Как российские MOOC-платформы конкурируют с мировыми гигантами онлайн-образования, выяснили в Courseburg

Могут ли российские платформы онлайн-образования тягаться с мировыми конкурентами? Сколько пользователей уходит с мировых онлайн-платформ? И почему в России до сих пор довольно низок уровень вовлеченности пользователей в онлайн-образование? Эти и другие вопросы проанализировали аналитики образовательной платформы Courseburg. Компания выпустила новое исследование, посвященное обучению на международных и российских MOOC-платформах. Специалисты представили анализ по пяти крупнейшим онлайн-платформам с учетом данных по каждой из них, полученных за последние три года.

Онлайн-образование. Источник: shutterstock.com

Термин MOOC (massive open online course — массовый открытый онлайн-курс) появился в 2008 году. Однако первые учебные материалы от Массачусетского технологического университета появились в онлайн-доступе еще в 2001 году. Инициатива образовательного гиганта была быстро поддержана другими учреждениями, в результате чего сформировалась концепция получения онлайн-образования. Решающую роль в популярности онлайн-курсов сыграли ведущие мировые университеты, сделавшие ставку на доступное образование для всех. В настоящее время в каждой стране мира существуют свои образовательные онлайн-платформы.

Главный вопрос, который поднимают специалисты Courseburg, — как много людей на сегодняшний день готовы обучаться или уже обучаются онлайн? В исследовании аналитики сравнили топ-5 мировых сайтов с МООC. В анализе участвовали крупнейшие международные и российские онлайн-платформы: «Coursera», «EdX», «Открытое образование», «Универсариум» и «Лекториум».

«Такое исследование мы делаем впервые. Нашей идеей было проанализировать слабые места крупнейших образовательных платформ и выработать рекомендации, как им стать полезнее и востребованнее у обучающихся, — комментирует Александр Альхов, основатель платформы Courseburg. — Судя по нашим опросам, далеко не все студенты знают об этих онлайн платформах, респонденты в основном называли Coursera, некоторые знают про национальную платформу открытого образования, также ряд студентов, занимающихся программированием, указывали Stepik. Но последняя платформа не вошла в исследование, так как обладает немного другой моделью это в большей степени конструктор образовательных курсов, при этом довольно специализированный. Нашей же задачей было рассмотреть именно образовательные платформы для массового обучения».

Александр Альхов
Александр Альхов

Специалисты проанализировали данные по каждой из платформ за последние три года (в период с сентября 2014 года по август 2017 года), в том числе учитывая их индивидуальные характеристики, а также представили сравнительный анализ платформ по нескольким показателям – по статистике посещаемости, проценту отказов пользователей, количеству просматриваемых ими страниц и ряду других.

Данные для исследования были получены от сервиса SimilarWeb, обеспечивающего анализ рынков и конкурентной онлайн-среды. Сервис позволяет разделять источники трафика на шесть типов: прямой, с поиска, реферальный, с подписок и рассылок, социальный и мультимедийный. Это позволяет оценить потенциал сайта со всех его сторон.

Общие данные по источникам трафика аналитики объединили по следующим пунктам: статистика посещаемости, распределение трафика, среднее время пользователей с разных видов трафика на сайте, отказы пользователей, количество просмотренных ими страниц и сезонность. Эти данные позволили узнать, откуда на каждую платформу приходят студенты и как платформы взаимодействуют с ними. Кроме того, на основе численных показателей авторы исследования определили слабые места каждой из платформ и предложили рекомендации по привлечению и удержанию аудитории.

Число пользователей платформ

По официальным данным, суммарное количество посещений со всех платформ в период с сентября 2014 года по август 2017 составило 60,7 миллионов пользователей. Как выяснили аналитики Courseburg, пиковые периоды посещения приходятся на начало учебных семестров и четвертей. Более половины всего трафика приходится на «Coursera».

«Как показывает практика, поддержка университетов мирового масштаба является одним из факторов, благодаря которому пользователи более охотно обучаются онлайн. Возможно, поэтому Coursera на настоящий момент является мировым лидером — она сотрудничает со 149 университетами мира», — отмечают исследователи.

Российская платформа «Открытое образование» отстает от лидера в три раза. Однако, учитывая, что она была запущена позже, чем остальные (в 2015 году), второе место уже может свидетельствовать о достаточно эффективной динамике развития.

Как долго пользователи остаются на платформе?

Еще один показатель, которые проанализировали аналитики, — средняя продолжительность визита. Он показывает заинтересованность пользователей, кроме того, по нему можно судить о сложности поиска информации на платформе и удобстве интерфейса. По этому показателю лидер также остался неизменным — в среднем пользователи проводят на платформе Coursera чуть более десяти минут.

Российские платформы отстают от лидера, но ненамного. Как Universarium, так и «Открытому образованию» удалось существенно сократить разрыв. Платформы показывают неплохую статистику по продолжительности посещения — 8:10 и 7:32 мин, соответственно.

Почему пользователи уходят с платформы?

Разобраться с причинами оттока пользователей с платформы может помочь показатель отказов. Под отказами авторы исследования понимают соотношение количества посетителей сайта, которые покинули сайт со страницы входа или не просмотрели больше одной страницы.

По результатам исследования аналитики определили, что больше всего отказов у Lektorium.tv и Edx.org — почти половина пользователей (49,23% и 46,68% соответственно) уходят с первой страницы просмотра. Меньше всего отказов у Coursera, где более 60% пользователей остаются на сайте. Самыми конкурентоспособными российскими платформами по этому показателю исследователи признали Openedu.ru и Universarium.org. Среди причин, по которым пользователи чаще всего уходят со страницы — непонятная информация, сложность интерфейса, отсутствие категоризации в каталоге, отсутствие нужных пользователю курсов.

«Категоризация курсов — эффективный и удобный способ сортировки курсов. Он нужен как поисковым системам, так и пользователям для качественного взаимодействия с платформами. Но большинство платформ пока что только видит проблему, но не решает ее. Категоризация помогает пользователю ориентироваться по сайту, чтобы как можно быстрее найти желаемый продукт или услугу. Онлайн-платформы, которые предлагают пользователям неструктурированные курсы, рискуют потерять большую часть своего трафика еще на первых секундах», — комментируют авторы исследования.

Оценивая количество уникальных посетителей платформ, аналитики приходят к наличию обратной зависимости: чем меньше у платформы отказов, тем больше новых ежемесячных посетителей. Это можно увидеть на примере Coursera, куда ежемесячно заходит более 160 тысяч человек, и Edx, куда приходят только 40 тысяч пользователей. Openedu.ru и Universarium.org и здесь стабильно находятся на втором и третьем месте.

Сравнительный анализ: сильные и слабые стороны платформ

Сравнительный анализ сайтов показал, что у каждой платформы есть достоинства, которые при правильном использовании обеспечат прирост новых пользователей. В их число входят как сложные программы обучения, выделенные в специализированный курс, информационные статьи экспертов в еженедельной рассылке, так и более удобный интерфейс и ряд других факторов. Явных лидеров по юзабили сайтов в российских платформах аналитики не выделяют. На международном уровне они, в свою очередь, отмечают удобство в использовании платформ Coursera и Edx.

Платформа edX
Платформа edX

Как платформы поддерживают свою популярность и привлекают новых пользователей? В исследовании представлен сравнительный анализ платформ по методам привлечения трафика.

Как и чем платформы привлекают студентов?

Среди показателей стабильного интереса аудитории исследователи выделяют большой процент прямых переходов. Явного лидера по всем показателям здесь не наблюдается. Однако аналитики выделяют российские платформы Universarium и «Открытое образование».

«У Universarium процент прямых заходов выше, чем у остальных платформ. Это говорит о хорошей узнаваемости платформы. Платформа Openedu.ru значительно отстает от конкурентов с самым низким показателем в 26%, по проценту трафика прямых заходов. Но также она является лидером с самым маленьким процентом отказа (31,68%). Это говорит о том, что всем платформам необходимо повышать узнаваемость среди целевой аудитории, которая включает студентов, абитуриентов, школьников и их родителей. Это гарантированно увеличит приток трафика на сайты», — отмечается в исследовании.

Кроме того, специалисты Courseburg рекомендуют платформам расширять аудиторию и набирать популярность в том числе через офлайн-активности, а также взаимодействовать с инфопартнерами в целях повышения узнаваемости бренда.

По трафику с почтовых переходов и по времени визита посетителей с почтовой рассылки, напротив, лидирует Openedu.ru (14,37%). Остальные платформы в данном виде трафика, напротив, не преуспели, что показывает необходимость сегментировать аудиторию и вести регулярную почтовую рассылку с интересным для каждой группы пользователей контентом, заключают аналитики.

Наибольший процент трафика органической выдачи (это список сайтов, который выдает поисковая система при введении какого-либо запроса за исключением рекламного блока) наблюдается у Lektorium. Однако, опять же, учитывая количество отказов и количество времени, которое пользователи проводят на сайте, платформе стоит сконцентрироваться на юзабилити сайта и качественном аудите, чтобы не терять достаточно большое число аудитории, советуют аналитики.

Что касается трафика из социальных сетей, то здесь исследователи наблюдают самую непростую ситуацию: этот показатель имеет самый большой процент отказов для всех платформ. Минимальный процент отказа (55,85%) наблюдается у Coursera, но это в любом случае означает, что больше половины пользователей не просматривают сайт дальше первой страницы и уходят с первых секунд. Что касается российских платформ, наиболее выгодная ситуация здесь у Lektorium — время, которое пользователи проводят на этом сайте, не самое большое, но процент отказов ниже, чем у Universarium и Openedu.ru.

Платформа Courseburg. Источник: courseburg.ru
Платформа Courseburg. Источник: courseburg.ru

«Эти данные говорят о неумении взаимодействовать с аудиториями в социальных сетях. Для каждой платформы следует пересмотреть свои каналы трафика. Возможно, аудитории нужен другой подход или платформам нужны другие социальные сети. Так, например, для удобства пользователей на каждой платформе можно авторизоваться через соцсеть (в основном это Facebook). Но Edx даже при таком заходе запрашивает вашу почту и регион, что не всегда удобно», — делают вывод авторы исследования.

Основные выводы и рекомендации

Платформы МООC в России предоставляют пользователям широкий круг разнообразных курсов как с сертификатами, так и без них, с удобными и качественными программами обучения, также они сотрудничают с крупнейшими университетами страны. Но при этом позиция России в рейтинге использования пользователями онлайн-ресурсов для самообразования гораздо ниже, чем в США или Индии. В России количество пользователей онлайн-курсов составляет всего 4,05% от общего числа интернет-пользователей, говорится в исследовании.

Оценивая численные показатели, его авторы делают вывод, что российские МООC-платформы отстают не только по посещаемости, но и по умению использовать существующие источники трафика, такие как социальные сети или e-mail рассылка.

«Так как база МООC в России подготовлена хорошо, стоит задуматься о привлечении большего числа населения к обучению онлайн. Для этого необходимо стимулировать как работодателей, так и университеты, которые бы обращали внимание на наличие у студента сертификатов по различным дисциплинам. Например, зарубежные платформы Edx и Coursera предлагают пользователям серии курсов (от 2 до 7), объединенных одной темой. Такие программы платны, но позволяют слушателю после прохождения получить сертификаты, которые оценит потенциальный работодатель», — рекомендуют специалисты Courseburg.

Как отмечает Александр Альхов, пока онлайн-платформы уделяют немного внимания работе с вузами. Например, зачастую рассылку о новом курсе, который подготовлен совместно с определенным университетом, не получают даже его студенты и профильные кафедры, которые заинтересованы именно в этой тематике, приводит он пример. Между тем, выстраивание такого рода коммуникации входит в задачи онлайн-платформы, и именно на этом стоит сконцентрировать в перспективе, говорит основатель Courseburg.

Кроме того, исследователи отмечают, что сайтам платформ стоит уделить много внимания увеличению числа курсов, соответствующих популярным запросам. Например, курсам в области IT-технологий.

Помимо этого, все курсы для удобства пользователей должны быть четко структурированы по тематике или областям знаний. При выборе курса или программы обучения пользователю следует предлагать курсы по схожим тематикам или сопутствующим программам.

И наконец, нужно учитывать и юзабилити сайта для удобства пользователей самых разных возрастов. Все это повысит вовлечение пользователей в обучение онлайн.

Ознакомиться с полной версией исследования платформ онлайн-образования можно по ссылке.

CourseBurg — сервис для выбора курсов дополнительного образования по расположению, отзывам и цене. В 2017 году, по данным компании, платформа помогла более 3 000 людям освоить новую профессию или получить дополнительные знания в разных сферах. Сейчас на платформе представлены более 250 курсов на разные тематики, аналитики Courseburg выполняют более десятка профильных исследований, касающихся как общих тенденций рынка онлайн-образования, так и посвященные анализу рынка труда, востребованности профессий, выявлению актуальных требований работодателей по компетенциям работников и многому другому.

Редакция новостного портала
Архив по годам:
Пресс-служба