Выпускники Летних школ

Приготовить квас, проверить качество воды, поработать с жидким азотом – чему научились выпускники летних школ на мегафакультете биотехнологий и низкотемпературных систем

С 29 мая по 3 июня в Университете ИТМО более 20 школьников посетили Летнюю школу юного биотехнолога, школу юного эколога, а также школу юного инженера. Программа летнего обучения включала сразу три направления и предлагала ученикам 7-11 классов ознакомиться с деятельностью разных кафедр мегафакультета биотехнологий и низкотемпературных систем Университета ИТМО для того, чтобы в дальнейшем выбрать наиболее подходящее направление обучения. В течение шести дней участники курса поэтапно знакомились с инструментарием каждого направления. 

Летняя краткосрочная программа обучения была распределена по тем предполагаемым школам, которые начнут свою работу с октября: школа юного биотехнолога, школа юного эколога и школа юного инженера. Также осенью у школьников появится возможность посетить курс открытых лекций «Съедобная наука».

«Идея заключалась в том,  чтобы ребята могли ознакомиться с предполагаемыми активностями для них, которые развернутся в полном формате на мегафакультете с октября этого года. Это был ознакомительный курс, на котором они могли определиться с выбором, в какую именно школу им прийти осенью. У ребят была уникальная возможность познакомиться с различными кафедрами мегафакультета в столь короткий период.  Запрос на такой формат мы получили от коллег школ Санкт-Петербурга, которые предположили, что в Университете ИТМО проводятся профориентационные мероприятия для школьников в дни каникул, и высказали готовность к сотрудничеству на длительный период», – рассказывает доцент кафедры прикладной биотехнологии, а также организатор Летней школы юного биотехнолога Людмила Надточий.

Программа курса состояла из шести дней интенсивной работы, включающей как теоретический курс по тематикам школ, так и практикум по отработке полученных знаний в лабораториях мегафакультета. 

Первые два дня обучения ребята провели в Летней школе юного биотехнолога. На кафедре пищевой биотехнологии продуктов из растительного сырья ученики приготовили квас и провели оценку органолептических свойств готового продукта. Во второй половине первого дня обучения на кафедре прикладной биотехнологии ученики изготавливали смесь мороженого по всем правилам производства. На второй день ребята получили знания о различных способах производства в сыроделии, изготовили своими руками мягкий адыгейский сыр и провели дегустацию свежего продукта. И наконец, школьники смогли закончить процесс производства мягкого мороженого, отправив на фризерование приготовленную накануне смесь. В процессе практической работы ученики смогли понять, что ингредиенты в составе продукта очень важны, ведь именно они обеспечивают качество готового продукта. На примере какао-порошка, входящего в состав рецептуры смеси мороженого, ребята ощутили, что даже в незначительном количестве сырьевой ингредиент способен снизить качество готового продукта.

В завершающий день работы Летней школы на кафедре пищевой биотехнологии продуктов из растительного сырья ученики готовили несколько видов печенья, после чего устроили чаепитие с дегустацией еще теплого после печи лакомства. 

Все ребята получили сертификаты о прохождении Летней школы на мегафакультете биотехнологий и низкотемпературных систем Университета ИТМО. 

«Если мы готовили, то сначала нам объясняли теорию: рассказывали, из чего состоит продукт, какие компоненты входят, давали сведения о том, как правильно готовить этот продукт, а потом мы уже приступали к готовке.  Преподаватели практически не помогали нам, мы все старались делать сами, но они следили за процессом», – рассказала Елизавета Ких, ученица 8-ого класса, гимназии № 248.

Елизавета Ких
Елизавета Ких

Следующие два дня ученики провели в школе юного эколога, где к деятельности подключился химико-биологический кластер Университета ИТМО. На данном этапе ученики научились с помощью специального оборудования определять качество воды.

«Каждый день у нас были разные лабораторные работы. В первый день мы готовили квас, во второй день – мороженое и адыгейский сыр. Затем мы проверяли загрязнение воды в разных регионах России и выясняли, насколько вода чистая, можем ли мы ее пить. Тестировали воду из-под крана, из Волги, из Обводного канала и из Мойки и выявляли, насколько она загрязнена по разным показателям: щелочность, кислотность  и так далее», – рассказали Елизавета Свешникова и Анастасия Кряжевских, ученицы 9-ого класса, лицея №281. 

Елизавета Свешникова и Анастасия Кряжевских
Елизавета Свешникова и Анастасия Кряжевских

В последний день ребята примерили на себя роль юных инженеров.  По словам декана факультета низкотемпературной энергетики Университета ИТМО Андрея Никитина, школьники поняли, что такое инженерная профессия сегодня и как она будет выглядеть в будущем. В основном организаторы ориентировались на компетенции факультета низкотемпературной энергетики Университета ИТМО, поэтому в первую очередь объясняли юным слушателям, что такое низкие температуры, какими они бывают, как с ними работать, что такое тепловые потоки и так далее. В рамках Школы юного инженера ребята поработали с сухим льдом, жидким азотом, с инструментами, которые применяются в низкотемпературных системах и в низкотемпературной энергетике: как механические инструменты, так и современные электронные устройства, которые позволяют измерять тепловые потоки  тепловизионным способом.

«Больше всего мне понравилось готовить квас. Процесс приготовления не очень трудный, но дома повторить вряд ли удастся – нет подходящего оборудования. Пока мы занимались, нас учили пользоваться разным оборудованием, довольно непростым. Последнее занятие с приготовлением печенья понравилось домашней атмосферой, и самое главное – это легко повторить в домашних условиях», – рассказал Никита Кувардин, ученик 9-ого класса, лицея № 281.

Никита Кувардин
Никита Кувардин

Осенью, по словам организаторов, начнется обучение в полноформатных школах, где весь процесс обучения будет делиться на 2 этапа. Учеников ожидают новые лабораторные работы, мастер-классы и научно-развлекательные мероприятия. Ожидается, что в будущем в работе школ будут задействованы больше кафедр мегафакультета. На первом этапе обучения – с октября по декабрь – школьникам предстоит пройти курс и завершить обучение, подтвердив полученные знания. Сейчас планируется, что первая половина обучения завершиться викториной или мероприятием в другом игровом формате, в ходе которого ученики продемонстрируют освоенные ими компетенции. За осенний модуль школьники определятся, на какой кафедре они хотели бы осуществлять проектную деятельность, которая планируется во второй период обучения – с января по апрель. Ребятам предложат подключиться к работе в команде с аспирантами и магистрантами, обучающимися на программах мегафакультета, – так они ощутят себя в роли настоящих ученых. Однако если ученик не тяготеет к командной работе, то он сможет работать над своим проектом самостоятельно  под наблюдением молодого ученого Университета ИТМО, выступающего в роли куратора. Завершается этап научно-проектной деятельности выступлением учеников на школьной секции Конгресса молодых ученых.

По словам организаторов, осенью 2017 года на базе мегафакультета биотехнологий и низкотемпературных систем Университета ИТМО планируется открытие Центра дополнительного образования для школьников под названием «Life Science School», работа которого будет нацелена на самые разные возрастные группы, преимущественно на учеников 5-11 классов. Сейчас многие ребята уже знают проекты, над которыми они хотели бы работать. Так, одному из учеников Летней школы уже предложили составить команду с бакалавром третьего года обучения Университета ИТМО по разработке продукта спортивного питания. 

Людмила Надточий и Андрей Никитин
Людмила Надточий и Андрей Никитин

«На мегафакультете планируется проведение полномасштабной работы со школьниками. Ребятам будут предложены занятия по занимательной физике и химии, где школьники в игровой форме познакомятся с науками. Школы будут принимать учеников  постарше – 7-10 классы. Другими словами, когда дети перейдут в седьмой класс, они уже могут поступать в выбранную ими школу. Итог пребывания в школе – выступление на школьной секции КМУ, за которое школьники получат дополнительные баллы к результатам ЕГЭ. Планируется, что эти баллы будут действовать в течение двух лет», – рассказал декан факультета Андрей Никитин.

Подробную информацию о Школах юного биотехнолога, юного эколога и юного инженера, стартующих с осени 2017 года, можно узнать у Екатерины Тамбулатовой – инициатора создания Центра дополнительного образования для школьников «Life Science School» (тел.: +7 (903) 092-69-33; email: evtambulatova@corp.ifmo.ru).

Редакция новостного портала
Архив по годам:
Пресс-служба