«Открытые инновации»: каким должно быть эффективное образование в цифровую эпоху

Каким должно стать образование в цифровую эпоху, чтобы удовлетворять спрос на постоянное обновление компетенций? Какие формы подготовки молодых специалистов можно считать наиболее эффективными? И какие вызовы стоят перед современными технологическими вузами? О том, как обеспечить открытость университетской среды, гибкость и мобильность образовательных программ, говорили на форуме «Открытые инновации», который накануне открылся в Технопарке «Сколково». Одним из участников дискуссии, посвященной работе современных университетов и их взаимодействию с бизнесом, выступил ректор Университета ИТМО Владимир Васильев. 

«Открытые инновации»-2018

Главной темой первого дня VII Международного Форума инновационного развития «Открытые инновации» стали современные формы образования и новые стратегии подготовки кадров. 15 октября профессора ведущих мировых вузов, представители международного бизнеса и власти обсудили модели эффективного обучения специалистов в условиях современного быстро меняющегося рынка.

Одним  из ключевых событий первого дня стала дискуссия «Образование 4.0. Создание оптимальных условий для перехода из университета в бизнес». Ее участниками стали ректор Университета ИТМО Владимир Васильев, ректор Технического университета Ильменау Питер Шарф, профессор Университета Лёвена Степан Ломов, заместитель председателя правления УК РОСНАНО Юрий Удальцов, директор по взаимодействию с вузами Mail.Ru Group Сергей Марданов, вице-президент Siemens Мартин Гитсельс и другие.

Александр Повалко
Александр Повалко

Как подчеркнул, открывая дискуссию, генеральный директор РВК Александр Повалко, задача инновационного развития экономики тесно связана с подготовкой кадров, которые отвечают современным запросам бизнеса на глобальном рынке. При этом речь идет не только о новых знаниях, но и о развитии проектных компетенций и формировании готовности к профессиональной деятельности в условиях неопределенности. Все это, в свою очередь, требует перестройки подходов к образованию. Но какими должны быть эти подходы? И как создать условия, благодаря которым бизнес будет работать вместе с университетами ради достижения единой цели?

Взгляд бизнеса: что ждет от вузов индустрия?

По словам вице-президента Siemens Мартина Гитсельса, который рассказал о международном опыте взаимодействия компаний с вузами, сегодня глобальная роль университетов — обеспечить трансфер знаний от одного поколения к другому, и в большей степени эта задача ложится именно на технические вузы. Индустрия, в свою очередь, заинтересована в специалистах, которые обладают хорошей технической базой. Но при этом один из глобальных запросов высокотехнологичных компаний связан с тем, насколько специалист готов учиться после окончания вуза.    

Мартин Гитсельс
Мартин Гитсельс

«Технологии меняются очень быстро. И университет не может научить человека всему, что пригодится ему для жизни. И в этой связи наша задача вместе с вузами — научить специалиста постоянно совершенствовать свои навыки и искать новые сферы для их применения и развития. Тот же Стив Джобс — очень известный пример того, как человек умел смотреть шире и искать вокруг себя такие возможности и инструменты, которые в итоге помогли ему создать нечто совершенно новое», — сказал Мартин Гитсельс.

Вице-президент Siemens также добавил, что компания имеет успешный опыт взаимодействия с лучшими вузами и внедрением инноваций, которые зарождаются на базе университетов. Успех этой модели сотрудничества основан на проектной работе и подключении индустриальных партнеров на ранней стадии реализации таких проектов.

О российском опыте взаимодействия высокотехнологичных компаний с вузами в рамках пленарной сессии рассказал Сергей Марданов, директор по взаимодействию с вузами Mail.Ru Group. По словам эксперта, видя основную ценность в сотрудниках, компания уже более семи лет назад наладила взаимодействие с университетами, в том числе с Университетом ИТМО. В результате этого взаимодействия сегодня Mail.Ru Group принимает более 3000 человек на курсы компании в семи университетах страны. Однако, даже несмотря на это, до сих пор есть проблемы, которые мешают плодотворному взаимодействию.

Сергей Марданов
Сергей Марданов

«В основном они связаны с юридическими моментами — например, это и вопросы аренды, и долгое согласование договоренностей и соглашений с вузами. Разумеется, если этот процесс затягивается надолго, мы попросту вынуждены найти партнера, с которым наладить взаимодействие будет проще. Однако, по большому счету, все эти вопросы решаемы. Главное — это доверие между вузом и компанией. Если его удается достичь — возможно реализовать любую историю. И надо отметить, сегодня сделать это становится проще: мы чувствуем заинтересованность со стороны вузов, которые видят нехватку практических знаний и понимают, что могут получить их от нас», — отметил Сергей Марданов.

Взгляд университетов: как синхронизировать стратегию развития университетов и бизнеса?

Основной путь эффективного взаимодействия университетов и бизнеса синхронизация скорости их изменений, подчеркнул ректор Университета ИТМО Владимир Васильев.

«В сфере информационных технологий скорости колоссальные: год-два и платформа меняется. Бизнес работает в условиях быстро меняющихся технологий. Должны учитывать это и вузы: только те университеты, которые выстраивают свои стратегии в горизонте 2025-2027 года и понимают, что они будут учитывать скорость этих изменений, получат тот результат, который удовлетворит выпускников и потенциальных работодателей. Поэтому нам необходимо стыковать скорость изменений и реакции на них: стратегии развития бизнеса и университетов должны быть соизмеримы», — отметил он.

Владимир Васильев
Владимир Васильев

Владимир Васильев также отметил, что сегодня особую роль приобретает выбор самого студента и его персональная траектория развития. В связи с этой тенденцией свои стратегии пересматривают такие ведущие вузы, как MIT и Наньянский технологический университет в Сингапуре.

В Университете ИТМО был разработан «Код ИТМО», в который, помимо фундаментальности в привычном понимании, входят такие составляющие, как цифровая культура, дизайн-мышление, развитие предпринимательской культуры, а также формирование профессиональных навыков и надпредметных компетенций, сказал ректор Университета ИТМО. Он подчеркнул, что ключевым фактором взаимодействия вуза с индустриальными партнерами является готовность разделять это видение и включаться в формирование профессиональных навыков на уровне магистратуры.

Дискуссия о современном образовании
Дискуссия о современном образовании

По словам ректора Технического университета Ильменау Питера Шарфа, результатом взаимодействия университетов и индустрии должна в том числе являться эффективная работа над глобальными вызовами, которые сегодня стоят перед человечеством. О социальной ответственности в этом аспекте говорил и профессор Лёвенского католического университета (университет занимает 47 место в рейтинге THE 2018 года и 81 — в рейтинге QS 2019 года) Степан Ломов. В завершение беседы эксперт вывел собственный рецепт развития инноваций: 50% фундаментального образования, которое обеспечивает гибкость навыков, 20% специализированного образования, обеспечивающего текущие запросы и 30%, которые составляют проектную деятельность, обеспечивающую связь с промышленностью.

VII Международный Форум инновационного развития «Открытые инновации» проходит 15 по 17 октября 2018 года в Технопарке «Сколково». По данным организаторов, мероприятие собрало на своей площадке участников и гостей из более чем 90 стран. В этом году тема Форума — «Источники цифрового прорыва». В рамках деловой программы будут обсуждаться развитие государственных программ поддержки инноваций, вовлечение в международное инновационно-акселерационное сообщество, стимулирование и укрепление инновационной деятельности, возможности для коммерциализации идей и другие актуальные вопросы развития технологий в России и мире.

Редакция новостного портала
Персоны
Архив по годам:
Пресс-служба