Программы менторства — частая внутриуниверситетская практика как за рубежом, так и в России. Такие программы подразумевают возможность выпускникам вузов становиться менторами и делиться своим профессиональным опытом со студентами, которые, в свою очередь, получают возможность найти специалиста в интересующей их области. С менторами студенты проводят разовые и комплексные консультации, двигаясь к намеченной цели, будь то поступление в магистратуру, прохождение собеседования в компанию мечты или запуск собственного бизнеса.

Идея менторского проекта Фонда «Рекурсия» принадлежит группе выпускников МГУ. Круг полезных знакомств традиционно является одним из важнейших приобретений выпускника большого университета, поэтому основатель менторского проекта и Фонда «Рекурсия» Елена Боровая решила придать сотрудничеству между старшими и младшими коллегами удобную форму единой площадки.

Благотворительный фонд «Рекурсия». Источник: telecomideas.com
Благотворительный фонд «Рекурсия». Источник: telecomideas.com

Менторский проект Фонда «Рекурсия» — это менторский клуб профессионалов, сообщество инициативных студентов и единая online-площадка, где начинается взаимодействие между наставником и студентом. По мнению кураторов «Рекурсии», своевременный совет или консультация опытного ментора могут стать первым этапом большого карьерного пути для начинающего специалиста. Выпускники, готовые выступать в роли менторов, делятся своим опытом и знаниями на волонтерских началах. Позднее студенты защищают дипломы, сами становятся выпускниками и начинают поддерживать новые поколения студентов — именно эта система и дала название Фонду «Рекурсия». 

«Выпускники это важная часть сообщества университета, они обладают реальным практическим опытом и могут поделиться им со студентами, дать полезные советы и рекомендации. Осенью прошлого года мы задумались о запуске программы менторства. Довольно часто такие программы бывают внутренними для университетов, однако мы решили присоединиться к менторскому проекту Благотворительного фонда «Рекурсия». Основной причиной стало то, что этот проект объединяет выпускников и студентов ведущих российских университетов, таких как МГУ, СПбГУ, ВШЭ, МФТИ, РАНХИГС, обладающих компетенциями в различных сферах. Таким образом выпускник университета ИТМО, компетентный, к примеру, в вопросах программирования, может стать прекрасным ментором для студента журфака МГУ, и наоборот. Таким образом, мы расширяем возможности студентов найти ментора среди выпускников других вузов, и это очень хороший пример продуктивного сотрудничества между студентами и выпускниками российских вузов», — прокомментировала директор Центра взаимодействия с выпускниками Университета ИТМО Алия Сахариева.

Алия Сахариева
Алия Сахариева

Участвуя в этом проекте, каждый университет вносит вклад в строительство профессионального сообщества молодых людей. Экспертиза участников проекта — максимально широкая, представлены эксперты как классических технических и гуманитарных специальностей, так и самых современных узких направлений — от спортивной экономики до детской психологии. Большую часть составляют предприниматели и специалисты, так или иначе связанные с бизнесом. В числе лидеров и IT-специалисты. За помощью к менторам обращаются студенты из разных университетов, начиная от МГУ, СПБГУ, МГТУ им. Баумана, НИУ ВШЭ до специальных институтов и небольших региональных университетов, рассказывают кураторы проекта.

«Мы знаем, что ментор может быть полезен, потому что на старших курсах студенты задаются вопросами о том, какое направление выбрать в будущем, как пройти собеседование, продолжить обучение или начать работать, и другое. Не всегда ответ находится внутри университета, в таком случае на помощь приходит ментор, который может помочь студенту решить вопрос, используя свой профессиональный опыт. Ментор может ответить на важный для студента вопрос один раз или работать со студентом в долгосрочной перспективе. Ментора мы рассматриваем как компетентного профессионала, источник полезных связей, а также психолога, который помогает студенту избавиться от страхов и нерешительности. Кроме того, поиск наставника это еще и увлекательное занятие», — прокомментировала менеджер Центра карьеры Университета ИТМО Евгения Глоба.

Евгения Глоба
Евгения Глоба

Стать участником проекта (менти) может студент любого уровня и направления обучения в возрасте до 25 лет на безвозмездной основе. Для того, чтобы выбрать наставника, студенту необходимо зайти на сайт проекта (также вся информация о проекте доступна в Центре карьеры Университета ИТМО), указать сферу интересов, место обучения и просмотреть кандидатов в менторы, отфильтрованных по заданным параметрам.

Перед выбором наставника студенту необходимо определиться с приоритетной задачей: если студент планирует продолжить обучение, то ментором может стать представитель академической среды — молодой ученый или профессор из того университета, куда хочет поступить студент. Если же учащийся планирует открыть собственный бизнес, то на помощь придет успешный предприниматель. По словам сотрудников Центра карьеры Университета ИТМО, сегодня среди студентов популярно желание найти первую работу в другой стране и тогда, выбирая себе наставника, студент может выбрать человека, который уже прошел подобный путь и может помочь закрепиться в той или иной стране.

«Чаще всего студенты хотят развиваться в сторону создания собственных проектов, поэтому ищут менторов с экспертизой «управление проектами». К нам приходят ребята с самыми разнообразными идеями. Кого-то интересует экология, кого-то образование и мода, кто-то мечтает открыть сеть общественного питания. Бывает так, что приходят студенты или молодые выпускники с уже имеющимися проектами. Эти студенты обычно гораздо более мотивированы и знают точно, чего хотят. Менторам, как правило, интереснее работать с такими ребятами. Однако и тем, кто еще совсем не понимает, чем ему может помочь ментор, но очень хочет принять участие в работе с экспертами, мы помогаем сформулировать задачи и стараемся обеспечить возможность пообщаться с профессионалом своего дела. На втором месте по популярности IT-сфера, набирающая огромную популярность среди студентов и выпускников. В этой области поступают самые разнообразные вопросы: начиная от «я хочу освоить программирование, с чего мне начать?» и заканчивая «IT-сопровождением бизнеса», — комментирует основатель менторского проекта и Фонда «Рекурсия» Елена Боровая.

Формат сотрудничества между студентом и ментором выбирают сами участники процесса. Во время консультаций ментор и студент вырабатывают индивидуальный план, которого придерживаются на протяжении всего взаимодействия. Также проект предусматривает наличие сроков и результата совместной работы. Студентам (менти) следует помнить о своей ответственности и о том, что ментор оказывает экспертную поддержку, может давать свои рекомендации, но действует и принимает решения сам студент.

Чтобы стать ментором, выпускникам достаточно заполнить анкету, указав формат работы и критерии желаемого студента, а также очертить круг вопросов, по которым они смогут оказать экспертизу. После того, как все данные будут заполнены и заявка отправлена, с потенциальным наставником связываются кураторы проекта для верификации личности. Стать ментором может только выпускник вуза, однако возрастных ограничений для наставника нет.

Все вопросы о программе можно направить на адрес Центра взаимодействия с выпускниками alumni@ifmo.ru или Центра карьеры Университета ИТМО careers@ifmo.ru.