ITMO.START — это большой фестиваль для школьников 5-10 классов и их родителей о жизни до вуза. Здесь можно познакомиться со всеми мегафакультетами и подразделениями Университета ИТМО и даже стать участником настоящего Science Slam по химии. Увлекательно о науке рассказывают сотрудники и сами студенты вуза. А школьники, которые уже занимаются в университете, готовы продемонстрировать результаты своей работы. Например, на прошедшем в это воскресенье фестивале посетителей развлекал дружелюбный робот Seldon, который играет на укулеле, поет песни Адель и машет толпе фанатов. Робота сконструировали ребята из школьной сборной Университета ИТМО. Ранее он уже успел выступить в Японии и покорить жюри в номинации для юношеских сборных международных соревнований RoboCup-2017.

Школьники, которые занимаются в вузе, не только конструируют роботов. Получить дополнительное образование можно как по математике или программированию, так и по широкому спектру дисциплин и естественных наук.

Что могут изучать школьники в лабораториях, центрах и академиях Университета ИТМО?

Школы и центры Университета ИТМО рассчитаны как на старшеклассников, которые готовятся сдавать ОГЭ и ЕГЭ, участвуют в предметных олимпиадах, собираются поступать в вуз и определяются с выбором будущей профессии, так и для самых маленьких. Например, в Детско-юношеском компьютерном центре Университета ИТМО обучают ребят от девяти лет, а в Базовой профориентационной школе мегафакультета компьютерных технологий и управления постигать азы робототехники и собирать первых роботов можно уже с шестого класса. А с девятого — начать готовиться к ЕГЭ по информатике, а также профильным олимпиадам.

Успешное обучение и окончание помогает старшеклассникам получить углубленные знания по математике, физике и информатике, подготовиться к ЕГЭ и предметным олимпиадам без репетиторов, а также, еще учась в школе, более обдуманно подойти к выбору будущей профессии. В течение занятий ученики могут познакомиться с преподавателями, магистрантами и аспирантами Университета ИТМО, а также побывать в лабораториях вуза.

Заниматься в Исследовательской физико-математической школе можно с седьмого класса (набор осуществляется по группам — с седьмого по десятый классы). Здесь можно успешно подготовиться к олимпиадам, ГИА и ЕГЭ по физике и математике, а также к поступлению в вуз. Так, ежегодно более 90% выпускников школы поступают в Университет ИТМО на бюджетную основу. Кроме того, в школе можно начать выполнять собственные исследовательские работы, а также заниматься в музеях и лабораториях Университета. Начало занятий: конец сентября — начало октября.

Подготовиться к ЕГЭ и олимпиадам по информатике, а также начать постигать основы программирования, алгоритмы и структуры данных позволяет и обучение в Академии информатики и программирования. Курс длится восемь месяцев, а начинаются занятия в сентябре-октябре.

А если вы не понаслышке знаете о чемпионате ACM ICPC и хотите в будущем заниматься олимпиадным программированием, первый шаг можно сделать в Кружке олимпиадного программирования, где также преподают основы программирования, алгоритмы и структуры данных, а также ведут практическую подготовку по решению олимпиадных задач. Занятия в кружке начинаются с сентября и проходят один-два раза в неделю в вечернее время.

Подготовить свой первый научный проект, а также попрактиковаться в лаборатории можно в Школе лазерных технологий. Обучение здесь начинается с девятого класса. А занятия проходят по сезонам — с октября по апрель, а также в рамках летней школы (в конце июня). Участники школы получают возможность участвовать во всероссийских и международных конференциях и конкурсах, дипломы которых учитываются как индивидуальные достижения при поступлении в Университет ИТМО.

С целым комплексом наук школьников познакомят занятия в Центре дополнительного образования «Life Science School» на базе мегафакультета «Биотехнологии и низкотемпературные системы». Центр объединяет профориентационные кружки «Занимательная физика» и «Занимательная химия», Школу юного биотехнолога, где также действует курс лекций «Съедобная наука», а также Школы юного эколога и инженера. Дополнительное образование на базе мегафакультета позволяет школьникам участвовать в научных проектах и конкурсах, посещать лаборатории и предприятия, а также в случае успеха на конкурсах и конференциях получать дополнительные баллы к ЕГЭ за индивидуальные достижения при поступлении в вуз.

Обучение в Творческой лаборатории робототехники заточено на подготовку собственного проекта. Здесь можно сконструировать собственного поющего робота, робота-лесника или уборщика арктического мусора и повезти свою разработку на городские, всероссийские и международные соревнования. Именно здесь «родился» дружелюбный Seldon, уже выступивший в Японии. А в прошлом году ученики лаборатории взяли «серебро» на заключительном международном этапе Всемирной олимпиады по робототехнике в Нью-Дели.

Те, у кого не получилось попасть на презентацию возможностей университета в воскресенье, смогут получить всю информацию и узнать больше, посмотрев трансляцию мероприятия, которая доступна в официальной группе Университета ИТМО «ВКонтакте».

А если я пока не знаю точно, чем хочу заниматься в будущем?

Возможность определиться с выбором будущей профессии дает проект ITMO.STEP. Это студенческий проект Университета ИТМО для учащихся 8-11 классов, который предлагает бесплатную образовательную программу по развитию различных навыков. В рамках этого проекта можно, например, пообщаться с выпускниками вуза, побывать в лабораториях университета и на профильных предприятиях, а также посетить обучающие курсы по всем пяти меганаправлениям университета и тренинговые занятия, которые помогут развить коммуникативные навыки. Подробную информацию о проекте можно узнать на сайте, а следить за новостями — в группе проекта «ВКонтакте».

Еще один проект, помогающий определиться в будущей профессией, — ITMO.KIDS, который также можно назвать своего рода детским технопарком. Это площадка, где дети в игровой и развлекательной форме могут познакомиться с профессиями будущего и просто с пользой провести время. ITMO.KIDS — это объединением резидентов, факультетов и лабораторий Университета ИТМО, которое осуществляет профориентационную и просветительскую деятельности среди школьников в сфере современных технологий, перспективных направлений исследования науки, а также деятельности Университета ИТМО. В рамках детского технопарка можно посетить ФабЛаб, лабораторию-мастерскую Университета ИТМО, предназначенную для реализации личных проектов и ведения учебной деятельности. Подробнее о ФабЛабе можно узнать на сайте или в группе ВКонтакте.

Выбрать траекторию развития, добавлять активности, зарабатывать коды и получать вознаграждение позволит новый проект ITMO.START. Он объединяет все, что Университет ИТМО предлагает школьникам, которые хотят выйти за пределы стандартной программы. Здесь можно узнать о кружках, курсах, хакатонах, соревнованиях, экскурсиях в лаборатории и на предприятия, фестивалях, днях открытых дверей, профтестах, рекомендациях, онлайн-курсах, а также собрать активности в персональный план действий, учитывающий возраст, интересы и профессиональные планы ученика.

И наконец, помочь школьнику разобраться в своих увлечениях и интересах, а родителям — вовремя прислушаться к собственному ребенку и дать ему возможность развиваться по выбранному направлению может профориентационная консультация со специалистом. С какого возраста лучше задумываться о своей будущей профессии, могут ли помочь определиться с выбором специальные профориентационные тесты и самое главное: как понять, что ребенок не забросит увлечение после пары недель упорной практики? Об этом мы поговорили с психологом отдела по профессиональной ориентации и работе с талантами Ириной Кривошеиной.

Ирина Кривошеина
Ирина Кривошеина

В каком возрасте уже стоит начать задумываться о будущей профессии?

Профориентацию в очень широком смысле (здесь я имею в виду не профессиональные тесты, а в целом профнаправленные беседы) можно проводить достаточно рано — с пятого класса или даже раньше. Главное здесь — начать обращать внимание ребенка на существование мира профессий как такового. Простой пример: вы просто идете по улице и по ходу дела обсуждаете тему, начиная с самого простого. Элементарно можно спросить у ребенка: «Вот продавцы или рабочие, как ты думаешь, какие качества и навыки важны для того, чтобы они хорошо выполняли свою работу?».

Таким образом, просто обращая его внимание на профессии вокруг, вы уже побуждаете ребенка начать предметно разбираться в различных отраслях, а также профессиональных навыках, особенностях, которые присущи тем или иным специалистам. Безусловно, важно подробно рассказать и о своей профессии, сводить на свое место работы. И чем раньше начнется такое постепенное погружение в мир профессий, тем лучше. Это повысит вероятность того, что ребенок начнет более предметно укладывать эти знания в своей картине мира и задумываться о собственных интересах.

Большой интерес к этой теме может наблюдаться и у самого ребенка еще в довольно раннем возрасте. В этом случае важно поддерживать беседы, помогать ему понять какие-то сложные моменты, составить представление об интересуемом предмете, приводить примеры, не отмахиваться от вопросов. В противном случае мы рискуем получить старшеклассника, который совершенно не представляет с чем ему придется столкнуться.

Помимо просто фиксирования тех или иных склонностей, одним из способов определиться с будущей профессией являются специальные профориентационные тесты. Как они проводятся и какие результаты могут показать?

Обычно проводится комплекс тестов. Во-первых, участникам дается тест на профессиональные интересы и склонности. Он предлагает человеку выбирать из большого количества видов деятельности, профессий те, которые ему наиболее близки. Обычно эти виды деятельности объединяются в кластеры, которые составляют разные группы схожих профессий. Кроме того, проводятся тесты, включающие личностную методику: это тест на личные особенности, черты характера, а также — на способности, где дается ряд заданий на работу с числами и определение речевых навыков.

С помощью теста на личностные характеристики будет понятно, какую профессию можно предложить из всего кластера. Он в то же время вносит определенную долю реалистичности: скажем, если в этой сфере деятельности необходимо больше общаться с людьми, лучше сразу дать понять человеку, что ему придется задействовать по максимуму свои коммуникативные навыки. Тест на способности также с определенной стороны показывает, сможет ли человек работать и комфортно чувствовать себя в той или иной профессиональной сфере.

На мой взгляд, профессиональный интерес и желание развиваться в какой-то сфере первично, а уже дальше человек, исходя из своих личностных характеристик и способностей, может найти в этой сфере свою нишу. Ведь, например, даже если он не является контактным, он сможет найти определенный интерес в рамках общего направления.

Когда стоит проходить профориентационное тестирование?

Обычно в возрасте 13-14 лет интересы подростка постоянно меняются, поэтому профессиональное тестирование как одно из профориентационных мероприятий в этом возрасте может быть бесполезно. В этом возрасте скорее стоит сделать упор на другие профориентационные меры (информирование о разных профессиях, обсуждение, проба различных занятий и т.д.). Соответственно, вы можете в этом возрасте сводить его к себе на работу или, скажем, дать попробовать позаниматься еще чем-то. Подросток может загореться этой идеей, но нужно понимать, что через пару месяцев ему может это наскучить, а в тестировании на тот момент он отметит, что это именно то, чем он хотел бы заниматься всю оставшуюся жизнь. То есть, в этот период накопление знаний и опыта о том, что нравится/не нравится и получается/не получается, важно объединить с последующим обсуждением с родителями или другим взрослыми, которым подросток доверяет, но устойчивость профессиональных интересов у большинства подростков формируется позже. Хотя, безусловно, это действует не во всех случаях, бывают примеры подростков, которые уже точно знают, чем им хотелось бы заниматься в жизни.

В среднем более предметно определяться с профессиональными склонностями и желаниями подростка можно ближе к девятому классу. На мой взгляд, в этом возрасте такие мероприятия будут уже более эффективны.

За рубежом популярна практика профориентации детей, начиная со школы. При этом ребятам дают возможность на практике попробовать тот или иной вид деятельности и понять, сможет ли человек им в дальнейшем заниматься? Есть ли у российских ребят возможность не только пройти тестирование и в теории сформировать кластер своих склонностей и интересов?

Есть такое понятие job shadowing, которое как раз обозначает такой способ профориентации — возможность для школьника непосредственно посмотреть, как проходит рабочий процесс, свойственный разным профессиям, в реальности, то есть на самом рабочем месте. Но в российских школах в массе такая практика взаимодействия с работодателем практически отсутствует. В качестве альтернативы можно выделить некоторые виды деятельности, которые можно попробовать уже в школе. Если человека привлекает коммуникация, журналистика — попробовать что-то подобное с помощью кружков, дополнительного образования. Если это техническая сфера, то это, безусловно, развитие в кружках по техническому творчеству, робототехнике и так далее. Если это наука — посещение лабораторий и участие в исследовательской деятельности. Такая работа вне школы, в том числе довузовские активности, которые, например, предлагает Университет ИТМО, позволит понять, насколько ребенку интересна каждая конкретная сфера, а также позволит уже сформировать конкретные практические навыки, которые ему пригодятся в будущем.

Стоит ли родителям вносить коррективы в процесс выбора профессии, который делает ребенок?

Прежде всего миссия родителей — вносить долю реалистичности в интересы и запросы своего ребенка, подмечая его сильные и слабые стороны. И, исходя из этого, аккуратно направлять по той или иной траектории. Например, когда у ребенка уже есть навыки, опыт в разных областях, очень важно его очень подробно и своевременно анализировать и проговаривать: Что? Как? Почему? Почему тебе это нравится? Здесь нет каких-то строгих правил, необходимо честно и открыто выстроить коммуникацию, побеседовать вместе, проанализировать все активности, определить, опять же, склонности — что выходит, а что совсем не получается в той или иной сфере. Участие родителей в этом процессе, обсуждение таких тем поможет выстроить в голове у подростка более реалистичную картину, сформировать приоритеты, систематизировать поток интересов и активностей.