагаем ту или концепцию. Если необходим коучинг, мы его предоставляем. Также обучаем коммуникациям в бизнес-сообществе: как сделать презентацию и проект привлекательными для инвесторов. Все ресурсы, оплату работы тренеров и время нахождения в коворкинге мы берем на себя».

III Форум научных коммуникаторов
III Форум научных коммуникаторов

Как построить коммуникацию о науке?

Другая панельная дискуссия, проведенная в день форума, была посвящена организации диалога с аудиторией о науке. В обсуждении схлестнулись представители разных стран и организаций. Например, Микко Милликоски, заместитель директора финского музея науки Heureka, поделился, на каких принципах сотрудники его учреждения стараются строить работу с аудиторией. Они исходят от того, что, согласно исследованиям, в основном люди учатся за пределами формального образования. Потому медиа, музеи, научные центры, зоопарки и общественные активности становятся важными ресурсами для вовлечения в образование.

«Когда мы открылись 300 лет назад, в мире насчитывалось, возможно, 400 научных центров. Сейчас их число составляет около 3 000. Нашу миссию можно сформулировать так: мы разделяем с посетителями энтузиазм познания и предлагаем среду для вдохновения. Мы создаем выставки мирового класса, нашими сильными сторонами являются геймификация, погружение, общий опыт, элемент сюрприза и юмор. Нам не нужно писать учебники с А до Я, которые охватили бы всю ширину предмета. Научный музей может легко сфокусироваться на теме и проиллюстрировать главные детали. Как хорошая театральная постановка может засветить одну деталь и высказаться обо всем человечестве, так и мы делаем это в музее. Важный элемент в нашей работе это диалог. Посетитель должен иметь возможность высказаться в ответ, а не просто ходить как котел, в который складывают информацию», объясняет Милликоски.

Микко Милликоски
Микко Милликоски

Тем, кто интересуется музейным делом, эксперт из Финляндии советует несколько книг: «The Art of Relevance» Нины Симон (Nina Simon) и «Identity and the Museum Visitor Experience» Джона Фолка (John H. Falk). Автор последних делит посетителей музеев на минимум пять типов: explorers (исследователи), facilitators (те, кто приводят других), experience seekers (необязательно заинтересованные в науке, но ищущие новый увлекательный опыт), hobbyists (эксперты, которые могут знать материал лучше сотрудников музея) и rechargers (те, кто хотят расслабиться).

Также Милликоски советует организаторам выставок всегда помнить о нескольких словах на букву C: choice (выбор), control (контроль), comfort (комфорт), challenge (вызов). У людей должен быть выбор, чтобы они не теряли контроль над собственным опытом. Им должно быть комфортно в окружении музея, это касается акустического, физического и ментального аспектов выставки. Но в то же время должен быть и вызов — в противном случае человек просто не придет. Достигнув баланса этих четырех C, можно достичь ощущения потока (flow).

Сотрудник музея Heureka соглашается, что это идеалистический, даже наивный взгляд на вещи. Но, как говорят в Финляндии, лосось настолько хорошая рыба, что ее стоит ловить, даже если вы не поймаете ее.

III Форум научных коммуникаторов
III Форум научных коммуникаторов

Тему работы с аудиторией продолжил Виталий Васянович, сотрудник библиотеки Охта LAB ЦГПБ имени В. В. Маяковского. Он поделился, каково работать в первой библиотеке, расположенной внутри торгового комплекса, и сообщил о скором открытии нового филиала, специализированного для ученых — аспирантов, магистрантов и бакалавров. От других библиотек ее будет отличать набор литературы, включающий специализированные журналы. Кроме того, Виталий, будучи руководителем научно-просветительской зоны фестиваля GEEK PICNIС, рассказал об опыте организации больших научных мероприятий и своем отношении к ошибкам в программе.

«После получения определенного опыта ты учишься смирению. Можно тревожиться о каждой презентации, проверять каждый слайд, согласовывать каждого спикера, читать все, что они говорили в этой жизни, но ты не сможешь все это проконтролировать. Делай все, что можешь, и обращайся за доступной помощью. В этом смысле очень помогает crowd control люди следят за регулярно обновляющейся программой и лично мне пишут “Виталик, это опасная история, разберись”, скидывая ссылки. За ссылки отдельное спасибо авторы таких сообщений понимают, какой объем информации ложится на плечи программного отдела», — делится опытом Виталий Васянович.

Виталий Васянович
Виталий Васянович

Наталья Смелкова, директор Центра поддержки проектов по развитию талантов НТИ в РВК, рассказала о работе с другой, молодой аудиторией. По ее словам, Российская венчурная компания уже давно поняла, что не будет инноваций в науке без проведения моста между наукой и другими аудиториями, включая широкие массы и бизнес. Можно сколько угодно работать со стартапами, но их качественный уровень останется достаточно низким. Дело в том, что среда, в которой эти стартапы генерируются, недостаточно плодотворна. Поэтому стало понятно, что надо работать со средой молодежью 12-15 лет. Задача РВК сформировать сообщество технологических энтузиастов, или мейкеров.

«Проведя много исследований, мы поняли, что не хватает популяризации. Технологических кружков много, но о них мало кто слышал, особенно родители. Они немного знают про робототехнику, так как это коммерчески успешная отрасль, но про кружки по биоинформатике — совсем ничего. Потому приоритет РВК — сделать так, чтобы техническое творчество стало модным и популярным. Чтобы дети, которые им уже занимаются, почувствовали себя героями, а родители понимали, что на карте возможного развития ребенка есть и технические кружки», — объясняет Наталья.

Фестиваль идей и технологий «Rukami»
Фестиваль идей и технологий «Rukami»

В качестве инструментов продвижения РВК выбрала мероприятия и информационные кампании. Фестиваль идей и технологий «Руками» в этом году проходит в четвертый раз и собирает все большую аудиторию. Информационные кампании также помогают сформировать среду, где рождаются таланты. Кроме того, чтобы подготовить руководителей ресурсных центров и кружков, РВК проводит специальный образовательный курс по маркетингу, финансовому моделированию и нормативной базе.

«В деле популяризации очень важно сделать следующие шаги. Во-первых, найти действительно интересную фактуру, некую изюминку — инновационное, интересное, уникальное, неожиданное. Возможно, коллаборация исследовательского института и художников. Во-вторых, грамотно упаковать контент. Научные журналисты в России часто стесняются и не любят упрощать научный язык. А ведь важно работать на том языке, который хочет услышать аудитория. Поэтому мы не стесняемся работать с платформой Tik-Tok и видеоблогерами», — говорит Наталья Смелкова.

Добавим, что третий Форум научных коммуникаторов, прошедший 28 июня, стал одним из самых масштабных по программе, количеству дискуссий и иностранных экспертов. Официальными партнерами форума выступили ФИОП Роснано, Российский научный фонд (РНФ), компания MEL Science, Издательство «Альпина-нон-фикшн», портал Laba.Media, портал «Индикатор», журнал «Наука и жизнь», Информационный центр по атомной энергии, портал XX2 ВЕК, Национальный фонд подготовки кадров (НФПК).

Архив по годам:
Пресс-служба