EdTech наступает: сможет ли искусственный интеллект изменить образование

Почему пользователи неэффективно проходят онлайн-курсы, есть ли на самом деле клиповое мышление и может ли искусственный интеллект кардинально изменить устоявшуюся веками систему образования? Накануне в студии Webinar прошла онлайн-конференция EdTech Space, посвященная новым технологиям в обучении. Участники дискуссии говорили о brain science, искусственном интеллекте и новых подходах в образовании. О том, как при создании образовательного курса учесть когнитивные особенности человека и есть ли шансы у ИИ изменить всю парадигму современной системы образования, заложенную еще 1000 лет назад, – в материале ITMO.NEWS.

Как проектировать обучение, учитывая когнитивные особенности человека

Евгений Буянов, сооснователь и руководитель проектов СЕО 4brain.ru, развивающих soft skills, и научный сотрудник МГУ, кафедры экономики инноваций ЭФ рассказал о когнитивных моделях и когнитивных особенностях работы с онлайн образованием на примере моделей, которые применяются в своих онлайн курсах 4brain. 

Когда человек обучается, у него работают две системы – система 1 и система 2. По Даниелу Канеману, это быстрое и медленное мышление (за это исследование ученый, к слову, получил Нобелевскую премию). Когда человек проходит онлайн курс, он часто делает это поверхностно. Ведь, чтобы освоить информацию, он использует только простые когнитивные способности. Но если ему попадаются сложные задачи, он не хочет включать систему медленного аналитического мышления. Но на самом деле ее тоже необходимо тренировать.

EdTech Space. Источник: edtech.space
EdTech Space. Источник: edtech.space

«В интернете все говорят, что работает клиповое мышление, что люди достаточно быстро воспринимают информацию, но на самом деле не так. Люди воспринимали информацию так всегда – это особенность человеческой психики. Людям не хочется включать систему медленного мышления, если система быстрого справляется. 99% времени мы работаем над системой быстрого мышления, поэтому, когда мы делаем в курсе сложные задачи, которые не решаются очень быстро, у людей возникают трудности. Они вынуждены использовать свои ресурсы, которые они обычно в жизни не используют. Поэтому возникают сложности с образованием и люди могут бросить обучение», – объяснил Евгений Буянов.

Второй когнитивный процесс – так называемые слои чтения и периферическое зрение. На самом деле сегодня люди не читают, они смотрят. Человек открывает текстовый материал, и первое, с чего он начинает усвоение материала, – быстрый просмотр заголовков. Все это позволяет оперативно понять материал. Затем в работу включаются иллюстрации. И только в том случае, если его что-то «зацепит», он начинает подробно изучать предмет.

Существует множество особенностей слоев чтения. Так, при визуальном восприятии человек больше использует периферическое зрение, а не центральное, чтобы уловить суть того, что видит. Есть также несколько правил, которые соблюдаются практически в каждом случае: объекты, расположенные рядом друг с другом, человек подсознательно связывает между собой; цвета оказывают на зрение раздражающее воздействие; при восприятии текста большую роль играет размер шрифта; несмотря на то, что человек быстрее читает длинные строчки, предпочтение он отдает коротким.

Есть еще одна когнитивная особенность, которую можно использовать при проектировании обучения, – когнитивный диссонанс. Эта особенность открыта Леоном Фестингером в 1957 году. Тогда ученый рассказывал, что людям некомфортно сталкиваться с определенным логическим противоречием. Таким образом, если человек уже имеет определенное представление о курсе, а потом получает другую информацию, он пытается для себя ее обосновать. К примеру, пользователь покупает курс, а потом он становится ему неинтересным. Однако после этого у пользователя включается психологический механизм, который позволяет найти в курсе хорошие стороны, даже если ему действительно не все нравится («Я купил курс и не могу быть обманут»).

Леон Фестингер. Источник: syl.ru
Леон Фестингер. Источник: syl.ru

Как работать с когнитивным диссонансом? Из-за этого фактора человек очень неплохо работает с домысливанием, поэтому в образовании можно использовать разные метафоры. Есть даже направление «сократический диалог», когда человек вместо того, чтобы получить информацию извне, сам путем ответов на вопросы доходит до какой-то мысли и начинает ее сознавать, и эти знания оказываются гораздо более ценными для него.

Еще одна особенность – страх. Многие люди боятся онлайн-образования и новых знаний. Регулярно мы замечаем: далеко не все люди выполняют те задания, которые им даются. Например, многим лень, а у некоторых есть ощущение, что они делают что-то не так, боятся показаться глупыми. Бороться со страхом можно с помощью системы систематической десенсибилизации – постепенного вовлечения человека в столкновение с объектами его страха.

Источник: experimental-psychic.ru
Источник: experimental-psychic.ru

«Допустим, у нас есть курс по сторителингу, в котором рассказывают, как нужно рассказывать историю. Для начала надо пройти тест на пять вопросов, который проверит знания ученика. Обычно с этим этапом все справляются. Затем пользователь получает кейс – ему предстоит прочитать несколько вопросов и ответить на них. Заканчивается тест задачей на взаимопроверку: человек что-то пишет, и он получает оценку от других людей, что наиболее страшно для него, потому что это страх социальный», – рассказывает Евгений Буянов.

Закон Паркинсона (система дедлайнов)

Распределение времени на выполнение поставленной задачи вплоть до своего дедлайна – еще один эффективный инструмент. Раньше курсы в основном продавались без ограничения по времени – человек мог проходить купленный курс хоть всю жизнь. Эта система неправильная, объясняет Евгений Буянов, потому что обычно такие курсы забрасывают. Если же в курсе появляются четкие дедлайны, получается интересный эффект. Ученик начинает логичнее распределять свое время, чтобы успеть к дедлайну пройти определенный материал и выполнить задания, выявляющие процент усвоенного.

Закон Паркинсона
Закон Паркинсона

Потребностно-информационная теория эмоций (Павел Васильевич Симонов)

Известно, что эмоции человека влияют на его мотивы. Наша мотивация зависит от нескольких показателей – от наших ожиданий и от наших потребностей. Если ожидания завысили, а потребность, допустим, достаточно серьезна, то, как только ожидания не оправдываются, эмоция становится резко отрицательной – это влияет на мотивацию ученика, и он может забросить обучение. Естественная реакция организма на частые отрицательные эмоции – апатия, люди стараются избежать отрицательных эмоций, поэтому им легче вовсе отказаться от курса. Поэтому не стоит давать пользователям завышенные ожидания в начале, лучше делать так: если потребность высокая, то ученик, продвигаясь в обучении маленькими шажками, лучше работает на самодисциплину.

Закон Йеркса-Додсона

Закон говорит о том, что высокая мотивация может быть даже вредна. Обычно человек хорошо учится, когда у него средняя или даже низкая мотивация. В этом случае он спокойно относится к неудачам, которых в обучении бывает много. В этом случае он гораздо дольше и эффективнее может заниматься. Мы часто видим: люди, которые воодушевлены в начале обучения, иногда на первой же неделе бросают курс.

Кривая забывания и интервальные повторения

Человек забывает полученную информацию постепенно. Это свойство можно выразить, своего рода, кривой забывания. Не забыть нужное помогают интервальные повторения – повтор информации в правильном режиме гарантирует долгосрочный эффект знания.

Таким образом, для создания эффективного курса стоит выстроить правильное расписание, поставить ограничения во времени прохождения блоков (дедлайны), учесть кривую забывания и вовремя дать материал на повторение, использовать задания, которые включают систему медленного мышления, отмечает Евгений Буянов.

Искусственный интеллект в образовании: будет ли компьютер учить человека?

Тарас Загибалов, основатель сервиса SmallStep, рассказал о том, нужен ли искусственный интеллект в образовании и что он может изменить кардинально.

Примерно 1000 лет назад зародилась современная парадигма образования с появлением первых университетов в Европе. Тогда же был заложен подход One-fit-all, когда система направлена на усредненного ученика. Современные электронные средства обучения радикальным образом эту парадигму не меняют. Так, MOOC – это, по сути, просто классные комнаты, переведенные в цифровой формат. Все так же мы изучаем один и тот же контент вне зависимости от того, каковы наши интересы, склонности, способности и наши цели.

Экономика образования

Существует огромное количество сфер в образовании, где искусственный интеллект может очень многое поменять. Самое простое – изменение экономики образования. Если мы создаем инструменты, которые берут на себя значительную степень рутинной работы в подготовке материалов и организации индивидуального процесса обучения, то это сделает всю систему менее затратной.

Ведь если мы подумаем о том, что у нас с самого начала есть индивидуальный трек обучения для каждого человека, то, возможно, и платить за это будут уже другие игроки рынка образования. Сейчас очень часто компании переобучают под себя молодых специалистов. Таким образом, у них есть внутренние курсы переквалификации. Почему бы не отнести эти затраты на тот период, когда человек еще учится и сделать трек обучения, который устроит работодателя?

Интерактивное обучение

Интерактивное образование инновацией не является, но и оно может стать принципиально новым.

«Сейчас интерактивное образование существует в рамках выпадающих окон и достаточно примитивного перемещения заданных элементов. Если мы обратимся к обучению с погружением, где используется виртуальная реальность, если будем обучать человека при помощи опыта, то есть не просто перемещения картинок или работы с выпадающим меню, это станет именно взаимодействием с объектом. Человек сможет взять, поменять и увидеть, возможно, не ожидаемый никем результат», – говорит Тарас Загибалов.

Образовательная парадигма

«Самое главное изменение, на мой взгляд, которое может принести искусственный интеллект, это изменение вообще всей образовательной парадигмы. Речь идет об индивидуализации и персонализации обучения», – продолжает спикер.

Существует понятие дифференциации, когда учитель определяет, что в его классе есть несколько групп учеников (один слабее, другие – сильнее, одним интересная химия, другим – физика), и пытается адаптировать для них один курс. Индивидуализация – это в целом то же самое, но не в отношении группы, а по отношению к конкретному ученику.

В процессе персонализации в центр помещается уже не учитель, а ученик, поэтому и весь образовательный процесс строится вокруг него. Здесь мы можем подойти к реализации личностно-ориентированного обучения, то есть обучения, которое строится вокруг конкретного человека, его возможностей и потребностей, отмечает Тарас Загибалов. И в этом же случае решается проблема mastery learning – обучения, которое ставит своей задачей не перепрыгивать через какие-то этапы.

«Сегодня в современной школе ты сдаешь что-либо на троечку, и это уже хорошо. Подобный подход закладывает бомбу под все последующие этапы обучения, потому что, не уловив фундаментальные вещи в начале курса, ты потом будешь постоянно спотыкаться на этом, и тебя будет преследовать мучительное ощущение, что ты чего-то где-то не понял. Mastery learning исходит из того, что все должны освоить хотя бы 90 % материала, который преподавался», – объясняет спикер.

Изменение роли учителя

Если в дифференциации и индивидуализации роль учителя была главной, организующей, то при персонализации, при изменении образовательной парадигмы, эта роль меняется. Он становится партнером, а, может быть, даже ресурсом, который позволяет организовать обучение не One-fit-all, а All-fit-one. В этом случае ученикам не нужно будет собираться вокруг учителя, проходить всем один курс, ехать в один вуз, в одну школу – все собирается вокруг одного человека. Все это пока что весьма отдаленное будущее, но именно к этому движется человек, считает спикер.

Редакция новостного портала
Архив по годам:
Пресс-служба