Почему креативность становится важнейшим навыком в современном мире и как работают над его приобретением в Университете ИТМО

В сентябре 2018 года в Университете ИТМО стартовала новая общеуниверситетская дисциплина «Креативные технологии», предназначенная для обучения студентов первого курса магистратуры. Курс основан на интеграции разработок ведущих мировых вузов, в которых действуют аналогичные программы, с отечественным опытом в области развития креативного мышления и творческих способностей. Обучение проводится в онлайн-формате с привлечением ключевых фигур в области креативного образования в России и за рубежом. Разработчиком программы являются специалисты направления «Световой дизайн» Университета ИТМО Наталья Быстрянцева, Илья Смилга и Елена Лекус. В интервью ITMO.NEWS они рассказали о специфике новой общеуниверситетской дисциплины.

Сегодня в крупных университетах мира успешно реализуются программы по развитию креативных навыков. Какое место в этом глобальном образовательном процессе занимает разработанный курс «Креативные технологии» и как он согласуется с общей стратегией развития Университета ИТМО?  

Университет ИТМО позиционирует себя как неклассический вуз и является одним из передовых научно-исследовательских образовательных центров. С этой точки зрения появление в нем такой дисциплины, как «Креативные технологии» – вещь вполне закономерная. Новый образовательный модуль полностью соответствует формируемому образу Университета ИТМО как среды для развития креативного потенциала и генерации междисциплинарных инновационных идей, как вуза, притягивающего и воспитывающего нестандартно мыслящих личностей, способных быстро реагировать на изменения мира. Поэтому, приступая к формированию «Креативных технологий», одной из целей, которую мы ставили перед собой, была установка на создание мощной творческой базы и активно ресурса творчески мыслящих профессионалов. Креативность становится одним из главных требований, предъявляемых к сегодняшним выпускникам вузов, поэтому творческая составляющая является, на наш взгляд, одним из основных элементов в образовании XXI века. Университет ИТМО – в числе первых российских вузов, которые среагировали на этот тренд. Так, он включил его в стратегию своего развития, в частности, запустив общеуниверситетский модуль «Креативные технологии».

Что касается опыта других университетов, мы провели серьезный маркетинговый анализ, исследуя различные методики, техники, принципы развития креативного потенциала и интегрировали наиболее эффективные из них с отечественными разработками, такими как ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) и практиками актерского мастерства, в которых раскрепощение мышления выступает важнейшим этапом на пути создания глубокого убедительного образа. В итоге получился уникальный курс, близкий российскому менталитету с его смекалкой и изначальной направленностью на нестандартные решения, но в то же время актуальный для зарубежных вузов.

 Центр статистики и анализа данных MIT. Источник: stat.mit.edu
Центр статистики и анализа данных MIT. Источник: stat.mit.edu

В чем именно выражается специфика модуля «Креативные технологии»?

Его программа отличается от других и по своей форме, и по содержанию. Дело в том, что зарубежные вузы, такие как Massachusetts Institute of Technology, Dyson School of Design Engineering, Creativity Stanford University, INSEEC и другие, опыт которых мы изучали, ориентированы на один или несколько близких сегментов учащихся. В этих университетах креативные технологии изучают студенты ограниченного числа образовательных направлений, например, будущие специалисты в области мультимедиа, бизнеса, дизайна или социокультурных проектов, поэтому программы составляются с учетом достаточно конкретного пользовательского профиля. Университет ИТМО готовит специалистов по более широкому спектру направлений, и мы учли это при составлении нового образовательного модуля, сделав упор на комбинаторику идей, междисциплинарность и командную работу.

Кроме того, курсы, обучающие креативным технологиям, существуют и в некоторых отечественных вузах, например, в СПбГУ и СПбГУПТД, где они представлены в качестве элективных курсов. Помимо них сегодня на образовательном рынке есть и альтернативные версии. Например, в 2017 году Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» и «Федеральный институт развития образования» инициировали стратегическую сессию «Учить учиться: ответ на вызовы XXI века», в рамках которой рассматривались навыки саморегуляции, саморазвития, схематизации, управления вниманием, умения обучаться.

Для наглядности мы составили графическую схему, на которой хорошо видны основные направления, в которых двигаются отечественные и зарубежные практики по развитию креативных способностей, а также методология, на которую они опираются.

Основные направления практик по развитию креативных способностей
Основные направления практик по развитию креативных способностей

В отличие от других программ наш курс основан на системном подходе, но при этом имеет гибкую структуру: есть генеральная линия, двигаясь по которой студенты постепенно снимают психологические зажимы, мешающие нестандартно мыслить, обретают веру в собственные творческие возможности, осваивают инструменты их стимулирования и применения на практике, а также получают опыт командной творческой работы. Рандомный принцип объединения в команды дает возможность взаимодействия студентам совершенно разных направлений, подталкивая к междисциплинарной генерации идей и креативной коллаборации. В этом смысле модуль «Креативные технологии» взаимосвязан с другим общеуниверситетским модулем Soft Skills. В отечественных и зарубежных вузах такой практики на нынешний момент не существует. Это колоссальный опыт индивидуально творческой и групповой работы, на который сегодня есть реальный запрос. Поэтому данный навык может применяться независимо от того, в какой области будет реализовываться профессиональная деятельность выпускников.

В чем заключается уникальна методология программы?

При создании дисциплины мы исходили из того, что все студенты, имеют изначально разный креативный опыт. Он формируется в результате влияния многих факторов: индивидуальных особенностей, среды, в которой формировалась личность, хобби, увлечений и так далее. Плюс к этому значительную роль играет самооценка, поскольку нередко мы слышим такую фразу: «Я не креативный человек, у меня не получится». Это еще один стереотип, который мешает творческой самореализации: неверие в собственные возможности или убежденность в том, что креативность нужна только в определенных сферах, не связанных с точными науками. Тем не менее, невозможно создать новую технологию, сделать открытие или изобретение, решить сложную профессиональную проблему, если мыслить шаблонами и клише.  Поэтому на первом этапе очень важно, чтобы каждый участник курса осознал силу творчества и обрел «мужество творить» (очень удачный термин и одновременно название книги известного американского психолога Ролло Мэя). Именно эту задачу мы ставим в начале модуля в блоке «Личная креативность». Данный блок сфокусирован на практиках, позволяющих сделать процесс мышления более гибким и эффективным.

 Источник: funon.cc
Источник: funon.cc

Параллельно студенты получают знания о том, по каким законам работает наш разум и интуиция, как научиться понимать самих себя и «настраиваться» на творческое восприятие. Для этого в курсе «Креативные технологии» впервые совместно применяются две области – психология и сценическое искусство. Через психологию творчества студенты знакомятся с различными теориями креативности, а школа актерского мастерства и ее методы позволяют ощутить принципы работы этих теорий на практике.

Практические упражнения подобраны таким образом, чтобы их могли выполнять все студенты вне зависимости от направления обучения, а предусмотренный онлайн-формат позволяет делать это в комфортной для каждого обстановке. Оба модуля ведут профессиональные тренеры-психологи и преподаватели театральных вузов.

Помимо этого новшества, мы применяем и другие. Так, метод схематизации (интеллектуальные карты или майнд-мэппинг) наши студенты использует уже не только для визуализации имеющейся информации, но и как технологию для поиска нестандартных решений.  

Mind map по тайм-менеджменту. Источник: studlance.ru
Mind map по тайм-менеджменту. Источник: studlance.ru

Еще одним нововведением, которое удачно прошло апробацию в дизайн-практике, стало рассмотрение прототипирования как способа мышления с помощью материала. Сегодня крайне востребованы средства, помогающие увеличить скорость нахождения решений, и это как раз один из таких эффективных инструментов.

Также технология прогнозирования из многовариантного проектирования развилась в нашей дисциплине в самостоятельную методику генерации идей. Фокус в данном случае направлен на один из самых интересных аспектов прогнозирования – фактор времени. Однако в самом прогнозировании заложены новые методы (в том числе методы игрового характера и групповой коммуникации, например, хорошо всем известный мозговой штурм), направленные на то, чтобы прогноз для разных задач был адекватен.

В целом все применяемые в курсе методики направлены на генерацию многовариантности решений и работу с разными типами интеллекта: визуально-пространственным, логико-математическим, эмоциональным и другими.

Как связаны между собой креативные технологии и креативное мышление?

Креативные технологии – это инструменты, которые использует творчески мыслящая личность, и в то же время это достаточно мощные рычаги, грамотное использование которых позволяет активизировать творческую направленность мыслительного процесса.

Сегодня существует запрос на формирование инновационной экономической и социальной моделей. Движение в этом направлении нивелирует традиционно существовавший барьер между «технарями» и «гуманитариями». Развитие науки, искусства, технологий всегда происходит благодаря рождению новых идей, с этой точки зрения ученый, изобретатель, художник – творцы в равной мере. Предлагаемый курс интересен тем, что он направлен на проявление прагматического характера творческого потенциала – соединение воображения, интуиции с их практическим применением. 

Создание инновационной экономической, социальной, образовательной моделей требует прежде всего формирование нового мышления, отличительной чертой которого является его творческая и проблемная направленность. Именно такое мышление мы стремимся развивать на курсе «Креативные технологии», поскольку его главная цель – формирование нового типа профессиональной личности. Мы стараемся выпускать студентов не с готовым набором эффективным методик, а с готовностью принимать вызовы современности и достойно на них отвечать. Кстати, одним из таких вызовов является необходимость многовариативной генерации идей с использованием нелинейных подходов, отличных от алгоритмов машин. Новая дисциплина и об этом тоже.

Наталья Быстрянцева
Наталья Быстрянцева

В какой форме реализуется образовательный модуль «Креативные технологии»?

Обучение проходит в формате видеолекций, практических онлайн-заданий, в том числе тестов, и контактных консультаций. Помимо видеороликов, в каждом разделе студентам предлагается текстовый материал, который дает более детальную информацию по изучаемой теме и помогает успешно сдать промежуточный тест.

Курс сформирован таким образом, что каждую неделю слушатели знакомятся с новым информационным блоком и получают возможность выполнять упражнения на практическое закрепление материала. Также каждый студент может получить очную консультацию, посвященную изучаемой тематике.

Заключительный этап модуля включает активную командную работу в малых группах по подготовке кейса, в котором студенты пробуют свои силы в совместном креативном решении той или иной проблемы. Так, в этом году слушателям курса были предложены на выбор 85 тем кейсов (один кейс для команды из пяти человек), среди которых были такие топики, как «Трансформация городских объектов с целью улучшения доступности среды», «Интерактивность в образовании как средство устойчивого развития», «Систематизация данных о городе с учетом активности его жителей», 2Роботизация для улучшения экологической ситуации». Темы подбирались таким образом, чтобы они отражали актуальные социальные, экологические, урбанистические, технологические проблемы, давали возможность применения знаний из разных направлений, существующих в Университете ИТМО, и могли разрабатываться с применением основных технологических трендов.

Елена Лекус
Елена Лекус

Важной особенностью совместной работы студентов над темами кейсов является анализ социального запроса на создание и применение технологий. Это ключевой момент, который позволяет преодолеть разрыв между разрабатываемыми решениями и возможностью их интеграции в реальную жизнь.

В финале программы кураторы проводят открытое голосование за лучшие итоговые проекты.

Какие компетенции приобретают студенты после окончания модуля?

Слушатели курса получают три вида компетенций. Во-первых, социально-личностные и общекультурные. Это та область знаний, которая отвечает за формирование мировоззрения и ценностей, умение осуществлять межкультурные коммуникации и работать с большими объемами информации. Во-вторых, гибкие навыки (soft skills), обеспечивающие возможность разрабатывать, реализовывать проекты и управлять ими, создавать междисциплинарные команды и эффективно в них взаимодействовать. В-третьих, это общепрофессиональные компетенции, характеризующие научную деятельность и вклад в общую научную картину мира, а также управление и многоуровневую оценку эффективности решений.

Илья Смилга
Илья Смилга

Сейчас по прошествии полугода с момента запуска «Креативных технологий» вы уже можете подвести промежуточные итоги: насколько эффективен курс, что хотелось бы развить или изменить?

Пилотный проект «Креативных технологий» стал интересным и полезным опытом для большинства студентов и, конечно же, для нас – его разработчиков. Благодаря обратной связи, полученной от студентов в виде опроса, итоговых кейсов, проявляемой активности во время прохождения курса, мы вынесли много важных уроков, которые, безусловно, помогут в развитии дисциплины и создании ее самостоятельных версий – международной и бакалаврской. Их мы планируем запустить с нового учебного года.  

При подведении итогов мы отталкивались от тех методических задач, которые закладывали в модуль. Их было три: первая – групповая креативность, к которой студенты приходят через развитие личностных творческих качеств; вторая – интердисциплинарное взаимодействие; третья – многообразие идей по решению проблематик. В целом, эти задачи были реализованы.

Тем не менее, мы понимаем, что дисциплине есть куда развиваться, поскольку уже в процессе работы модуля стали очевидны некоторые трудности, которые не были видны в самом начале.

В нашей стране онлайн-форма обучения появилась значительно позже, чем в зарубежных вузах, российские университеты только с недавнего времени начали интегрировать ее в образовательную систему. Изучение дисциплин в таком формате предполагает достаточно высокую степень мотивации студентов к учебе, их способность к самоорганизации и самодисциплине. И здесь многое зависит от личных качеств самих студентов. Мы же, в свою очередь, должны формировать новую педагогическую культуру, коммуникативную среду для адекватного восприятия онлайн-формата образования со стороны обучающихся.  Мы очень хорошо прочувствовали это на примере курса «Креативные технологии» и сейчас, работая над улучшением его в следующем году, а также над бакалаврской и международной версиями, учитываем полученный опыт.

Какой результат вы ожидаете от реализации модуля «Креативные технологии»?

Мы рассчитываем, что навыки, приобретенные во время прохождения курса, студенты смогут применять в подготовке выпускных квалификационных работах, выбирая и осваивая «смелые», прорывные, по-настоящему значимые для общества темы, которые станут хорошим стартом в их профессиональную жизнь и весомым вкладом в личное портфолио. Ведь креативный опыт – незаменимая вещь в исследовательских проектах и разработках с прикладным уклоном.

К «Креативным технологиям» уже сейчас проявляют интерес другие вузы. Формат онлайн, универсальный характер программы и ее английская версия позволяют сделать этот модуль общедоступным. Мы рассчитываем серьезно расширить сферу влияния образовательной стратегии в области развития творческих способностей и тем самым поспособствовать тому, чтобы Университет ИТМО имел статус не только «неклассического», но и «креативного» университета.

Архив по годам:
Пресс-служба