Как найти работу в сфере SciComm и не только: советы от специалиста HeadHunter

Как найти работу мечты, если ты начинающий специалист, да еще и в области, которая только развивается в России? Какие ошибки делают при поисках работы выпускники вузов? На эти вопросы на мастер-классе в Университете ИТМО ответила Екатерина Скляренко, руководитель отдела маркетинга HeadHunter Северо-Запад. На своем семинаре она сделала акцент на сфере коммуникаций, так как мероприятие проводилось для магистрантов по программе «Научная коммуникация», однако ее советы будут полезны всем, кто ищет работу.

Источник: shutterstock.com

О конкуренции

Конкуренция на профессиональном рынке труда в сфере коммуникаций уже традиционна высокая, то есть может доходить до 20 резюме на одну вакансию. Есть более популярные вакансии, на которые могут откликаться и до 500 соискателей, подчеркнула Екатерина Скляренко. Например, в компаниях, которые у всех на слуху, или где выстраивают хороший HR-бренд. Но не нужно бояться конкуренции, и, если вы понимаете, что соответствуете основным требованиям, необходимо откликаться на вакансию.

Часто специалисты из сферы маркетинга ищут работу в смежных отраслях: искусство, масс-медиа, развлечения и другие. Однако конкуренция и здесь довольно высокая за счет того, что в Петербурге много творческих вузов и факультетов. В результате на рекрутинговых порталах намного больше резюме соискателей, чем предлагаемых вакансий. Поэтому важно создать убедительное резюме, а также тщательно подготовиться к собеседованию, чтобы увеличить свои шансы на трудоустройство.

В маркетинге самая высокая конкуренция среди Event-менеджеров, арт-директоров, копирайтеров, директоров по маркетингу, супервайзеров. На одну вакансию PR-менеджера в Петербурге в конце 2017 года было около шести резюме, что является нормой для рынка труда.

О разнообразии необходимых навыков

«Рынок движется к тому, что специалист в области коммуникаций должен уметь делать все. Традиционных компетенций, которые были востребованы 5-10 лет назад, уже недостаточно», – прокомментировала Екатерина Скляренко.

Екатерина Скляренко
Екатерина Скляренко

На мастер-классе специалист HeadHunter показала, как менялись требования к специалистам в области коммуникаций за последние семь лет. До 2011 года от сотрудников требовалось преимущественно налаживать отношения со СМИ. Затем активно стали появляться дополнительные требования, связанные с опытом работы в SMM и Интернет-маркетинге. В 2013 году в вакансиях все больше требуется опыт работы с блоггерами, а также навыки составления PR-стратегий. Еще через год от хороших специалистов начинают ожидать навыков работы с HTML-разметкой и системами управления сайтами. В кризисный период от специалистов по коммуникациям ждали и по-прежнему ждут умения работать в сжатые сроки и с ограниченным бюджетом. В 2016 году происходит «бум» вакансий в области IT, поэтому менеджеры по коммуникациям должны быть знакомы с последними технологическими разработками. И наконец, в 2017 году работодатели хотят, чтобы специалисты в сфере знали, как работает блокчейн, владели основами SEO, SMM, digital-marketing. Каждый год новые требования наслаиваются на то, что было до этого. Объем работ растет, соответственно, специалисты должны обладать все большими компетенциями.

Несмотря на это, ключевые навыки, которые требуются от специалистов в области коммуникаций, остаются более-менее классическими: знание графических редакторов, работа в команде, ведение переговоров, управление проектами, организация мероприятий. Также по-прежнему требуется профильное образование, грамотная речь, умение работать в режиме многозадачности.

«Нам не кажется, что специалисты в области коммуникаций в перспективе станут невостребованными. Какими бы умными не были машины, клиентоориентированность и работа с людьми еще долго будут в приоритете у компаний. Поэтому в будущем маловероятно, что профессии типа логиста или журналиста тоже умрут», – добавила Екатерина Скляренко. 

 Где искать работу

Искать работу специалистам в области коммуникаций, а тем более в области научной коммуникации, можно в самых разных профессиональных областях. Крутая вакансия может быть размещена и от IT-компании, и от медицинской организации или научного института.

«Как правило, такие вакансии появляются в медицинских учреждениях, имеющих научных институты или высокотехнологичных фармацевтических компаниях. При этом знание отрасли или профильное образование в фармацевтике или медицине требуется примерно в 30% случаев. Но почти везде обязательным является профильное коммуникационное образование по направлению подготовки PR, маркетинг, журналистика, филология. Лишь в нескольких вакансиях в Петербурге говорится об обязанностях, связанных с продвижением или написанием научных статей для российских или зарубежных отраслевых СМИ, подготовка конференций и другое. В основном обязанности связаны с традиционными инструментами маркетинга и PR», – прокомментировала Екатерина Скляренко.

Она привела несколько примеров таких вакансий. Например, здесь в медицинской компании требуется специалист по маркетингу, а тут компания по производству БАДов ищет копирайтера. А вот в этой вакансии от другой фармацевтической компании от претендента как раз требуется знание digital-marketing. Необходимо постоянно отслеживать новые появляющиеся вакансии, для этого можно подписаться на оповещения сервиса.

Стандартные ошибки и проблемы при поиске работы

Сегодня работодатели в основном ищут сотрудников с опытом работы хотя бы один год. Классическая проблема, с которой сталкиваются все выпускники, – отсутствие опыта. Как это отразить в резюме?

«Можно указать университетские проекты, стажировки. Если опыта по специальности нет, то можно указать и непрофильный опыт. Для начинающих специалистов вполне естественно работать летом официантом или продавцом-консультантом. Не нужно этого стесняться. Такой опыт – знак для работодателя, что человек знаком с регламентами большой компании, готов работать в коллективе, принимать правила игры, стремится к финансовой независимости. В таких случаях важно обозначить свою заинтересованность в вакансии в сопроводительном письме. Указать на профильное образование, дополнительные курсы по специальности, готовность учиться», – советует Екатерина Скляренко.

Однако основная сложность у начинающих специалистов в области коммуникации, которую Екатерина отметила после мастер-класса, заключается в том, что студентам трудно определиться, кем они хотят быть и какую вакансию искать.

«Это связано и с желанием попробовать себя в различных направлениях, и с разнообразием предложений в маркетинге. Поэтому самое важное – определить цель поиска и правильно обозначить в резюме позицию, на которую претендуешь. Лучше написать “ассистент отдела маркетинга”, чем “начинающий специалист”.  И желаемая позиция должна быть одна, а не много прописанных должностей, написанных через запятую», – порекомендовала она.

Третья ключевая проблема – это правильное составление резюме. Одна из стратегий ее решить – это посмотреть, как составляют резюме конкуренты, и сделать лучше. Но не все резюме соискателей находятся в открытом доступе баз данных рекрутинговых сайтов. Здесь действует простые правила. Во-первых, опыт необходимо указывать в обратном хронологическом порядке, то есть наверх резюме выводить наиболее свежий, подчеркнула Екатерина Скляренко. Во-вторых, нужно указывать достижения и результаты работа, а не процесс. Это может быть увеличение количества читателей вашего сайта, улучшение отзывов сотрудников или клиентов компании, рост позиции научного института в рейтингах, повышение его международной узнаваемости и подобное.

И, конечно, важно научиться пользовать поиском рейкрутинговых сайтов и правильно классифицировать свое резюме. Нужно размещать его в правильных сферах и подсферах, чтобы целевой работодатель точно вас заметил. Мониторить требования работодателей, заработную плату, которую предлагают компании, чтобы наиболее выигрышно представить себя в резюме. Подробно с аналитическими данными по рынку труда можно ознакомиться на сайте.

Редакция новостного портала
Архив по годам:
Пресс-служба