Физико-математический лицей № 239 в Петербурге. Фото: Newtonew

Фантастическая «тридевятка», или почему учиться должно быть трудно

Журналисты популярного образовательного портала Newtonew запустили спецпроект-экспедицию «Фантастические школы России». Проект нацелен на то, чтобы продемонстрировать «изнанку» работы современной системы школьного образования, которую традиционно любят критиковать. Однако за дискуссиями нередко забывается, что в России есть и «точки силы» – прогрессивные заведения среднего образования, которые вдохновляют своим примером. Мы частично публикуем один из выпусков проекта, посвященный физико-математическому лицею №239 в Санкт-Петербурге. 

Петербуржцы эту школу ласково называют «тридевяткой» и относятся к ней уважительно. На то есть причины: «тридевятку» в свое время окончил один из величайших математиков современности Григорий Перельман, многие из команды разработчиков «ВКонтакте» (брат Павла Дурова Николай — в их числе), известные актеры и музыканты – Алиса Фрейндлих и Борис Гребенщиков. Кажется, здесь знают, как воспитать твердо стоящую на ногах личность.

Здесь смело ставят двойку, если ученик не заслужил оценку выше. Как говорят в лицее, определенное количество огорчений становится залогом совершенствования.

Директор лицея Максим Пратусевич подмечает, что коллектив лицея не поддерживает идеи упрощения школьной программы и снижения требований к знаниям.

«Сегодня есть такая тенденция — заворачивать детей в вату, как я это называю. Мол, бедные детки, им так трудно учиться, давайте сделаем проще. Мы такую тенденцию не поддерживаем... Только тот, кто научился преодолевать, кто научился пахать, впоследствии станет успешным», – уверен он.

В лицее нет равнодушных и случайных людей. Завуч Михаил Житомирский в этой школе с 1967 года — сначала в качестве ученика, а затем, после перерыва на обучение и армию, — в качестве учителя математики и руководителя туристического кружка.

«Я и сейчас могу на 2 000 метров в горы подняться, но только не с детьми — с ними я уже боюсь не справиться. Единственное, что сейчас гораздо сложнее ребят куда-то вывезти, много бумажек и разрешений нужно получить», – замечает завуч.

Лицей воспитывает не только детей, но и их родителей. Редкий пятиклассник может в свои 11 лет решить, что он хочет изучать точные науки. Обычно это решение за него принимают родители и ведут в «тридевятку», зная о том, что это престижный лицей с качественным образованием.

Если родителям хочется «просто хорошую школу», в лицее вежливо, но твердо рекомендуют поискать что-то другое. Благо, достойных учебных заведений в Петербурге хватает. В «тридевятке» хорошо будет только ребятам с аналитическим складом ума, которые искренне хотят заниматься профильными предметами.

Кстати, несмотря на президентский статус, особенных бытовых роскошеств в школе нет. У учеников есть все необходимое, однако сама обстановка весьма простая и даже аскетичная. Администрация с симпатией отзывается об Англии с ее суровыми академическими правилами. В престижные английские школы ведь едут не для того, чтобы восседать на мягких диванах и есть деликатесы в столовой?

ФМЛ № 239 — для детей, которые любят учиться. Это определенный склад личности; таким детям часто бывает плохо в других школах, где учиться хорошо не очень принято. Те, кого сюда привели родители против их воли, быстро увянут от учебной нагрузки.

А те, кто остается, вступают в «братство тридевятки» и проносят этот статус и приобретенную там дружбу через всю жизнь.

Журналисты проекта «Фантастические школы» уже побывали:

  • в Алтайском крае, где воспитывают будущих фермеров, а директор добилась для школы собственного трактора;
  • в Москве, где c 30-х годов сохраняют традиции художественного академического образования;
  • в Петрозаводске, где изучают языки финно-угорских народностей и делают это с удовольствием;
  • в Перми, где детей готовят к инженерным специальностям.

Следите за проектом по ссылке

Люся Ширшова, 

Newtonew

Архив по годам:
Пресс-служба