Международный фестиваль робототехники «Робофинист». Фото: Шамиль Трояновский

Арканоид, воздушные гонки и интеллектуальное сумо: в Петербурге прошел международный фестиваль по робототехнике «Робофинист»

Каким должно быть преподавание робототехники школьникам и как заинтересовать ребенка конструкторской деятельностью и программированием? Эти вопросы педагоги со всей страны обсудили на международном фестивале робототехники «Робофинист». В рамках фестиваля состоялся круглый стол, посвященный международному опыту развития робототехники, деловая программа с участием педагогов со всей страны, а также соревнования в нескольких десятках категорий. Обширную зону представил Университет ИТМО, где любой желающий мог порисовать новым поколением 3D-ручек, найти на голограмме персонажей «Звездных войн» и позаниматься на площадке по детской робототехнике.

«Робофинист» — международный фестиваль, призванный собрать единомышленников и всех желающих погрузиться в увлекательный мир робототехники. Его цели — развитие юных талантов, научно-технического творчества и популяризация робототехники. Организаторами мероприятия выступают Благотворительный Фонд «Финист», Президентский физико-математический лицей №239 и НПО СтарЛайн.

По данным организаторов, в этом году в фестивале приняли участие более тысячи юных и взрослых робототехников, заслуженных педагогов из разных городов России, а также Казахстана, Кипра, Хорватии, Турции, Бразилии. Площадкой проведения стал петербургский СКК. Команды соревновались в таких категориях, как «следование по линии», «интеллектуальное сумо» и «сумо андроидных роботов», «большое путешествие», «марафон шагающих роботов», «эстафета», «ралли по коридору», «футбол автономных/управляемых роботов», «арканоид», «гонки балансирующих роботов» и других. В рамках фестиваля состоялись не только соревнования команд-создателей роботов, практические олимпиады по робототехнике, мастер-классы по созданию и программированию роботов, но и презентация собственных творческих проектов.

Оба дня фестиваля все желающие могли посмотреть на роботов, пройти космический квест или найти на голограмме Принцессу Лею или R2-D2 в зоне Университета ИТМО. Студенческая лаборатория «ОЛИМП» подготовила площадку по детской робототехнике, в зоне FabLab — открытой лаборатории Университета ИТМО — можно было порисовать 3D-ручками нового поколения, позволяющими создавать объемные фигуры, и воспользоваться 3D-сканером, а также увидеть роботизированную шляпу из «Гарри Поттера».

В зоне VR/AR любители компьютерных игр прошли космический квест, разработанный магистрантами кафедры графических технологий. А на площадке Музея Оптики — посмотрели, как работает leap-motion – технология управления в виртуальной реальности. Если поднести руку к инфракрасному датчику, можно увидеть на экране определенные узоры. Этими узорами можно с легкостью управлять, поднося к датчику от одного до пяти пальцев. Здесь же расположились сразу несколько героев «Звездных войн» — голограмма с R2-D2 и Принцессой Леей, которую можно увидеть, только посветив фонариком, а также Scratch голограмма, выполненная по особому методу, с одним из первых имперских кораблей.

Преподавание робототехники: каким оно должно быть?

В рамках деловой программы фестиваля состоялся симпозиум по образовательной робототехнике, который объединил спикеров — педагогов по робототехнике со всей России. Лучшими практиками и собственными методиками поделились преподаватели из Москвы, Новосибирска, Петербурга, Оренбурга и других городов. Они обсудили, как заинтересовать ребенка конструкторской деятельностью, что делать, если у него не получается программировать и какой в целом должна быть оптимальная система преподавания робототехники школьникам.

По словам Олега Горелова, преподавателя Московского городского педагогического университета, курс робототехники для младших школьников должен учитывать несколько базовых составляющих, которые в сумме способны подготовить ребенка к условиям проектной работы.

«Курс робототехники не состоится без нескольких составляющих. Во-первых, это продуктивность. Робототехника всегда подразумевает, что в конце занятия у вас будет продукт — робот, который что-то делает. Во-вторых, объективность. Мы понимаем, какие роботы более эффективны, когда мы проводим измерения. В-третьих, ресурсность — мы понимаем, какие у нас есть ресурсы, чтобы сделать продукт. Кроме того, в основе курса всегда лежит противопоставление эффективности человека и автомата. Нужно понимать, что современные учебные роботы всегда будут эффективнее в определенных действиях, чем человек. Именно поэтому особое значение приобретает контроль обратных связей не со стороны человека, а машины. И наконец, важно вставить в курс элемент неопределенности. Именно поэтому я даю детям в том числе задачи, в которых сам до конца не ориентируюсь. Это необходимо, чтобы ребенок привыкал искать лучшие решения, не концентрируясь на некоем единственно верном решении. Если он к этому привыкает к 11-12 годам, ему море становится по колено», — рассказывает эксперт.

При этом, с одной стороны, не стоит бояться уже со второго класса давать детям основы программирования: как показывает практика, базовые принципы, то, как устроено ветвление и циклы, понимает большинство, говорит он. С другой стороны, даже если ребенок не силен в программировании, это не значит, что он не сможет проявить себя в робототехнике. Именно потому в курсе должны присутствовать элементы, подразумевающие работу с аналоговыми стиками и кнопочным управлением, что позволит ребенку, освоив азы программирования, создавать первые проекты. Таким образом, даже если он не будет в дальнейшем писать сложные функции, он сможет проявить себя как хороший конструктор.

Еще одна важная компетенция для детей, изучающих робототехнику, — знание основ графического дизайна, считает преподаватель центра инновационного творчества Genesis (Новосибирск) Анна Короткова. Здесь детям преподают не только программирование, основы 3D-моделирования, но и учат делать макеты и в полной мере проектировать будущих роботов.

«Робототехника — это, безусловно, многогранная отрасль, здесь нужно обладать разными знаниями, уметь заниматься проектным творчеством. При этом дети должны иметь возможность выходить за рамки образовательных конструкторов. Чтобы сделать это, они должны понимать, как они могут спроектировать робота, в какой корпус собрать все компоненты и как делать собственноручно разработанного робота, с одной стороны, прочным, с другой — функциональным. В этом помогут навыки дизайнера — знания, как разработать и собрать прочные, функциональные конструкции. Этому учат профессиональных дизайнеров и архитекторов, мы же предложили ввести элементы их профессиональной подготовки в курс робототехники», — говорит эксперт из Новосибирска.

Сегодняшние двенадцатилетние ученики уже могут программировать и собирать микроконтроллеры, однако им очень сложно поместить свою задумку в подходящий корпус. Поэтому уже в начальной школе детям необходимо давать основы академического рисунка, черчения и простых графических редакторов, которые дадут возможность детям мыслить пространственно и избежать проблем с геометрией, отмечает она. При этом, по словам педагога, нельзя и ограничиваться в курсе только лишь 3D-моделированием: помимо этого, детям уже на начальных этапах обучения стоит также заложить основы материаловедения, которые позволят более грамотно подходить к выбору материала для будущих конструкций.

Редакция новостного портала
Архив по годам:
Пресс-служба